Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 374

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Л.Р. САЛАВАТУЛИНА, Е.В. ГНАТЫШИНА
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Челябинск
2018

УДК 371:15(021)
ББК 74.00:88я73
С 16
Салаватулина, Л.Р. Педагогика и психология: учеб.-методич. пособие [Текст] / Л.Р. Салаватули- на, Е.В. Гнатышина. – Челябинск: Изд-во Южно-
Уральского гос. гуманитарно-педагогического ун-та,
2018. – 312 с.
ISBN 978-5-907210-19-6
Предлагаемое пособие содержит систему справочных, практических и контрольных материалов по курсу «Педагоги- ка и психология», направленных на усвоение теоретических основ науки, позволяющих перейти от теории к практике.
Последовательно представлены: справочный теоретический материал, практические задания и задачи, контрольные во- просы и задания, которые призваны обратить внимание сту- дентов на ключевые моменты темы.
Пособие предназначено для студентов факультета ин- клюзивного и коррекционного образования.
ISBN 978-5-907210-19-6
Работа выполнена в рамках научного проекта «Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога» комплексной программы и плана научно-исследовательской дея- тельности Научного центра РАО на базе ЮУрГГПУ на 2018–2010 гг.
© Салаватулина Л.Р., 2018
© Гнатышина Е.В., 2018
© Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно- педагогического университета, 2018
Рецензенты:
Е.А. Шумилова
,доктор педагогических наук, профессор ГБОУ «Институт развития образования»
Краснодарского края;
Е.В. Резникова
,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
С 16
УДК 371:15(021)
ББК 74.00:88я73

3
СОДЕРжАНИЕ
Введение .................................................................................5
Раздел 1.
ТЕОРЕТИКО-мЕТОДИчЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИчЕСКОГО зНАНИЯ
Тема 1.1. Педагогика в системе гуманитарных знаний о человеке .................................................................7
Тема 1.2. Педагогическая методология ...........................21
Тема 1.3. Теория целостного педагогического процесса .................................................36
Тема 1.4. Теория обучения и учебный процесс ..............60
Тема 1.5. Организация учебного процесса .....................80
Тема 1.6. Цель, содержание, закономерности и принципы воспитания ..................................................110
Тема 1.7. Организация воспитательного процесса .....128
Типовые задания и иные материалы для текущего контроля по разделу .................................152
Вопросы к зачету ......................................................170
Список литературы ...................................................174
Раздел 2.
ТЕОРЕТИКО-мЕТОДИчЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИчЕСКОГО зНАНИЯ
Тема 2.1. Психология как наука, ее предмет, методы, структура. Проблема и природа психического ............178
Тема 2.2. Сенсорно-перцептивные процессы ..............194
Тема 2.3. Мышление и его развитие ..............................207
Тема 2.4. Процессы и развитие памяти .........................225


4
Тема 2.5. Внимание: сущность, физиологические основы, виды и свойства .................................................................234
Тема 2.6. Воображение: понятие, функции, свойства 241
Тема 2.7. Деятельность и мотивация личности ...........249
Тема 2.8. Характер. Темперамент.
Способности личности ....................................................266
Тема 2.9. Эмоции и воля ...................................................276
Типовые задания и иные материалы для текущего контроля по разделу .................................286
Вопросы к зачету ......................................................308
Список литературы по разделу ...............................309

Введение
Цель учебно-методического пособия – комплексно изложить сведения об основных вопросах педагогики и психологии.
Главной задачей пособия является формирование у студентов системы знаний о содержании психолого- педагогической науки как основного компонента становления профессиональных компетенций бака- лавров.
В учебно-методическом пособии представлен обоб- щенный материал теоретико-методологического и при- кладного характера, который призван способствовать совершенствованию подготовки будущих педагогов.
Это находит отражение в выборе освещаемых вопро- сов, структуре разделов и тем лекций.
Учебное пособие адресовано будущим специали- стам специального (коррекционного) образования. Со- держательно в учебном пособии изложены положения основных разделов педагогики и психологии, которые являются базовыми для изучения специальных дисци- плин будущими педагогами-дефектологами. Учебный материал представлен в рамках компетентностного и информационного подходов, что учитывает специфи- ку преподавания основ педагогики и психологии в выс- шем учебном заведении.
Специфика пособия состоит в краткости изло- жения лекционного материала, который иллюстри- рует основные тенденции развития психолого-педаго- гической науки и практики. Учебный текст оснащен рисунками, схемами, таблицами, вопросами для са- мопроверки, практическими заданиями. Кроме того, в конце изучения разделов предложены типовые во- просы и задания для текущего контроля, кейсовые за-

6
дачи, индивидуальные задания, темы рефератов, во- просы к зачету и список основной и дополнительной литературы для изучения каждого раздела.
Изучение педагогики и психологии развивает у студентов активную исследовательскую позицию, обу- славливает анализ психических процессов, свойств, состояний человека, позволяет сформировать теоре- тические и практические навыки организации занятий с детьми с учетом индивидуального и дифференци- рованного подходов и т.д.
Задачи изучения курса:
• формирование системы знаний о сущности и специфике педагогики и психологии как науки;
• освоение ключевых положений и проблематики современной педагогики и психологии, подходов к по- ниманию и развитию личности;
• формирование собственной педагогической по- зиции по отношению к педагогическому процессу;
• развитие способности к самоорганизации и само- образованию;
• формирование готовности к психолого-педаго- гическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
• развитие способности анализировать особенно- сти социального взаимодействия в образовательном пространстве.
Курс является базовым, носит междисциплинар- ный характер и составляет неотъемлемую часть подго- товки будущих педагогов-дефектологов.


7
Раздел 1
ТЕОРЕТИКО-мЕТОДИчЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПЕДАГОГИчЕСКОГО зНАНИЯ
Тема 1.1. Педагогика в системе гуманитарных
знаний о человеке
0
Общее представление о педагогике как науке
Педагогическое знание относится к числу древ- нейших. Оно зародилось вместе с человеческим обще- ством, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания.
Педагогические знания фиксировались в житейских нормах – верованиях, требованиях. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, которые отра- жали опыт, необходимый для передачи молодежи. Ве- ками процесс передачи опыта протекал «сам собой», не нуждаясь в специальном изучении.
Так продолжалось до тех пор, пока накопленный человечеством опыт стал настолько велик, что его оказалось невозможным освоить в ходе естественного существования. И хотя невозможно установить даже приблизительную дату, когда именно это произошло, но именно с этого исторического момента появляется педагогическая деятельность как особая сфера соци- альной деятельности человека, а передача социального опыта стала целенаправленным процессом.
Конечно, в первобытном обществе не существова- ло школ в обычном понимании. Просто взрослые, стар- шие стали специально обучать младших, передавая им свои знания и умения. Тем не менее это стало ключевым этапом, определившим появление абсолютно нового для человечества социального явления: педагогическо- го процесса.

8
Развитие педагогического процесса происходит в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнеегипетские школы писцов и т.д.). Многочислен- ные источники свидетельствуют об огромном значении педагогического процесса в античном мире. В Древней
Греции вопросы обучения и воспитания становятся ча- стью этики – раздела философии, изучающего взаимо- действие человека и общества. Эти вопросы занимают важное место в деятельности Сократа, в сочинениях
Платона и Аристотеля.
Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. пе- дагогическое знание по-прежнему входит в состав фи- лософии. Как особую науку педагогику впервые выде- лил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон, а основоположником научной педагогики считается Ян
Амос Коменский
, сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).
Развитие педагогики ускорятся в XVIII в., и стано- вится особенно бурным в XIX–XX вв.
Объект, предмет и функции педагогики
. В любой науке принято различать её объект (область существую- щей действительности, которую исследует данная нау- ка) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объ- екта, которые существенны для данной науки). В.А. Сла- стенин даёт следующие определения объекта и предме- та педагогики.
Объект педагогики
явления действительности, ко-
торые определяют развитие человеческого индивида в его вза-
имодействии с обществом.
Предмет педагогики
образование как реальный пе-
дагогический процесс, целенаправленно организуемый в специ-


9
альных социальных институтах (например, в семье, в образо-
вательных организациях).
Основываясь на сущности предмета педагогики,
В.А. Сластенин определяет педагогику следующим об- разом: педагогикаэто наука, изучающая сущность, за-
кономерности, тенденции и перспективы развития педагоги-
ческого процесса как фактора и средства развития человека
в течение всех периодов его жизни.
Это определение раскрывает особенности со- временной педагогики, которая изучает образование не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как «ведение ребёнка», «дето- вождение»), но и взрослых.
Педагогический (образовательный) процесс
включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется более кратко: как наука о вос- питании и обучении человека.
Как и любая наука, педагогика выполняет опреде- лённые функции, решает ряд актуальных для человече- ства задач.
К основным функциям педагогической науки от- носятся следующие:
общетеоретическая, состоящая в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса
(описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, общих закономерно- стей, условий их существования, функционирования и развития);
прогностическая, заключающаяся в обоснованном предвидении развития педагогической реальности;
практическая (преобразующая, прикладная), кото- рая обеспечивает совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания.

10
Основные задачи педагогики
:
• выявление закономерностей воспитания и обуче- ния, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образо- ванием;
• изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;
• разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структу- рами;
• прогнозирование развития образования на бли- жайшее и отдаленное будущее;
• внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.
Взаимосвязь педагогической науки и педагоги-
ческой практики
реализуется в процессе их взаимо- действия и взаимного обогащения (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь педагогической
науки и практики


11
Основные аспекты обогащения педагогической на- уки за счёт педагогической практики:
1. Эмпирические данные о педагогическом про цессе.
Самые достоверные данные о педагогическом про- цессе можно получить только эмпирическим (опытным, практическим) путём. Педагогическая наука не может развиваться без постоянного поступления информации из практики работы педагогов: разнообразной стати- стики, сведений о результатах обучения и воспитания, о применении способов и средств организации педаго- гического процесса, об отношении к тем или иным пе- дагогическим новшествам и т.д.
2. Экспериментальная проверка научных гипотез.
Любые научно-педагогические концепции оста- ются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут под- тверждение на практике. Экспериментальная проверка научных гипотез – это важный аспект рассматриваемой взаимосвязи: практика влияет на теорию, «давая добро» новым научно-педагогическим разработкам или наобо- рот, обнаруживая их ошибочность или недостаточную разработанность.
3. Инновационный педагогический опыт.
Значительная часть научных открытий в педаго- гике берёт начало в педагогической практике. Бывает, что педагоги-практики, опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают некоторую закономерность, придумы- вают новые способы и средства организации учебного процесса, начинают их использовать в своей работе, до- биваясь высоких результатов. Этот инновационный пе- дагогический опыт изучается педагогической наукой, подвергается всестороннему анализу и используется в дальнейших научных исследованиях.
Обогащение педагогической практики педагоги- ческой наукой заключается в следующих аспектах.

12 3. Разработка новых систем обучения и воспитания.
Педагогический процесс очень противоречив, на него влияет огромное количество разнонаправленных факторов. Наличие единой системы необходимо для того, чтобы упорядочить педагогический процесс, при- дать ему управляемость и сориентировать в направле- нии главных целей обучения и воспитания.
Система обучения или воспитания представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач педагоги- ческого процесса, способов и средств его осуществле- ния, основных этапов и педагогических действий, взаи- модействия педагогов с учениками, воспитанниками.
Её разработка требует использования большого объёма научных знаний, а также больших усилий, связанных с осмыслением и поиском новых идей, с выстраивани- ем логичной структуры, объединяющей все компонен- ты педагогического процесса.
Практическая педагогическая деятельность сосре- доточена преимущественно на достижении частных целей и решении оперативных задач, она не оставляет возможности для системного осмысления всего процес- са. Поэтому разработка новых систем обучения и воспи- тания так необходима для обогащения педагогической практики.
2. Прогнозирование развития педагогического процесса.
Наука аккумулирует огромный объём знаний о пе- дагогическом процессе. Это позволяет ей не только описывать и связывать между собой известные факты, но и обнаруживать нечто такое, что невозможно уви- деть, решая только частные задачи практической педа- гогической деятельности. Возможность научного пред- видения развития педагогического процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптималь-