Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.
отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.
привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.
быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.
Таким образом, банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов, а своевременная диагностика банкротства является методом, позволяющим найти необходимые меры по оздоровлению финансового состояния.
1.2 ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА И ИХ ОСОБЕННОСТИ
В законе о несостоятельности предусмотрены следующие основные понятия: должник, денежное обязательство, обязательные платежи, руководитель должника, кредиторы, конкурсные кредиторы, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мораторий.
Согласно статье 3, признаками банкротства и юридического, и физического лица являются:
. "Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества".
2. "Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения".
. Положения, предусмотренные пунктами 1 и 2, применяются, если иное не установлено законом.
Для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) принимаются во внимание требования к должнику, если такие требования признаны должником не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о банкротстве или подтверждены вступившим в законную силу решением суда или иным исполнительным документом, а также задолженность по обязательным платежам.
Производство по делу о несостоятельности возбуждается на основании поступления заявления о признании должника несостоятельным, которое могут подавать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Срок возбуждения производства после подачи заявления составляет пять дней. Далее путем специального судебного заседания выносится определение (после того, как кредиторами подтвердилась обоснованность заявленных требований), согласно которому вводится процедура наблюдения. При этом, отсчитывая от даты поступления заявления, срок рассмотрения дела арбитражным судом должен не превышать 7 месяцев.
О мерах по предупреждению банкротства. Следует отметить, что при реализации признаков несостоятельности у предприятий, по отношению к которым госорган по финоздоровлению и банкротству проводит контроль платежеспособности (ее учет и анализ), данный орган направляет предписание, согласно которому необходимо уведомить учредителей должника о существовании у последнего признаков несостоятельности. При этом по отношению к должнику (унитарному предприятию) может быть проведена досудебная санация, то есть оказана помощь по выделению финансов, размер которых позволит погасить денежные обязательства, а также обязательные платежи, то есть для восстановления платежеспособности [6. C. 102].
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА БАНКРОТСТВА В РФ.
нкрВ настоящее время удельный вес дел о несостоятельности в общем количестве, рассматриваемом арбитражными судами РФ, является незначительным (менее 8,6% от всех дел).
Законодательное регулирование механизма банкротства в РФ напрямую регламентируются также следующими нормативными документами (с соответствующими изменениями и дополнениями):
. Федеральный закон №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. (в редакции Федеральных законов от 23.07.2013) [2].
. Специальные законы.
Федеральный закон РФ №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.1999 г. (в редакции Федеральных законов от 28.07.2012 г. N 144-ФЗ).
Федеральный закон РФ №83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 9.07.2002 г. (в редакции Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
Федеральный закон РФ №122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" от 24.06.1999 N 122-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 08.11.2007).
. Неспециальные законы и нормативные акты, документы.
Гражданский кодекс (часть 1: статьи 25, 56, 61, 65, 76, 86, 95, 105, 182; часть 2: статьи 578, 996, 1002, 1010, 1018, 1024, 1037, 1050);
Федеральный закон №195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях" (КоАП РФ) от 7 января 2007 года (статья 14.12 "Фиктивное или преднамеренное банкротство", статья 14.13 "Неправомерные действия при банкротстве");
Уголовный кодекс (статья 195 "Неправомерные действия при банкротстве", статья 196 "Преднамеренное банкротство", статья 197 "Фиктивное банкротство");
Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013) "Об исполнительном производстве";
Постановления Правительства РФ;
Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. №31-р и так далее.
Версия закона от 19 ноября 1992 г. в качестве признака банкротства устанавливала критерий неоплатности, формулируемый следующим образом: "под несостоятельностью (банкротством) предприятия понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или вследствие неудовлетворительной структуры баланса должника".
В качестве внешнего признака несостоятельности организации выступал факт приостановки ею текущих платежей, то есть если компания не могла обеспечить или изначально не была способна обеспечивать и выполнять требования кредитодателей на протяжении трех месяцев с момента начала даты их исполнения.
По отношению должнику закон предусматривал следующие процедуры: реорганизация (путем внешнего управления имуществом), санация, ликвидация (принудительная по суду, либо добровольная при контроле кредиторов), мировое соглашение [12. C. 65].
В данной версии закона недостаточно были проработаны вопросы по финансовому контролю над процессом процедур несостоятельности. Так функции по внутреннему контролю были возложены на арбитражных управляющих и собрания кредиторов, вместе с тем не были занормированы конкретные процедуры по контролю.
Законом не предусматривалось осуществление в ходе процедур по реорганизации, задача которых - восстановить платежеспособность, мероприятий финансового контроля, необходимых для планирования и реализации реабилитационных мероприятий; осуществление мероприятий по контролю, за счет анализа финансового положения, инвентаризации и оценки) предполагалось лишь после того, как происходило открытие конкурсного производства, которое осуществлялось для целей по соразмерному удовлетворению кредитодателей и последующего объявления несостоятельного в качестве свободного от обязательств и долгов. Осуществление мероприятий по контролю выполнялось также для целей охраны участвующих сторон от незаконных действий по отношению друг к другу.
Поскольку закон уделял недостаточное внимание финансово-контрольным процедурам, которые должны были позволить получить объективные оценки финансового состояния предприятия-должника, а затем выступать в качестве основы для последующего планирования мер по восстановлению платежеспособности, то можно говорить, что данный закон был направлен не на выведение несостоятельной организации из кризисного состояния, а на ее ликвидацию с последующей продажей активов.
В статье 65 ГК РФ указано, что в результате судебного решения несостоятельными может быть признано юридическое лицо, кроме казанных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Государственные корпорации могут признаваться несостоятельными, в случае допущения такого специальными федеральными законами, которые предусматривают их создание. Также закон регулирует отношения, которые связаны с несостоятельностью граждан, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей.
Закон о банкротстве уделяет особое внимание инвентаризации. Так, предусматривается необходимость учета результатов при последующих процедурах. Арбитражной практикой подтверждается обоснованность выполнения контрольных функций привлеченными арбитражным управляющим специалистами, при этом следует учесть, что оплата услуг различных специалистов осуществляется вне очереди за счет собственных средств должника.
2. МЕТОДЫ ДЕАГНОСТИКИ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА
2.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ, ИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И НЕДОСТАТКИ
Для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов, основанных на применении:
а) анализа обширной системы критериев и признаков;
б) ограниченного круга показателей;
в) интегральных показателей.
Признаки банкротства при многокритериальном подходе в соответствии с рекомендациями Комитета по обобщению практики аудирования (Великобритания) обычно делят на две группы [20].
К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем;
повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;
наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция их к снижению;
увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;
дефицит собственного оборотного капитала;
систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;
наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;
использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;
неблагоприятные изменения в портфеле заказов;
падение рыночной стоимости акций предприятия;
снижение производственного потенциала и так далее.
Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при непринятии действенных мер. К ним относятся:
чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;
потеря ключевых контрагентов;
недооценка обновления техники и технологии;
потеря опытных сотрудников аппарата управления;
вынужденные простои, неритмичная работа;
неэффективные долгосрочные соглашения;
недостаточность капитальных вложений и так далее.
К достоинствам этой системы индикаторов возможного банкротства можно отнести системный и комплексный подходы, а к недостаткам - более высокую степень сложности принятия решения в условиях многокритериальной задачи, информативный характер рассчитанных показателей, субъективность прогнозного решения.
В соответствии с методическими указаниями Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ для оценки и прогнозирования финансового состояния организаций используется следующий перечень показателей, характеризующих различные аспекты их деятельности [15].