Файл: Образовательной среды можно определить как совокупность факторов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Конфликтогенностью называется способность к рождению конфликта. Конфликтогенность является объективной закономерностью функционирования образовательного социума и характеризуется высоким уровнем напряженности педагогического труда. Конфликтогенность образовательной среды можно определить как совокупность факторов педагогического процесса и социального взаимодействия, способствующих возникновению конфликтов.
Объективными факторами, повышающими конфликтогенность образовательной среды, равно как и повышающими напряженность у субъектов образовательного процесса, являются:
-
экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе; -
организационно-управленческие факторы; -
содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса; -
возрастные, статутные, а так же гендерные особенности (противоречия) участников образовательного процесса; -
высокий уровень напряженности и монотонность педагогической деятельности.
Субъективные факторы, повышающие конфликтогенность образовательной среды и напряженность у субъектов образовательного процесса, можно классифицировать в зависимости от стороны, которая напряжена и, соответственно, оказывает влияние на общую атмосферу в межличностном взаимодействии.
2. Пастернак Н.А. определяет педагогический конфликт как «столкновение между участниками образовательного процесса, которые возникают в период профессионального и межличностного взаимодействия. А.Д. Чернова определяет педагогический конфликт как «форму проявления субъект-субъектных противоречий, возникающих во взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса, как правило, вызывающую у участников отрицательные эмоции, понижающие эмоциональный фон, способствующий конструктивному решению проблемы. К специфическим особенностям педагогических конфликтов относятся:
разный социальный статус участников конфликта, в достаточной степени определяющий поведение субъектов в конфликте;
разный жизненный опыт участников конфликтов, определяющий различное понимание причин возникновения конфликтов, а также событий, следующих за ним;
ответственность преподавателя за правильное разрешение проблемной ситуации и возможных последствий;
способность преподавателя проанализировать конфликтную ситуацию, взять инициативу в его разрешении, поставив на первое место интересы учащегося.
3. Медиативные и восстановительные практики могут использоваться для профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий в образовательной среде. В них могут участвовать все участники образовательных отношений. Процедуры реализации медиативной и восстановительной моделей предполагают участие независимого третьего лица, задача которого состоит в организации конструктивного диалога. Урегулированию с использованием медиативных и восстановительных практик подлежат следующие ситуации:
1) конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений;
2) совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений;
3) сложная/проблемная коммуникация в классе/группе;
4) ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;
5) конфликты между родителями и детьми, влияющие на образовательный процесс.