Файл: Автономная некоммерческая органиация высшего образования волгоградский институт бизнеса центр по работе со студентами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
ЦЕНТР ПО РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ







Дисциплина


Микроэкономика








Фамилия, имя, отчество преподавателя

Горбунова Екатерина Геннадьевна








Вид работы (контрольная/практическая/экзаменационная/ зачетная работа)

Практическая








Номер варианта, билета или номера заданий

4




Группа


ЭК211бсви/09






Фамилия, имя, отчество студента

Павловская Нелли Витальевна


Тема № 4 «Рыночные структуры».

1. Фирма и рынок.

Рынок– совокупность институтов, структурирующих отношения обмена посредством создания системы ограничений. Это множество симметричных избирательных обменов, пропорции в которых регулируются механизмом цен.

В условиях рынка все сделки осуществляются на основе контрактов. Для оценки добросовестности партнера лучшим критерием является собственный опыт, однако рыночный обмен часто предполагает взаимодействие ранее не знавших друг друга индивидов. В этих условиях приобретение информации о потенциальном контрагенте может представлять определенную сложность: выяснение дополнительных сведений требует затрат, повышающихся в отсутствии специализированных каналов передачи достоверной информации. Издержки оценки возникают в связи с существованием разнообразных свойств товаров и услуг, оказывающих неодинаковое воздействие на полезность, получаемую индивидом в процессе потребления блага.

Особенность рыночного обмена заключается в том, что в связи с нерегулярностью трансакций и неспецифичностью товаров и активов стороны не всегда считают целесообразным создавать гарантии для предотвращения оппортунизма, повышая тем самым вероятность его возникновения.


В рамках институциональной теории выделяют следующие типы рынков:

1) открытый публичный рынок («разлит по асфальту») – бабушки у метро и магазинов, разносчики товаров и т. д. Основное удобство для покупателей – доступность: продавец сам ищет, кому предложит товар, соответственно снижаются издержки поиска партнера для совершения обмена;

2) ремесленная лавка. Издержки поиска партнера существенно выше, чем в первом случае, однако в силу наличия специального помещения, в котором осуществляется торговля, снижается вероятность оппортунизма в форме продажи некачественного товара. Гарантом качества выступает сам продавец, дорожащий своей репутацией, а также государство, взимающее с него налоги и имеющее возможность устраивать периодические проверки.

3) ярмарка – тип рынка, при котором осуществляется торг продавца и покупателя, в результате чего повышаются издержки переговоров и заключения контрактов;

4) биржа, представляющая собой более сложную рыночную структуру, позволяющая снижать практически все виды ТАИ благодаря разработке стандартных процедур торга;

5) универсальный магазин, в котором четко зафиксированы правила торговли, основным из которых служит отсутствие торга, что снижает до минимума издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Сильны гарантии государства, т.к. между продавцом и покупателем заключается функционально полный контракт в виде чека.

Фирма – совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но вместе с тем имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение. Это множество асимметричных неизбирательных обменов, в которых координация деятельности индивидов осуществляется посредством команд, а не с помощью механизма цен.

Внутрифирменное управление осуществляется с помощью приказов исполнителям – собственникам человеческих активов, а не с помощью механизма цен. По мере расширения фирмы, диверсификации производства, увеличения объема осуществляемых трансакций с внешней средой предприниматель может оказаться неспособен направлять использование факторов производства наилучшим образом. Действия собственника фирмы будут рациональны, однако в условиях неполноты информации и несовершенства познавательных способностей он может оказаться не в состоянии принять оптимальное решение. Таким образом, 
фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на ее организацию другой фирмой.

Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек – трансакционных издержек, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержек контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.

Различают модели внутрифирменной структуры организации:

1) унитарная – максимальная централизация властных отношений. Все основные решения принимаются принципалом, он же осуществляет и контроль. Возможно делегирование права контроля над деятельностью агентов по функциональному признаку – главам функциональных подразделений (главному инженеру, главному бухгалтеру и т.д.);

2) холдинговая структура – максимальная децентрализация процесса принятия решений и контроля над деятельностью агентов. Фактически принципал сохраняет за собой лишь полномочия по контролю финансовых потоков и финансовых результатов деятельности агентов. Агенты автономны в принятии решений, за исключением вопросов, касающихся распределения прибыли;

3) мультидивизиональная – создание полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на основе принципа самоокупаемости и сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку. Это синтез унитарной и холдинговой структуры.

4) смешанная структура возникает в том случае, когда одно из подразделений полностью контролируется главным офисом, как в унитарном предприятии, второе подразделение зависит от главного офиса только финансово, как в холдинге, а третье подразделение имеет операциональную самостоятельность и действует на принципах самоокупаемости как в мультидивизиональной структуре.

Институциональное соглашение (механизм управления трансакциями) – совокупность договоров между людьми по поводу способов кооперации и конкуренции их друг с другом. Различают:

Вертикальную интеграцию, предполагающую добровольное слияние двух фирм, ранее автономно осуществляющих свою деятельность на смежных производственных стадиях. Это процесс замещения трансакций на рынках ресурсов и продуктов внутрифирменными трансакциями.


Различают две схемы объединения: поглощение мелкой фирмы, управляемой собственником активов, более крупной и объединение двух крупных фирм, в которых право на остаточный доход и на контроль реализуются отдельно как до, так и после слияния.

Гибридную форму институциональных соглашений – возникновение двусторонней зависимости, не требующей полной интеграции. Данный вид соглашения предполагает долгосрочные контрактные отношения, сохраняющие автономность сторон, но предполагающие создание трансакционно-специфических мер предосторожности, препятствующих оппортунистическому поведению участников.

Гибридные соглашения часто используются в сферах производства и оказания услуг, где сложно осуществить оценку качества производимой продукции или действий исполнителя. В этих условиях специфическим ресурсом оказывается репутация контрагентов, что обусловливает необходимость создания стимулов у партнера, который может оказывать влияние на создание репутации, для поддержания ее на должном уровне.

2. Рыночная конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, которую ведут фирмы на доступных им сегментах. Степень развития конкуренции во многом определяется возможностями фирмы воздействовать на рынок. Чем ниже влияние фирмы на рынок, тем более конкурентным считается рынок.

Рыночная структура - это совокупность элементов, определяющих функционирование рынка: число фирм в отрасли, размер этих фирм, условия спроса и предложения, барьеры входа (выхода) в отрасль (из отрасли) и т.д.

3.По степени развития конкуренции выделяют следующие рыночные структуры (модели рынка) чистую (совершенную) конкуренцию, чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию.

Совершенная, или чистая, свободная, конкуренция - структура рынка, описывающая идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на рыночную цену в одиночку, его формируют её своими суммарными вкладами в рыночный спрос и в рыночное предложение.

Монополия-  это рыночная структура, при которой контроль над определенной отраслью экономики оказывается в руках одного субъекта. Он единолично производит и реализует товар или оказывает услугу. Доступ для других участников рынка оказывается закрыт в силу естественных или искусственно созданных причин. Данный тип рыночной структуры характеризуется следующими признаками. Ниша занята единственным поставщиком товаров или услуг.


Олигополия- тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур.

Таб. 1. Характерные черты основных моделей рынка.


Признаки

Модели рынка

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Число фирм

Очень много

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный или Дифференцированный

Уникальная, нет близких заменителей

Контроль над ценной

Отсутствует

Возможен, но в довольно узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью, значительной при тайном сговоре

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Существенно затруднены

Блокировано

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу, товарные знаки, торговые марки и т.д.

Очень распространена, особенно при дифференциации продукта

Главным образом реклама и отношения с общественностью

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов

Местные предприятия коммунального хозяйства