Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
СОЗДАНИЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1.1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1.2 ЧЛЕНСТВО В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1.3 ОРГАНЫ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
2.1 СНГ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ПРАВОВОЙ ХАОС НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
2.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН — ЧЛЕНОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
Реализация целей Сообщества возможна только в случае, если организационная структура и организация его деятельности в целом адекватны целям, провозглашенным Договором об учреждении ЕвраАзЭС, и направлены на укрепление и усиление взаимодействия государств - участников Сообщества.
Договоры, к которым относится и Договор об учреждении ЕврАзЭС, допускают по воле сторон самые разнообразные формы взаимоотношений между основываемыми ими органами и органами учредителей в рамках создаваемых ими образований. При этом учредители исходят не только из международных принципов и норм. Все более существенным становится влияние конституционных принципов и норм. Государства определяют компетенцию органов, создаваемых на основе учредительного договора. Соответственно стороны устанавливают конституционные формы правовых отношений между этими органами и национальными органами власти, включая государственные властные отношения "по вертикали". Определяющими в последнем случае становятся нормы конституционного права. В ряде случаев им принадлежит ведущая роль в создании межгосударственных образований (союзов, сообществ, содружеств).
Вместе с тем передача полномочий межгосударственным образованиям не затрагивает суверенитета стран - членов этих образований. Передача полномочий происходит не от одного государства другому, что характерно для международных публичных отношений, а по "вертикали" - органам объединений, получающим на добровольной основе такие же полномочия одновременно от всех участников договора для более эффективного решения общих задач. Поэтому и неуместно говорить о нарушении суверенитета государств - членов объединений.
Суверенитетом обладает государство в целом, и передача им отдельных полномочий органов государственной власти соответствующим органам межгосударственных объединений не меняет качественного состояния суверенитета государства, передающего эти полномочия. Суверенитет государства есть качественное состояние, и он не ограничивается при добровольной передаче всеми государствами части своих полномочий при образовании межгосударственного объединения.
Колебания вокруг вопроса о том, какое право должно развиваться в первую очередь - международное или конституционное, ведут к тому, что правовая система ЕврАзЭС складывается во многом стихийно и противоречиво.
Согласно статье 7 проекта Договора об Основах законодательства Евразийского экономического сообщества Межпарламентская Ассамблея, в частности, разрабатывает Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, принимает типовые проекты, на основе которых непосредственно разрабатываются акты национального законодательства. В Российской Федерации данные полномочия переданы Межпарламентской Ассамблее, в частности, Федеральным законом, каковым можно считать после его ратификации Договор об учреждении ЕврАзЭС, не требующий внесения поправок в Конституцию России. Тот факт, что полномочия переданы в соответствии с международным договором, ничего не меняет, поскольку такой договор, согласно ст. 15 Конституции РФ, является составной частью ее правовой системы. Не нарушаются при
этом и предметы ведения Российской Федерации, закрепленные в ст. 71 Конституции.
Рассматривая Основы как законодательный акт Сообщества и, по сути, инструмент конституционно-правового регулирования, Договор одновременно сохраняет и усложняет ряд международно-правовых процедур унификации и гармонизации законодательства. Это предполагает проведение многочисленных и довольно запутанных процедур предварительных обсуждений, экспертиз, рассмотрений, а также согласований, доработок, поэтапного принятия и утверждения Основ различными органами. И эти процедуры международного права становятся по существу приоритетными, искажая принципы конституционного права, заложенные в основу Договора об учреждении ЕврАзЭС.
Кроме того, подобное, во многом искусственное, нагромождение процедур не способствует использованию при разработке Основ принципа максимально простого в применении и наиболее эффективного механизма внутригосударственного правового регулирования. В результате затягивается и формирование международной организации, поскольку ее органы, не обладая необходимыми полномочиями, находятся в "подвешенном" состоянии и не образуют руководящего центра этой организации.
2.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН — ЧЛЕНОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ
СНГ не является собственно только экономическим учреждением, но имеет широкий спектр сотрудничества, включая по сути две основные функциональные цели: военно-оборонительное сотрудничество и экономическое сотрудничество. Причем и то, и другое на практике осуществляется не всеми странами — членами СНГ в равной мере. В Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) входят 6 государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). Параллельно с ОДКБ прогнозируется некое военно-политическое сотрудничество и в рамках патронируемого США объединения Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии — ГУУАМ (подробнее см. ниже).
Экономическое сотрудничество, кроме того, распадается на декларативного характера сотрудничество всех двенадцати стран и на заявляемое более углубленное — между отдельными группами этих стран или в двустороннем порядке.
В отличие от Евросоюза, в котором сотрудничество базируется на четко прописанных нормах весьма объемных и детально разработанных учредительных документов, в СНГ за отсутствием таковых (его учредительные акты — лишь рамочные документы) — реальное сотрудничество осуществляется на основе многочисленных многосторонних (с разным составом участников) и двусторонних соглашений по конкретным секторам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, касающиеся возникновения и создания Содружества Независимых Государств (СНГ), правовой природы СНГ, членство СНГ и органы СНГ.
Для достижения данной цели курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты и учебная литература.
В результате написания можно сделать следующие вывод, что за время существования Содружества Независимых Государств в его рамках принято много важных решений, подписано более 200 договоров, конвенций и соглашений. Однако деятельность организации еще недостаточно эффективна. Вместе с тем надо отметить, что определенных успехов добились в своей деятельности Экономический суд. Комиссия по правам человека. Предпринимаются шаги в области экономической интеграции, по созданию системы коллективной безопасности.
Вместе с тем назрел вопрос о реформировании структуры СНГ. В феврале 1999 года на 20-м заседании Совета министров иностранных дел обсуждался проект новой структуры СНГ по трем ключевым направлениям: перенос блока экономических вопросов в структуру СНГ (в настоящее время такие вопросы находятся в ведении Экономического союза, не предусмотренного Уставом СНГ), создание единого исполнительного комитета, который координировал бы работу всех органов СНГ, и создание единого бюджета для финансирования всех органов СНГ.
Отсутствие соответствующей экономической базы в странах СНГ, по-видимому, и объясняет неудачу многочисленных, часто бюрократического свойства попыток образования как в целом в СНГ, так и на субрегиональном уровне каких-либо экономически оправдывающих себя и взаимовыгодных зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов, единых экономических пространств и т.п. Все, к сожалению, остается на бумаге и не идет дальше кабинетов разнообразных бюрократических инстанций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). -
Постановление ВС РФ от 12.12.1991 N 2014-1 "О Ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств" (вместе с Соглашением от 08.12.1991 "О Создании Содружества Независимых Государств", Протоколом от 21.12.1991, "Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств", "Протоколом совещания глав независимых государств", Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21.12.1991, "Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия", "Алма-Атинской декларацией"). -
Соглашение о статусе экономического суда Содружества Независимых Государств" (Вместе с "Положением об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств") (Заключено в г. Москве 06.07.1992). -
Решение Совета глав государств СНГ "О принятии Устава СНГ" (Вместе с "Уставом Содружества Независимых Государств") (Принято в г. Минске 22.01.1993). -
Решение Совета глав государств СНГ "Об утверждении положения о постоянных полномочных представителях государств - участников содружества при уставных и других органах Содружества" (Принято в г. Ашхабаде 24.12.1993). -
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с "Положением о комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств", утв. 24.09.1993). -
Конвенция о межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств (Заключена в г. Минске 26.05.1995). -
Конвенция о межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств (Заключена в г. Минске 26.05.1995). -
Регламент Экономического суда Содружества Независимых Государств" (Принят 10.07.1997). -
Решение Совета глав государств СНГ "О возложении на экономический суд Содружества Независимых Государств функций суда Евразийского Экономического Сообщества" (Принято в г. Ялте 19.09.2003). -
Основы гражданского законодательства союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1) (ред. от 26.11.2001). -
Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 02.07.2005). -
Вишняков В.Г. Конституция России и межгосударственные объединения // Журнал российского права. – 2003. – № 11. -
Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 496 с. -
Международное право: Учебник. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международ. отношения, 2003. – 720с.