Файл: Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции.




Группа
Студент


МОСКВА 2022г.


  1. В чем проявляются три компонента зависимости - психический, физический, моторный?

Психическая зависимость. Патологическое влечение к опьянению, преследующее цель устранить чувство психического дискомфорта. Например, с целью переживания субъективно приятных нарушений психической деятельности, то есть эйфории. На первый план могут выдвигаться иные эффекты опьянения, имеющие для пациента наибольшую ценность: релаксация, устранение тревоги, подавленности, преодоление неуверенности, повышение активности, обострение воображения, улучшение коммуникаций и др.

В качестве исходных, способствующих развитию психической зависимости факторов рассматриваются преморбидные личностные аномалии. Это, во-первых, незрелость личности, проявляющаяся интолерантностью к состоянию фрустрации, склонностью искать защиту и поддержку у окружающих или, по терминологии психоаналитически ориентированных психиатров, «оральной фиксацией»; недостаточностью положительной социальной мотивации, быстрым наступлением пресыщения в ходе деятельности, неспособностью принимать обдуманные, рациональные решения, несоответствием уровня притязаний действительным возможностям, повышенной внушаемостью и др. Фактически речь идет о невротической личности со свойственными ей внутренней противоречивостью, стагнацией, защитами, эгоцентризмом, ориентацией на субъективные личные ценности. Во-вторых, это наличие конституциально либо органически обусловленного психопатического склада и акцентуации личности с астеническими, эксплозивными, истерическими, неустойчивыми и аутистическими чертами характера, препятствующими адекватной социальной адаптации, что, в свою очередь, порождает конфликтные ситуации, создает предпосылки к неконтролируемым аффективным реакциям, является причиной длительных состояний психоэмоционального напряжения. В формировании психической зависимости существенное значение имеют нервные перегрузки, служебные и творческие неудачи, неудовлетворенность в личной жизни, одиночество и лишения, утраты, отсутствие условий для реализации жизненно важных целей и др. Немаловажная роль отводится достаточно широко распространенным в обществе формам отношения к употреблению алкоголя и наркотиков: упрочившиеся традиции неумеренности, атмосфера снисходительности и терпимости, явное и скрытое поощрение, прямое психологическое давление, распространение сведений о необыкновенной привлекательности опьянения и элитарности лиц, понимающих это;
доступность опьяняющих веществ, реклама и др. Нельзя не упомянуть и о роли неглубоких аутохтонных сдвигов настроения, замаскированных токсикоманическими проявлениями, что встречается, вероятно, не столь уж редко.

Первым и основным звеном становления психической зависимости является видоизменение клинической картины опьянения, наступающее некоторое время спустя после первого контакта с токсическим веществом и выражающееся формированием эйфории. С этого момента возникает желание вновь повторить это состояние, появляется психическое влечение (Морозов, Боголепов, 1984). Следует все же отметить, что психические нарушения в опьянении далеко не исчерпываются собственно эйфорией, понимаемой как состояние безмятежности, довольства и отрешенности от реальных проблем. Помимо эйфории в опьянении наблюдаются другие расстройства психики характер которых в первую очередь определяется видом употребляемого токсического вещества (Пятницкая, 1975). Было бы, конечно, упрощением принимать в качестве основной только что описанную модель формирования психического влечения. Она, пожалуй, адекватна для экспериментальных животных, но едва ли подходит человеку, все реакции которого опосредованы его личностью. Эйфория в опьянении наблюдается у большинства здоровых людей, но, к счастью, не все видят в ней ту цель, ради которой готовы принести в жертву все остальное. Пожалуй, наиболее полиморфной является клиническая картина гашишного опьянения. Наряду с подъемом настроения здесь встречаются расстройства схемы тела, метаморфопсия, нарушения восприятия качества цвета, сенсорная гиперестезия, явления телесной анестезии, деперсонализации и дереализации, ментизм, смешливость, болтливость, сменяющаяся затем аффективной индукцией и страхами, дурашливость и др. На высоте опьянения может возникать спутанность сознания, чаще в виде делириозного помрачения с интеллектуальным и двигательным возбуждением, сенестопатическими ощущениями, яркими иллюзиями, устрашающими галлюцинациями, фантастическими представлениями. Разнообразны соматоневрологические и вегетативные признаки гашишного опьянения: несистемное головокружение, мидриаз, вялая фотореакция зрачков, гиперемия кожных покровов и склер с последующей их бледностью, парестезии, нистагм, дизартрия, булимия («свиняк»), повышение либидо, нарушения координации движений, жажда («сушняк»). На выходе из опьянения часты страхи, фобические реакции («шугняк»).


Физическая зависимость (аддикция) приводит к синдрому отмены (абстинентному синдрому), когда прекращается прием наркотического вещества. Попав в такое состояние, зависимый человек пытается во что бы то ни стало раздобыть наркотик, или алкоголь для того, чтобы избавить себя от мучительно неприятных симптомов синдрома отмены. Надо сказать, что зависимость не развивается за один день. Возьмём, к примеру, героин: если человек употребит героин первый раз, то на следующий день у него еще не будет синдрома отмены. А вот когда этот человек продолжит употреблять героин ежедневно, то тогда уже она, или он разовьет у себя толерантность и физическую зависимость.

Как раз в этом смысле зависимость становится следствием добровольного выбора человека: ведь продолжает человек употреблять наркотик добровольно, ища в нем удовольствие, и не особо задумываясь о последствиях. Только по прошествии довольно длительного периода употребления развивается собственно физическая зависимость, то есть болезненная тяга к наркотику, которую человек уже не может убрать по своей воле. Чем дольше употребляется наркотик, тем более зависимым становится тело на физическом уровне, и тем тяжелее будут симптомы синдрома отмены.

Когда развивается физическая зависимость, человек начинает чувствовать, что уже не может нормально функционировать без наркотика. К тому же, при попытке бросить наркотик человека скрутят многочисленные симптомы отмены, которые представляют серьезную угрозу для здоровья, и даже для самой жизни. Симптомы синдрома отмены варьируют в зависимости от вида употреблявшегося наркотического вещества. Какой бы наркотик вы не употребляли, можете быть уверены, что синдром отмены не доставит вам много приятных моментов — синдром отмены всегда вызывает страшные и порой невыносимые муки.

Человек, у которого уже сформировалась физическая зависимость, будет испытывать жесткий синдром отмены при попытках бросить наркотик. Такие жуткие муки чаще всего и подталкивают человека прекратить попытку бросания и вновь вернуться к привычному наркотику, или алкоголю (это тот же наркотик), только для того чтобы почувствовать облегчение мучительных симптомов отмены. Даже если зависимый человек и хочет бросить, пытается начать новую трезвую жизнь
, самостоятельные попытки ни к чему не приводят, потому что физическая зависимость держит очень сильно в своих тисках.

Моторная зависимость- это компульсивное поведение, которое человек не в состоянии контролировать самостоятельно, несмотря на негативные последствия для себя и окружающих.

  1. Суть любой зависимости

Зависимость - представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния, обеспечивающего мнимую безопасность и эмоциональный комфорт.

Эта псевдожизнь постепенно начинает доминировать над реальной, вытесняя её. Вол человека ояслабевает и перестаёт работать тормозом на пути к получению простейшего удовольствия.

  • Для зависимого человека, с одной стороны, характерна низкая переносимость напряжения и стрессовых ситуаций, с другой стороны, он может сутками выносить любое напряжение и стресс, если они необходимы для реализации зависимого поведения.

  • Человек всё время балансирует между стремлением к доминированию, в силу жёсткости отстаивания своих интересов, и непризнанностью со стороны окружающих, что приводит к большому количеству конфликтов.

  • Уход в «другие миры» используется человеком в качестве иллюзорного способа решения конфликтов, с которыми ему приходится сталкиваться в реальной жизни.

  • Зависимая личность предпочитает избегание проблем, как главный способ их преодоления, по принципу «с глаз долой — из сердца вон».

  • Человек не может существовать без своего пристрастия, оно заменяет ему всё — друзей, реальные эмоции, становится центром его существования;

  • Пристрастие поглощает личность целиком, занимает все мысли, время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что он уже не может адаптироваться к жизни и заниматься чем-то другим, получать удовольствие каким-либо иным способом.

  • Мир реальной жизни оказывается для него закрытым.

  • Зависимость проявляется определённой узостью и избирательностью сознания, поскольку всё, что с ней не связано, просто не попадает в поле зрения человека, отторгается, как ничего не значащая и эмоционально нейтральная информация.

  • В ходе развития зависимости у личности возникает определённый эмоциональный дефект.

  • Сфера чувств любых, даже близких, людей и их эмоции разбиваются о глухую стену непонимания и обиды в ответ на постоянные попытки прервать состояние зависимости.

  • Исчезает возможность анализа ситуации и самоанализа. Они заменяются попыткой самообмана.

  • Зависимые выбирают компанию себе подобных, но действуют не вместе, а рядом, как 2—3 летние дети в процессе игры.

  • Возникает возрастная регрессия.

  • Происходит подмена «Я-реального» «Я-наркотическим»


  1. Как осуществить принцип замены (главное – замена трех компонентов - психического, физического, моторного/)?

Сущность предлагаемого способа лечения и реабилитации лиц зависимостью заключается в полной психологической переориентации личности пациента с вытеснением (и подавлением) из поля его сознания и подсознания иллюзорно-мифических, суррогатных влечений и желаний (физический и психический компоненты зависимости) и заменой патологических ритуальных, навязчивых стереотипов, трафаретов поведения, двигательных навыков (поведенческая, моторная зависимость от ритуальных цепочек) на новые, здоровые алгоритмы поведения. При этом ведется активный поиск других источников жизненных радостей и удовольствий.