Файл: Образовательной среды можно определить как совокупность факторов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Конфликтогенностью называется способность к рождению конфликта. Конфликтогенность является объективной закономерностью функционирования образовательного социума и характеризуется высоким уровнем напряженности педагогического труда. Конфликтогенность образовательной среды можно определить как совокупность факторов педагогического процесса и социального взаимодействия, способствующих возникновению конфликтов.

Объективными факторами, повышающими конфликтогенность образовательной среды, равно как и повышающими напряженность у субъектов образовательного процесса, являются:

  • экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе;

  • организационно-управленческие факторы;

  • содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса;

  • возрастные, статутные, а так же гендерные особенности (противоречия) участников образовательного процесса;

  • высокий уровень напряженности и монотонность педагогической деятельности.

Субъективные факторы, повышающие конфликтогенность образовательной среды и напряженность у субъектов образовательного процесса, можно классифицировать в зависимости от стороны, которая напряжена и, соответственно, оказывает влияние на общую атмосферу в межличностном взаимодействии.

2. Пастернак Н.А. определяет педагогический конфликт как «столкновение между участниками образовательного процесса, которые возникают в период профессионального и межличностного взаимодействия. А.Д. Чернова определяет педагогический конфликт как «форму проявления субъект-субъектных противоречий, возникающих во взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса, как правило, вызывающую у участников отрицательные эмоции, понижающие эмоциональный фон, способствующий конструктивному решению проблемы. К специфическим особенностям педагогических конфликтов относятся:


 разный социальный статус участников конфликта, в достаточной степени определяющий поведение субъектов в конфликте;

 разный жизненный опыт участников конфликтов, определяющий различное понимание причин возникновения конфликтов, а также событий, следующих за ним;

 ответственность преподавателя за правильное разрешение проблемной ситуации и возможных последствий;

 способность преподавателя проанализировать конфликтную ситуацию, взять инициативу в его разрешении, поставив на первое место интересы учащегося.

3. Медиативные и восстановительные практики могут использоваться для профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий в образовательной среде. В них могут участвовать все участники образовательных отношений. Процедуры реализации медиативной и восстановительной моделей предполагают участие независимого третьего лица, задача которого состоит в организации конструктивного диалога. Урегулированию с использованием медиативных и восстановительных практик подлежат следующие ситуации:

1) конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений;

2) совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений;

3) сложная/проблемная коммуникация в классе/группе;

4) ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;

5) конфликты между родителями и детьми, влияющие на образовательный процесс.