Файл: 1. 1 Предмет философии науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Получается, что теория вырастает не из эмпирии, но как бы рядом с ней, а точнее, над ней и в связи с ней”. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. “Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда”. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

1.25 Общелогические и всеобщие методы научного познания.

Под методом познания понимается определенная система регулятивных принципов и приемов, с помощью которой достигается объективно верное отражение соответствующих предметов, явлений, процессов природной и социальной действительности. Различают три группы методов: 1) Общелогические методы познания. К этой группе обычно относят: индукцию и дедукцию, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Эти методы называют общелогическими по той причине, что они успешно используются в качестве основных или вспомогательных на всех уровнях научного познания. 2) Общенаучные методы познания. К ним причисляется сравнительно большое количество разнообразных методов, которые успешно используются в научных исследованиях: наблюдение и эксперимент (это, кстати, основные методы на эмпирическом уровне научного познания), идеализация и формализация, метод мысленного эксперимента, метод восхождения от абстрактного к конкретному, системно-структурный метод познания, логический и исторический методы познания и ряд других. 3) Философские, или общеметодологические, методы научного исследования. Зачастую к этой группе методов относят основополагающие принципы познания, базирующиеся на законах и категориях материалистической диалектики, ее основных идеях, как-то: принцип объективности исследования, принцип целостности в приемах и методах научного познания, принцип учета всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности вещей и явлений и т.д. Все эти принципы (как и ряд других) исключительно важны в научно-исследовательской деятельности, однако суть общеметодологических методов, или принципов, не сводится только к этому.


На философском уровне анализа процесса познания реализуются мировоззренческая, гносеологическая и методологическая функции философии, получают реальное воплощение соответствующие принципы познания, его установки, требования, которые предъявляются К субъекту познания, т.е. к ученому, самой объективной логикой развития познавательного процесса. В конкретно-научном исследовании философский подход не всегда явно прослеживается, не всегда учитывается, хотя очень часто именно философский анализ той или иной проблемы имеет решающее значение в определении судьбы исследования, так как именно он задает общее направление научной деятельности, а также принципы подхода к объекту изучения, является отправной точкой при мировоззренческой интерпретации исследования, его результатов.

Философские принципы научного познания оказывают существенное влияние на методы конкретно-научного познания как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. И это вполне естественно. Научный метод в любой отрасли науки не является продуктом произвольной деятельности ученого (разумеется, настоящего ученого, а не псевдоученого). Этот метод определяется прежде всего объективно данной природой исследуемого предмета, а также степенью сложности познавательной задачи, определенным этапом ее решения. К тому же нельзя забывать о том, что исследовательский процесс зачастую связан с использованием ряда методов с учетом их субординации и методологической «нагрузки». Перед ученым, и особенно молодым ученым, стоит, таким образом, важная задача: из многообразия методов современной науки выбрать такой или такие методы и исследовательские приемы, которые с наибольшей эффективностью ведут к успешному решению проблемы.

Методы научного познания принято подразделять по степе­ни их общности, т. е. по широте применимости в процессе на­учного исследования.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.

Классификация общенаучных методов тесно связана с поня­тием уровней научного познания.


Диалектика (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.

По Гегелю, диалектика- своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектика у Гегеля - учение о самодвижении понятий; метод диалектика раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов.

Комплексный подход в познании - Одно из важных требований диалектического метода состоит в том, чтобы изучать объект познания со всех сторон, стремиться к выявлению и изучению как можно большего числа (из бесконечного множества) его свойств, связей, отношений. Современные исследования во многих областях науки все больше требуют учета возрастающего числа фактических данных, параметров, связей, и т. п.

Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.

Система - это всегда некоторая целостность, представляющая собой совокупность элементов, функциональные свойства и возможные состояния которой обусловлены не только составом, строением и т.п. составляющих ее элементов, но и характером их взаимных связей. Для изучения объекта как системы требуется и особый, системный подход к его познанию. Последний должен учитывать качественное своеобразие системы по отношению к своим элементам (т. е. что она - как целостность - обладает свойствами, которых нет у составляющих ее элементов).


Принцип детерминизма.

Детерминизм - это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Основу данного учения составляет положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие)

Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.

Принцип изучения объектов в их развитии является одним из важнейших принципов диалектического метода познания. В этом состоит одно из принципиальных отличий.диалектического метода от метафизического. Мы не получим истинного знания, если будем изучать вещь в мертвом, застывшем состоянии, если будем игнорировать такой важнейший аспект ее бытия, как развитие.

1.26 Понимание и объяснение.

Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия “понимание” следующее: “Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности”

Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.

Исходные, донаучные виды понимания:

. освоение и понимание языка;

. понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;

. понимание социальных знаков, норм;

. понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.

Основные виды научного понимания:

. понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание);

. интерпретация инокультурных символов и метафор;

. перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);

. понимание иных форм жизни;

. понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально- антропологических исследованиях);

. понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании).

Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания.


К первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.

Второй тип понимания – связан с переводом с одного языка на другой, например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации. В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.

Третий тип понимания – относится к интерпретации произведений художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее эстетическое значение.”

Таким образом, понимание – это способность постичь смысл чего-либо и достигнутый благодаря этому реальности; это состояние вызванное внешними или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия.

“Впервые как обозначение особого научного метода термин “понимание” был применен Дройзером (1868г.)”

Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному методу “объяснение”.

Немецкий ученый Шпрангер (1882-1963), ученик Дильтея, в большинстве своих работ рассматривал сущность понимания как способ постижения смыслового содержания явлений объективного мира. Он настойчиво ставил перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, так как только они обеспечивают целостность человеческой натуры и характера.

Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного исследования.

Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта.

В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам.