Файл: Учебное пособие. М. Сфера, 2002 Г. 510 С. Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОСИПОВА А.А. ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: СФЕРА, 2002 Г. 510 С.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................................ 3

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ .................................................. 4

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ....................................................................................................... 4

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ ................................................................. 4

§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ....... 9

§ 3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ............................................................................. 13

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ .............. 16

§ 1. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ

ПРОГРАММ ..................................................................................................................................... 16

§ 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ .................. 20

Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

ПРАКТИКЕ .......................................................................................................................................... 23

Глава 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ..................................................................... 23

§ 1 КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ ................. 23

§ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А. АДЛЕРА ................. 28

§ 3. КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА ................................................... 32

§ 4. ЛОГОТЕРАПИЯ ........................................................................................................................ 38

§ 5. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ .............................................................................. 41

Глава 2. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ .................................................................................. 47

Глава 3. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ...................................................................................... 56

§ 1. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ .................................................... 56

§ 2. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА .......................................... 62

§ 3. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А. БЕКА ...................................................................................... 67

§ 4. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА ......................................................................... 74

Глава 4. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ................................................................................................... 76

§ 1. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА ..................................................................................... 76


Глава 5. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ Ф. ПЕРЛЗА ...................................................................................... 81

Раздел III. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ .................................................................... 87

Глава 1. ИГРОТЕРАПИЯ ..................................................................................................................... 87

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА ................................................................................ 87

§ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ .................................................................. 89

§ 3. ИГРОВАЯ КОМНАТА И ЕЕ ОСНАЩЕНИЕ ........................................................................ 103

§ 4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-ИГРОТЕРАПЕВТУ ...................... 108

Глава 2. АРТТЕРАПИЯ ...................................................................................................................... 111

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА .............................................................................. 111

§ 2. МУЗЫКОТЕРАПИЯ ................................................................................................................ 116

§ 3. БИБЛИОТЕРАПИЯ ................................................................................................................. 122

§ 4. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ................................................................................................ 127

§ 5. ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК .................................................................................................. 131

§ 6. СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ ....................................................................................................... 136

§ 7. СКАЗКОТЕРАПИЯ ................................................................................................................. 137

§ 8. КУКЛОТЕРАПИЯ ................................................................................................................... 140

Глава 3. ПСИХОГИМНАСТИКА ...................................................................................................... 142

Глава 4. МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ................................................................... 147

§ 1. МЕТОД СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ ......... 147

§ 2. ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ ............................................................................................... 153

§ 3. МЕТОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИНЦИПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ..156

§ 4. "ЖЕТОННЫЙ" МЕТОД .......................................................................................................... 159

§ 5. МЕТОД МОРИТА ................................................................................................................... 160

§ 6. ХОЛДИНГ ................................................................................................................................ 162

§ 7. ИМАГО-МЕТОД ..................................................................................................................... 165

Глава 5. ПСИХОДРАМА ................................................................................................................... 167

§ 1. ОПИСАНИЕ МЕТОДА ........................................................................................................... 167

§ 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ПСИХОДРАМЫ ...................................................................................... 172

§ 3. МЕТОДИКИ ПСИХОДРАМЫ ................................................................................................ 177

Раздел IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ .................................... 182


Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ................................................................ 182

§ 1. ПОКАЗАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ........................................... 182

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.185

Глава 2. ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ .................................................................................. 194

§ 1. СПЕЦИФИКА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ............................................ 194

§ 2. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУППЫ .............................................................. 206

§ 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА ................................................................................................... 211

§ 4. РУКОВОДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОЙ .................................................. 219

Глава 3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП .................................................................................. 227

§ 1. ТРЕНИНГОВЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ............. 227

§ 2. ГРУППЫ ВСТРЕЧ ................................................................................................................... 253

§ 3. ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ ............................................................................................................ 267

§ 4. ГРУППЫ УМЕНИЙ ................................................................................................................ 272

§ 5. ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРУППЫ ....................................................................... 279

Глава 4. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ГРУППОВОЙ РАБОТЫ .............................. 286

Раздел V. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ..295

Глава 1. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ..................................................... 295

§ 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ............................. 295

§ 2. МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ302

БИБЛИОГРАФИЯ .............................................................................................................................. 325

Моим родителям, Осипову Анатолию

Ивановичу и Осиповой

Майе Степановне, посвящаю

эту книгу.

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая вниманию читателей книга раскрывает и наполняет конкретным содержанием модель психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности. В различных областях социальной практики и в процессе подготовки психологов нельзя обойтись без психокоррекционной работы, поэтому и возникла потребность в подготовке соответствующего учебного пособия.

Назначение учебного пособия по основам психокоррекционной работы заключается в следующем:

во-первых, оно предназначено для овладения студентами знаниями и навыками по применению различных психокоррекционных методик и технологий;


во-вторых, оно является как бы руководством для прикладников: практикующих психологов, школьных психологов, социальных работников и др., выступающим в качестве справочника.

Автор учебного пособия старалась представить не фрагментарные знания, а целостное системное представление о психокоррекционной работе.

Материалы, освещающие основные теоретические подходы к психокоррекционной практике, раскрываются по следующей схеме:

1. Краткий обзор основных и концептуальных схем подхода.

2. Цели коррекции.

3. Позиция психолога.

4. Позиция клиента.

5. Основные техники, используемые в рамках данного подхода.

Этой книгой мы планируем открыть серию - "Практическая психокоррекция". Первая книга этой серии носит

3

научно-практический характер, вслед за ней планируется выпустить книги, посвященные возрастным аспектам психокоррекционной работы, особенностям работы в различных ситуациях и особенностям коррекционной работы в различных учреждениях (образовательных, медицинских, ведомственных и т.д.).

Для того чтобы практический психолог мог наиболее полно реализовать свой профессиональный потенциал, ему необходимо уметь пополнять свои личностные ресурсы, углублять и расширять свои представления о сущности психокоррекдионной работы.

Книга, которую мы предлагаем психологам, социальным работникам, всем тем, кто оказывает психологическую помощь, призвана дать минимум знаний по основам психокоррекции, который помог бы специалистам решать разнообразные практические задачи.

4

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология - наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.


Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:

1. Самопознание и самооценка.

2. Познание других людей.

3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов - психологов. Каждый человек может

5

быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:

психолог - специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;

п с и х о т е р а п е в т - врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи - психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов "психокоррекция" и "психотерапия" возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин "психотерапия" (Рзуспоіегару) является