Файл: По дисциплине История медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создан в косской школе, так как в нем критикуются воззрения медицинской школы в близлежащем греческом городе Книде.

Знания физиологии в этот период находились в зачаточном состоянии. Хотя о существовании кровеносных сосудов было хорошо известно, считалось, что по ним движется не только кровь, но и другие субстанции, функции сердца и различие между венами и артериями были неизвестны. Слово «артерия» применялось, но обозначало любые крупные сосуды, а также, например, трахеи. В частности, считалось, что кровеносные сосуды переносят воздух, жизненная функция которого признавалась, ко всем частям тела [4] .

Автор сочинения О священной болезни (эпилепсии) использует эту идею для того, чтобы объяснить начало эпилептического припадка как результат закупоривания кровеносных сосудов флегмой. Он пишет: «Тот воздух, который идет в легкие и кровеносные сосуды, заполняя полости тела и мозг, и тем самым доставляет разумение и приводит конечности в движение». Хотя это представление и кажется примитивным, в нем трудно не увидеть предвосхищения современных знаний о процессе насыщения крови кислородом и его связи с сознанием и мышечной деятельностью. Труднее всего было объяснить, как усваивается организмом пища, превращаясь в ткани, кровь, кость и т.п. Самым распространенным было следующее объяснение: пища, например хлеб, содержит мельчайшие невидимые частички всех тканей организма, они отделяются друг от друга, а потом тело их соответствующим образом накапливает.

Каких бы взглядов ни придерживались сами практикующие последователи Гиппократа, общественное мнение отрицательно относилось к вскрытию трупов. Поэтому анатомия была известна главным образом благодаря изучению ран и травм. В корпусе имеется ряд работ по хирургии, в основном посвященных ранам различных видов. Два сочинения, О переломах и О суставах, возможно, являются частями одного большого труда, полный текст которого утрачен. Раздел О суставах, посвященный вправлению вывихов, где подробно описывается знаменитая «скамья Гиппократа», вполне возможно, восходит непосредственно к истокам греческой медицины. Самый знаменитый хирургический трактат О ранах головы известен точным описанием черепных швов и поразительной рекомендацией производить трепанацию черепа (вскрытие и удаление части кости черепа) во всех случаях контузии или трещины.

С тех самых пор, как этот совет был дан автором трактата, он неизменно приводит хирургов в недоумение, но тон, которым высказана рекомендация, настолько тверд и определенен, что не оставляет сомнений: автор использовал эту операцию в своей практике [4].


Гинекология и акушерство также не обойдены молчанием в корпусе, они рассматриваются в ряде сочинений, например в трактатах О женских болезнях, О болезнях девушек, О семимесячном плоде, О восьмимесячном плоде. Эти трактаты демонстрируют обширные знания; но, как обычно, практика опережала теорию, и описания процессов размножения наивны и ошибочны. Безапелляционное заявление, что семя собирается из всех частей тела, аналогично учению о росте тканей организма за счет отделения от пищи мельчайших однородных им частиц. Никакая другая теория на тот момент не была в состоянии объяснить возникновение организма.

3. История «Клятвы Гиппократа»

Приблизительно в 400 году до н. э. Гиппократ, древнегреческий врач, которого называют отцом медицины, написал «Клятву Гиппократа». Этим благородным этическим кодексом врачи руководствуются вплоть до нашего времени.

Как показывают факты, Гиппократ, скорее всего, не был автором известной клятвы, носящей его имя. Более того, современные врачи далеко не всегда соглашаются с первоначальной формулировкой этого древнего кодекса.

Есть немало причин, побуждающих усомниться в том, что «Клятву» написал именно Гиппократ. Например, «Клятва» начинается с обращения к различным божествам. Однако считается, что Гиппократ был первым, кто поставил медицину на научные основы, отделив ее от религии. Как известно, он старался найти корень болезней не в сверхъестественных, а в физиологических причинах.

Следует также принять во внимание и тот факт, что некоторые действия, запрещенные «Клятвой», не противоречили медицинским стандартам времен Гиппократа. Например, аборт и самоубийство не осуждались законом и большинством религиозных канонов того времени. Тот, кто давал «Клятву», обязывался также избегать хирургического вмешательства. Однако описание хирургических приемов входит в «Сборник Гиппократа» — собрание медицинских трудов, которое часто приписывается Гиппократу и другим древним авторам [5].

Хотя споры по поводу авторства «Клятвы» не умолкают до сегодняшнего дня, ее, по всей видимости, писал все же не Гиппократ. Философия, отраженная в этом документе, скорее соответствует идеям пифагорейцев IV века до н. э., которые проповедовали святость жизни и слыли противниками хирургического вмешательства.



Текст Клятвы Гиппократа:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

Считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного средства. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

На протяжении истории первоначальный вариант клятвы Гиппократа претерпел немало изменений; так, со временем она стала отражать некоторые взгляды, распространенные в христианстве. Иногда к имеющейся формулировке добавлялись новые требования, например, относительно больных чумой. А сравнительно недавно «Клятва» была приведена в соответствие с современными представлениями о медицине и этике [5].

Из многих современных формулировок были удалены идеи, не соответствующие нынешним медицинским стандартам, и, наоборот, к ним были добавлены те аспекты, без которых не обойтись в современном обществе. К примеру, уважение автономии пациента является сегодня основополагающим принципом в медицинской этике, однако этот принцип не находит отражения в античной медицине и, соответственно, не упоминается в клятве Гиппократа. В наше время идея о правах пациента занимает важное место во многих современных декларациях.


Заключение

Я, проведя исследование нескольких литературных источников, доказала, что Гиппократ внес неоценимый вклад в развитие и процветание современной медицины. Он был интересной, сложной личностью, величайшим человеком, буквально перевернувшим ранее привычные представления об искусстве врачевания.

Гиппократ- один из основоположников философского подхода к болезням человека. Его по праву называют отцом медицины. Просветительская деятельность и отсутствие страха перед осуждением корпорации врачей относительно разглашения «тайн врачевания» принесли Гиппократу широкую известность. Эти мысли великого ученого о медицинском просвещении населения не устарели и сейчас и получили дальнейшее развитие.

В настоящее время ликвидация медицинской безграмотности играет важную роль в утверждении здорового образа жизни, профилактике травматизма и многих заболеваний.

Гиппократ прославился и как врач-практик. При лечении больных он пользовался следующими средствами: 1) диетотерапия; 2) лекарственными препаратами; 3) бальнеотерапией; 4) лечебной физкультурой, 5) внушением, 6) скальпелем. Созданная им лечебница состояла из гимнастического зала, водолечебницы с бассейном, операционной.

Указанная направленность практической деятельности снискала Гиппократу славу выдающегося врача современности и всех последующих веков. Наука интернациональна, и с этим сейчас никто не спорит. Но ученый, как представитель своей нации, может добиться интернациональной известности только будучи патриотом своего народа, своей родины. Гиппократ был патриотом греческого народа.

«Врач-философ – богу подобен»,- провозглашала косская школа, и «где любовь к человеку, там также любовь к искусству!» У Гиппократа современный врач не может почерпнуть новых «патологических» доктрин, или специальных методов лечения и режима. Сущность гиппократизма лежит в его понимании врачебного призвания.

Невероятные заслуги врача вывели медицину на новый уровень, открыв новые методики и практики. Все литературные произведения красочно описывают гениальную наблюдательность Гиппократа и логичные умозаключения. Свои выводы он основывал на качественных наблюдениях и проверенных фактах. Доподлинное знание течения и итога заболевания, состоявшее из исследований аналогичных заболеваний, принесло Гиппократу и при жизни огромное признание.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:

1. Архангельский Г.В., О «Гиппократовом Сборнике» клиническая медицина. 2016. - 180 с.

2. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова: Пер.с нем./ Под ред.Б.Д.Петрова .- М.:Медгиз, 2015. - 242 с.

3. Жак Ж. Гиппократ //М.: Просвещение, 2015. - 1456 с.

4. Изуткин Д. А. Изучение вопросов здоровья и болезни в медицине Древней Греции // Медицинский альманах. - № 2. - 2019. - С. 34−37.

5. Сорокина Т. С. История медицины. - М.: Академия, 2018. - 560 с.

Интернет ресурсы:

1. Российская научная электронная библиотека // Internet. - https://elibrary.ru/defaultx.asp? ;

2. Сервис “Google Book” // Internet. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Книги

3. Издательский центр “Академия” // Internet. - https://www.academia-moscow.ru/


Приложение

Скульптура Гиппократа