Файл: Отчет по практике по теме деятельность овд в чрезвычайных условиях исполнитель студент гр. Зкпд19.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

(НПОУ «ЯКИТ»)
Отделение юриспруденции и правоохранительной деятельности

Специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»


ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
по теме:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ

Исполнитель студент гр. ЗКПД-19 __________________ В.О. Винокурова

подпись, дата
Руководитель, преподаватель

отделения юриспруденции и

правоохранительной деятельности __________________ Н.Р. Шевелев

подпись, дата

Якутск 2023

К числу основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности относятся: деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Перечисленные выше и некоторые иные источники угроз влекут наступление чрезвычайных условий.

В содержании Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» речь идет об условиях, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Здесь следует уточнить, что ни в правовых актах, ни в трудах ученых и специалистов в рассматриваемой области единообразного определения чрезвычайных условий нет.


Исходя из содержания Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», разделим исследуемые чрезвычайные условия на две группы: чрезвычайные условия социального характера и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, которые могут послужить основанием для принятия решения о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях.

Полагаем, что чрезвычайные условия социального характера - это условия, обусловленные совершением общественно опасных деяний, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью, значительный имущественный ущерб, нарушение условий жизнедеятельности населения и организаций, требующие принятия комплекса специальных (в том числе силовых) мер по защите от возникших опасностей и являющиеся, в том числе, основанием для введения чрезвычайного положения.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Органы внутренних дел, как правило, включены в состав сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выполнение задач в условиях различных чрезвычайных условий, и в конкретных правовых нормах оговорены пределы их компетенции. Деятельность по выполнению задач при чрезвычайных условиях осуществляется на межведомственной основе.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» возлагает в условиях чрезвычайных обстановки полицию следующие обязанности:

  • принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

  • принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

  • участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции, а так-же в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

  • участвовать в обеспечении режимов военного и чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

  • оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности временное ограничение или запрет доступа граждан к отдельным участкам местности или объектам вблизи Государственной границы Российской Федерации во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации.


Следует отметить, что успешное выполнение задач при чрезвычайных условиях связано с соответствующей организацией механизма взаимодействия с подразделениями иных федеральных органов исполнительной власти, важнейшими эле-ментами которого являются правовые нормы, регулирующие (определяющие) объем и содержание компетенции, ее адекватность и достаточность при распределении выполняемых задач и функций.

Содержание и объем компетенции органов внутренних дел при чрезвычайных условиях позволяет разделить выполняемые задачи на группы:

  • задачи непосредственной компетенции территориальных органов МВД России, вытекающие из обязанностей, возложенных законодательством Российской Федерации на органы внутренних дел при чрезвычайных условиях;

  • задачи по оказанию содействия иным федеральным органам исполнительной власти и участию в мероприятиях, проводимых территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти при возникновении чрезвычайных условий.

Такой подход соответствует положениям статьи 10 «Взаимодействие и сотрудничество» Федерального закона «О полиции». Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

Таким образом, территориальные органы МВД России при выполнении задач непосредственной компетенции в условиях чрезвычайных условий в порядке взаимодействия могут привлекать силы и средства иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Феде-рации и органов местного самоуправления.

К задачам, выполняемым непосредственно органами внутренних дел в условиях чрезвычайных условий социального характера, следует отнести: пресечение массовых беспорядков; пресечение массовых противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций; предупреждение и пресечение блокирования или захвата отдельных местностей, особо важных и собственных объектов;
пресечение деятельности банд, вооруженных преступников, участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований; освобождение заложников (в тех случаях, когда не выдвигаются требования политического характера).

Действия территориальных органов МВД России при выполнении второй группы задач осуществляются в порядке, определяемом, как правило, совместными (межведомственными) приказами МВД России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также планами взаимодействия. Органы внутренних дел оказывают содействие иным органам власти при пресечении и ликвидации последствий отдельных чрезвычайных условий социального характера и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Силы и средства территориальных органов МВД России участвуют в пресечении попыток насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, в пресечении вооруженных мятежей, террористических актов, межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов, в воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям границы; оказывают содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержания лиц, совершивших побег из-под стражи, в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении; содействуют бесперебойной работе спасательных служб МЧС России, обеспечивают общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

Сравнивая правовые и организационные аспекты выполнения органами внутренних дел за-дач непосредственной компетенции и задачи по оказанию содействия при чрезвычайных условий, следует отметить имеющееся сегодня несовершенство правовой регламентации действий органов государственной власти, и в том числе органов внутренних дел, при выполнении первой группы задач.

Следует отметить, что при выполнении органами внутренних дел задач, связанных с оказанием содействия иным органам власти предусматривается возможность установления режимов деятельности, предусматривающих проведение комплекса установленных соответствующими правовыми актами мероприятий.


Так, решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

  • режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

  • режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Продолжим сравнение и остановимся на анализе организации пресечения террористических актов (пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств [4]) и пресечения массовых беспорядков (которое отнесено к компетенции органов внутренних дел). Такое сопоставление оправданно, поскольку общественная опасность и степень угрозы для безопасности личности, общества, государства от массовых беспорядков в современных условиях весьма высока. Следует также отметить, что сегодня в Российской Федерации законодатель усиливает ответственность за организацию массовых беспорядков. События в других государствах свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования правовых и организационных основ оперативного реагирования на рассматриваемые деяния.

В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению предусмотрена возможность установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства может проводиться контртеррористическая операция. В пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции.

Кроме того, террористические акты являются одним из обстоятельств, служащих возможным основанием введения чрезвычайного положения.

Следует отметить также и то, что в субъектах Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском федеральном округе, где ежегодно совершаются почти 90%