ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный социальный университет" в г. Клину Московской области |
Кафедра психологии, педагогики и информационного права
37.03.01 Педагогика
Направленность "Физическая культура"
Квалификация (степень): бакалавр
Предмет: «Методика физической культуры учащиеся молодёжи».
Реферат на тему: «Характеристика понятий «двигательные»,
«физические», «спортивные» способности и «двигательные» качества. Закономерности развития физических способностей».
Обучающийся _________________ Гусева.Л.С
подпись
Группа ПДО-Б-03.01-3-2018-1-ФК
Бакулина Елена Дмитриевна |
(ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) |
Проверил
Москва, 2021
План:
1 Понятие о физических качествах.
-
Характеристика скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей и основы методики их развития. -
Характеристика выносливости и основы методики ее развития.
4.Характеристика координационных способностей и основы методики их развития.
5.Характеристика гибкости и основы методики ее развития.
1 Понятие о физических качествах
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующиx силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
– анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
– физиологические (особенности сердечно-сосудистой, дыхательной систем – показатели МПК, периферического кровообращения и др.);
– биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
– телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
– хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.). О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки. Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Однако эффект тренировки способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
-
Характеристика скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей и основы методики их развития
Скоростные способности – возможность человека совершать двигательное действие в минимальный промежуток времени либо выполнять максимальное количество движений в единицу времени.
Их проявление зависит от:
а) латентного времени скрытой реакции на сигнал;
б) от скорости одиночного движения;
в) от частоты движения.
На первом этапе необходимо разносторонне развивать скоростные способности (быстроту реакции, частоту движений, скорость одиночного движения, быстроту целостных действий). Благоприятный период для развития скоростных способностей у мальчиков и девочек от 7 до 11 лет.
На втором этапе следует стремиться к максимальному развитию скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где быстрота реакции и быстрота действия играют существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства и др.).
На третьем этапе совершенствуют скоростные способности, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, в авиации).
Выделяют три группы упражнений для развития скоростных способностей:
1. Упражнения, которые целенаправленно воздействуют на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движения; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен. Прямой положительный перенос имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Специфические особенности скоростных способностей требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все компоненты скоростных способностей (например, спортивные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений: бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения руками и ногами, выполняемые в высоком темпе, упражнение на повышение скорости расслабления мышц после их сокращения.
Методы развития скоростных способностей: 1) метод строгого регламентированного упражнения; 2) соревновательный метод; 3) игровой метод.
Для определения уровня развития скоростных способностей применяют контрольные упражнения (моторные тесты). Для оценки скорости одиночного движения применяют биомеханическую аппаратуру. Для оценки максимальной частоты движений в разных суставах применяется специальный тренинг-тест за 5-20 с; регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной). Для оценки скоростных способностей, проявляемых в целостных двигательных действиях, используют бег на дистанциях 30, 60, 100 м с низкого или высокого старта. Время измеряется секундомером и автоматически с помощью специальных устройств.
Скоростно-силовые способности, проявляются в действиях, где наряду с силой требуется высокая скорость движений (легкоатлетические прыжки и метания, спринт, единоборства, рывок штанги и т. д.). Некоторые из таких скоростно-силовых проявлений получили название взрывной силы. Этим термином обозначают способность достигать максимума проявляемой силы по ходу движений в возможно меньшее время (оценивается, в частности, скоростно-силовым индексом – отношением максимального значения силы в данном движении ко времени достижения этого максимума). В качестве специфического фактора некоторых скоростно-силовых способностей спортсмена выделяют так называемые реактивные свойства мышц. Они проявляются в движениях, включающих мгновенное переключение от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц (при отталкиваниях в тройном прыжке после приземления с амортизационным сгибанием толчковой ноги), и характеризуются тем, что мощность преодолевающих усилий увеличивается под влиянием предварительного быстрого «принудительного» растягивания работающих мышц за счет кинетической энергии перемещаемой массы (в указанном примере – массы собственного веса тела спортсмена в фазе амортизационного приземления). Очевидно, развитие этих свойств двигательного аппарата спортсмена во многом определяет успех в легкоатлетических и акробатических прыжках, в прыжковых элементах спортивной гимнастики, фигурного катания на коньках, спортивных игр и т. д. Известно, что развитие
скоростно-силовых способностей обусловлено в той или иной мере развитием собственно силовых способностей. Вместе с тем максимальные показатели скорости движений не связаны прямо пропорционально с максимальными проявлениями силы. Напротив, с механической точки зрения они находятся в обратной зависимости – согласно так называемому «основному уравнению мышечной динамики» А. Хилла.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Различают собственно силовые способности и их соединение с другими способностями: скоростно-силовые способности, силовая выносливость и силовая ловкость.
Собственно-силовые способности характеризуются тем, что основную роль в их проявлении играет активация процессов максимального и околомаксимального мышечного напряжения. В наибольшей мере эти способности проявляются при максимальных мышечных напряжениях статического (изометрического) типа, совершаемых без изменения длины мышц и перемещения звеньев тела, а также с медленным сокращением мышц, преодолевающих околопредельное отягощение. В соответствии с этим различают статическую силу и динамическую медленную силу. Собственно-силовые способности проявляются в мышечных сокращениях уступающего характера, когда происходит удлинение работающих мышц под воздействием сверхпредельного отягощения (как, например, при вынужденном приседании под воздействием достаточно большого отягощения, когда мышцы разгибатели напрягаются в условиях их принудительного растягивания). Таким образом, собственно-силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающим и статическом режиме работы мышц. Самые благоприятные периоды развития силы у мальчиков и юношей – от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет. Наиболее значительные темпы прироста относительной силы у детей наблюдаются с 9 до 11 лет.