Файл: Теоретические вопросы Предмет, содержание и задачи гигиены, связь с другими.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические вопросы
1. Предмет, содержание и задачи гигиены, связь с другими дисциплинами.

2. Взаимодействие организма и окружающей среды. Влияние социальных и природных факторов на здоровье населения.

3. Понятие температурно-влажностного режима, факторы его формирующие. Влияние на организм температурно-влажностного режима. Физиологические механизмы, обеспечивающие тепловую стабильность организма.

4. Показатели температурно-влажностного режима в помещении, методика их определения и оценки.

5. Показатели подвижности воздуха (скорость и направление), методика их определения и оценки.

6. Классификация микроклимата. Комфортный, нагревающий и охлаждающий микроклимат. Компенсаторные реакции организма человека при влиянии нагревающего и охлаждающего микроклимата. Гигиеническая оценка теплоотдачи (излучением, кондукцией, конвекцией, испарением) при различных условиях микроклимата.

7. Физиолого-гигиеническое значение естественного освещения. Гигиеническое значение солнечной радиации. Факторы, влияющие на условия естественного освещения, их гигиеническая оценка. Показатели, характеризующие естественное освещение. Гигиенические требования к количественным и качественным характеристикам естественного освещения.

8. Понятие об инсоляционном режиме помещений, показатели и разновидности инсоляционного режима. Значение и гигиенические требования к инсоляции помещений.

9. Гигиеническое нормирование и методика оценки естественного освещения. Приборы и методика измерения естественной освещенности.

10. Физиолого-гигиеническое значение искусственного освещения. Факторы, влияющие на условия искусственного освещения, их гигиеническая оценка. Виды и системы искусственного освещения, их сравнительная гигиеническая оценка. Гигиеническая оценка разных типов осветительной арматуры.

11. Гигиенические требования к количественным и качественным характеристикам искусственного освещения. Гигиеническое нормирование и методика оценки искусственного освещения

12. Состав солнечной радиации. Ультрафиолетовая часть солнечного спектра. Биологическое действие ультрафиолетовой радиации. Методы исследования интенсивности ультрафиолетовой радиации. Единицы измерения. Понятия биодозы, профилактической и физиологической доз.

13. Нарушения здоровья и заболевания
, вызванные ультрафиолетовой недостаточностью. Профилактика ультрафиолетовой недостаточности. Применение искусственных источников УФ-излучения в профилактических и лечебных целях. Применение искусственных источников коротковолнового УФ-излучения для санации объектов внешней среды.

14. Понятие о пыли, ее классификация по происхождению, дисперсности и способу образования. Качественные и количественные показатели, харктеризующие пыль в атмосферном воздухе. Гигиеническое значение пыли. Физические и химические свойства пыли, пылевая патология. Принципы гигиенического нормирования пыли в воздушной среде.

15. Классификация вредных химических веществ. Влияние загрязнения воздуха химическими веществами на здоровье человека. Требования к отбору проб воздуха для санитарно-химического исследования.

16. Поглотительные устройства, поглотительные среды, их свойства, виды, назначение. Отбор проб воздуха в сосуды ограниченной емкости (газовые пипетки и др.).

17. Значение и методика приведения объема воздуха к нормальным условиям. Методика расчета концентрации химических веществ.

18. Методы исследования микробного загрязнения воздуха (аспирационный и седиментационный).

19. Профилактика негативного влияния токсических химических веществ и пыли на организм человека.

20. Погода, определение понятия. Факторы, которые формируют и характеризуют погоду. Влияние погоды на психоэмоциональное состояние и здоровье. Гелиометеотропные реакции человека.

21. Медицинская классификация погоды, значение показателей, которые лежат в их основе. Классификация гелиометеотропных реакций. Методы профилактики гелиометеотропных реакций.

22. Климат. Определение понятия. Факторы, которые формируют и характеризуют климат местности. Акклиматизация. Основные гигиенические вопросы акклиматизации на Севере, Юге, в условиях аридной зоны и зоны высокогорья.

23. Понятие о биологических ритмах. Механизмы формирования биоритмов, их классификация. Гигиеническая характеристика основных биологических ритмов (уровень, период, амплитуда, акрофаза и др.). Понятие о десинхронозах. Виды десинхронозов. Хроногигиена, как основа профилактики десинхронозов.

24. Организация режима дня различных групп населения (дети и подростки, взрослые работающие, беременные и кормящие, пенсионеры). Закаливание как средство сохранения и укрепления здоровья. Роль воды, параметров микроклимата, инсоляции, их постепенность, постоянство и комплексность использования.


25. Физиологическое, эпидемиологическое и гигиеническое значение воды. Роль воды в распространении инфекционных и неинфекционных заболеваний.

26. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении.

27. Почва как фактор окружающей среды, ее гигиеническое и эпидемиологическое значение. Основные физико-химические свойства почвы (механический состав, влажность, пористость, водопроницаемость, фильтрационная способность, капиллярность, влагоемкость и др.).

28. Источники и характер загрязнения почвы. Роль почвы в распространении заболеваний инфекционной и неинфекционной природы. Процессы и показатели самоочищающей способности почвы. Естественные и искусственные биогеохимические провинции. Биогеохимическое значение почвы.

29. Социально-гигиенический мониторинг (СГМ). Понятие, его цель, задачи и организация. Порядок и алгоритм проведения социально-гигиенического мониторинга.

30. Здоровье населения как интегральный показатель состояния окружающей среды. Показатели, характеризующие здоровье.

31. Окружающая среда, её компоненты. Основные закономерности влияния окружающей среды на здоровье человека

32. Белки и их значение в питании человека. Классификация белков. Понятия «заменимые» и «незаменимые» аминокислоты, «полноценные» и «неполноценные» белки. Физиолого-гигиенические функции белков в организме. Показатели ценности белков. Азотистый баланс.

33. Нормы физиологической потребности в белках для различных групп населения, основные источники белков в питании человека. Болезни, связанные с недостаточностью и избыточностью потребления белков, их профилактика.

34. Жиры и их значение в питании человека. Классификация жиров. Понятия «насыщенные» и «ненасыщенные» жиры. Физиолого-гигиенические функции жиров в организме. Показатели ценности жиров. Нормы физиологической потребности в жирах для различных групп населения.

35. Основные источники жиров в питании человека. Болезни, связанные с недостаточностью и избыточностью потребления жиров, их профилактика.

36. Углеводы и их значение в питании человека. Классификация углеводов. Понятия «простые» и «сложные», «быстрые» и «медленные» углеводы. Физиолого-гигиенические функции углеводов в организме. Показатели ценности углеводов.

37. Нормы физиологической потребности в углеводах для различных групп населения. Болезни, связанные с недостаточностью и избыточностью потребления углеводов
, их профилактика.

38. Витамины и их значение в питании человека. Классификация витаминов. Понятия «водо- и жирорастворимые» витамины, витаминоподобные соединения. Физиолого-гигиенические функции витаминов в организме. Нормы физиологической потребности в витаминах для различных групп населения.

39. Основные источники витаминов в питании человека. Болезни, связанные с недостаточностью и избыточностью потребления витаминов, их профилактика.

40. Минеральные вещества и их значение в питании человека. Классификация минеральных веществ. Понятия «микро- и макроэлементы», минеральные элементы щелочного и кислотного действия (катионы и анионы), биомикроэлементы. Физиолого-гигиенические функции минеральных веществ в организме. Нормы физиологической потребности в минеральных веществах для различных групп населения.

41. Основные источники минеральных веществ в питании человека. Болезни, связанные с недостаточностью и избыточностью потребления минеральных веществ, их профилактика.

42. Обмен веществ и энергии. Понятия «катаболизм» и «анаболизм». Энергетический баланс: отрицательный, положительный, равновесие. Единицы измерения энергии в гигиене питания. Энергетические затраты. Методы определения. Понятия «нерегулируемые» и «регулируемые» энергетические затраты.

43. Труд и здоровье. Влияние условий труда на здоровье работающего человека. Критерии гигиенической оценки условий труда.

44. Химические производственные факторы. Их классификация в зависимости от химической структуры, агрегатного состояния, степени токсичности и опасности.

45. Понятие о комплексном действии химических веществ. Особенности комбинированных действий. Аддитивный, потенцирующий, антагонистический эффекты действия.

46. Условия, усиливающие или ослабляющие действие производственных ядов. Понятия об острых и хронических отравлениях.

47. Производственная пыль, классификация пыли по происхождению и образованию. Специфическое действие производственной пыли, взрывоопасные свойства пыли, профессиональная патология.

48 Меры по охране труда при работе с химическими веществами и пылью.

49. Физические производственные факторы. Основные источники. Роль физических факторов в формировании производственной среды.

50. Гигиеническая классификация производственного микроклимата, шума, вибрации. Действие физических факторов на организм человека.. Комплекс мероприятий по снижению неблагоприятного действия физических факторов на организм работающего человека.


51. Труд и работа как единство биологического и социального. Физиолого-гигиенические особенности физического, умственного и нервно-эмоционального (операторского) труда человека. Работоспособность человека, ее основные фазы и психофизиологические критерии оценки.

52. Физиолого-гигиеническая характеристика производственного утомления и переутомления. 6 36. Понятие тяжести и напряженности труда. Гигиеническая классификация производственной деятельности людей по показателям тяжести и напряженности трудового процесса.

53. Здоровье школьника как социально-биологическая категория. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей и подростков. Понятие о физическом развитии школьников. Критерии определения гармоничности физического развития школьников по шкалам регрессии.

54. Понятие о биологическом возрасте. Критерии определения. Гигиеническое значение. Понятие о «школьной зрелости». Критерии определения. Гигиеническое значение.

55. Критерии распределения школьников по группам здоровья. Методика определения группы здоровья школьника. Прикладное значение. Группы физического воспитания.

56. Состав помещений секции для детей преддошкольного и дошкольного возраста и гигиенические требования к этим помещениям. Гигиенические требования к помещениям общего пользования и административно-хозяйственным.

57. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в ДДУ и школах.

58. Гигиенические требования к освещению основных помещений детских дошкольных учреждений и школ.

59. Гигиенические принципы нормирования питания для детей различных возрастных групп. Особенности питания школьников. Обоснование их питательной ценности, рекомендации в отношении меню.

60. Понятие о работоспособности школьников. Фазы работоспособности, их физиолого-гигиеническая интерпретация. Переутомление школьников как гигиеническая проблема. Факторы переутомления. Принципы профилактики переутомления школьников и мероприятия по повышению работоспособности.

61. Гигиенические требования к школьной мебели. Правила рассаживания учеников в классе, методика гигиенической оценки.

62. Физиолого-гигиенические основы организации учебного процесса в школе. Понятие о плотности урока, методика гигиенической оценки. Гигиенические требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной школе.

63. Понятие, цели, задачи, содержание текущего и предупредительного санитарного надзора. Этапы предупредительного санитарного надзора. Понятие о проекте строительства, его основные части.