Файл: Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности как средство изучения человека в курсе Окружающий мир 17 Заключение.pdf
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зарегистрировано №______
«___»__________2021 г.
________ _______________ подпись (расшифровка подписи)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У « Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет дошкольного, начального и специального образования
Кафедра теории, педагогики и методики начального образования и
изобразительного искусства
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬСНОТЬ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Курсовая работа по дисциплине «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» студента заочной формы обучения направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
2 курса группы 02021955
Еремеенковой Лолиты Александровны
Научный руководитель: к.б.н., доцент
Ю.П. Рыжкова
Допущена к защите
«10» сентября 2021 г.
________ ____Рыжкова Ю.П.
Подпись (расшифровка подписи)
Оценка_хор.
«20» сентября 2021 г.
________ ____ Рыжкова Ю.П.
Подпись (расшифровка подписи)
БЕЛГОРОД 2021
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
……………………………………………………………………….
3 1.
Понятие и сущность внеурочной деятельности в процессе обучения
6 2. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности как средство изучения человека в курсе «Окружающий мир»
10 3.
Изучение опыта учителей по организации внеурочной деятельности как средство по изучению человека в курсе «Окружающий мир»
15 4.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности как средство изучения человека в курсе «Окружающий мир»
17
Заключение
23
Библиографический список
25
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что предмет
«Окружающий мир» имеет интегрированное содержание, так как объединяет две образовательные области «Естествознание» и «Обществознание», то есть содержит большой материал по содержанию. Решить все задачи обучения, развития и воспитания в рамках только уроков невозможно.
И несмотря на то, что у большинства обучающихся имеются представления об объектах живой и неживой природы, они недостаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего их мира, что подсказывает необходимость организации внеурочной деятельности как средства изучения человека в курсе «Окружающий мир».
Внеурочная деятельность способствует расширению знаний, полученных на уроках, их конкретизации, формирует умения и навыки практического характера. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах во время внеурочной деятельности, будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.
В этой связи внеурочная деятельность призвана развивать многообразные интересы младших школьников, в том числе и в изучении человека. Все это позволяет утверждать, что данная тема актуальна.
Степень разработанности проблемы.
Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов как:
В. М. Минаева, В. Д. Мачихина, Е. А. Баконина, Е. Д. Воробьева, Т. Н.
Калечиц, З. А. Кейлина, М. Н. Скаткин, И. И. Баринова, А. Н. Захлебный, И.
Т. Суравегина. Изучив работы авторов можно сказать, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса
4 и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
В педагогической литературе среди форм проведения внеурочной деятельности выделяется факультативное занятие, которое по сути организации вроде кружка. Как факультативы, так и кружки имеют углублять знания учащихся по той или иной школьной дисциплины, предмета: родного языка, трудового обучения, физики, математики и тому подобное. Эта форма не только производит устойчивые и целенаправленные интересы, но и готовит учащихся к самообразованию и творческой деятельности после окончания школы.
По нашему мнению, внеурочная деятельность имеет большую учебную направленность по сравнению с кружковой формой работы. Поэтому внеурочную деятельность можно рассматривать как средство изучения человека в курсе «окружающий мир».
Проблема исследования: каковы особенности внеурочной деятельности как эффективного средство изучения человека в курсе «окружающий мир».
Целью данной работы исследовать особенности внеурочной деятельности как средство изучения человека в курсе «Окружающий мир».
Объект исследования: особенность внеурочной деятельности как средство изучения человека в курсе «Окружающий мир».
Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство изучения человека в курсе «Окружающий мир».
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия внеурочной деятельности в процессе обучения;
2. выявить психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности как средство изучения человека в курсе «Окружающий мир»;
5 3.
Изучение опыта учителей по организации внеурочной деятельности как средство по изучению человека в курсе «Окружающий мир»;
4. разработать методические рекомендации по организации внеурочной деятельности как средство изучения человека в курсе «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно- методической литературы, психолого-педагогической литературы, интерпретация методической литературы, обобщение.).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.
6
1. Понятие и сущность внеурочной деятельности в процессе обучения
В учебнике «Педагогика» И.П. Подласого внеурочная деятельность характеризуется как, форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным и групповым заданиям учителя (Подласый, 2019).
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности для детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание, как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет практически все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач социализации и воспитания детей.
ФГОС утверждает, что основная образовательная программа начального общего образования должна быть реализована образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, в современных условиях значительно возрастает роль внеурочной деятельности школьников, которая из второстепенной становится полноправным компонентом основной образовательной программы (ООП) начальной школы (Баранов, 2014).
Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, которые способствуют наиболее разностороннему развитию индивидуальных способностей учащихся. Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, с помощью которой совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно: проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с
7 другими школьниками.
По мнению А.В. Горчинской, цель и задачи внеурочной воспитательной работы, придают особенный характер функциям целостного педагогического процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей
(Горчинская, 2014).
Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:
1) выявление способностей учеников к различным видам деятельности;
2) формирование системы ЗУНов( знаний, умений, навыков);
3) развитие творческих способностей учеников;
4) создание таких благоприятных условий, способствующих проявлению уже приобретенных ранее умений и навыков;
5) создание секций и кружков, согласно интересам и потребностям учащихся;
6) воспитание силы воли и терпения для достижения поставленных целей (Григорьев, 2012).
Для успешного достижения поставленных задач в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:
1) Принцип креативности. Педагог должен способствовать развитию творческих способностей школьников, поддерживать его желание заниматься не только индивидуальным творчеством, но и коллективным.
2) Принцип социальной значимости и успешности. Преподаватель направляет силы на формирование у детей потребностей в достижении успеха. Важно, чтобы достижения ребенка были не только индивидуально значимыми, но и имели ценность для остальных окружающих.
3) Принцип гуманистической направленности. Максимальное соблюдение и соответствие интересам, и потребностям детей. Создание условий для проявления индивидуальности ребенка, самореализации и
8 самоутверждения.
4) Принцип вариативности. Наличие огромного спектра форм и видов внеклассной деятельности, а также возможность свободного выбора и добровольного участия в ней.
5) Принцип системности. Функционирование системы внеурочной деятельности школьников, которая устанавливает взаимосвязи между всеми ее участниками, то есть учителями, школьниками и родителями (Степанов,
2016).
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив (Григорьев, 2012).
В школе могут быть реализованы такие виды внеурочной деятельности как: познавательная деятельность, игровая деятельность, музейная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, трудовая деятельность, проблемно-ценностное общение, творческая деятельность.
Для того, чтобы вызвать интерес у учащихся и привлечь их к внеурочной деятельности, необходимо проводить ее в необычной форме. И формы должны быть разнообразны (Балясной, 2018).
Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:
1. Обще-интеллектуальное: Библиотечные уроки; Предметные недели;
Экскурсии, конкурсы,олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области, участие в олимпиадах.
2. Спортивно-оздоровительное: Организация походов, экскурсий,
9
«Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», школьных спортивных соревнований, проведение бесед по охране здоровья, применение на уроках физкультминуток и игровых моментов, участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.
3. Социальное: беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты, практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие, участие в творческих конкурсах, в акциях
3. Духовно-нравственное: беседы, экскурсии, участие и подготовка к мероприятиям, разработка проектов, сюжетно-ролевые игры.
4. Общекультурное: беседы, экскурсии, подготовка к участию в конкурсах, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия.
5. Духовно-нравственное: организация экскурсий, Дней музея и театра, выставок поделок, рисунков и творческих работ обучающихся; проведение тематических классных часов, бесед, встреч (Григорьев, 2016).
Таким образом, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в системе ФГОС
НОО. Виды внеурочной деятельности разнообразны и их нужно рассматривать, как продолжение урочной работы. При организации внеурочной деятельности, можно использовать интересные формы работы в зависимости от вида внеурочной деятельности.
Целями организации внеурочной деятельности являются: создание условий для достижения учащимися необходимого багажа знаний для жизни в обществе социального опыта и формирования системы ценностей; создание условий для развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, развитие здоровой и творчески растущей личности.
10
2. Психолого-педагогические особенности внеурочной
деятельности как средство изучения человека в курсе «Окружающий
мир»
Среди организационных форм обучения «Окружающему миру» одно из значимых мест занимает внеурочная деятельность. Она помогает объединить учащихся, которые интересуется предметом. Заинтересованные дети хотят больше знать о природе. Они более любознательные и принимают участие в разных мероприятиях, связанных с ее изучением (
Аргунова, 2015)
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, которые способствуют становлению личности и формированию экологической культуры.
Актуальность внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» можно обосновать:
тенденциями изменения условий формирования личности;
необходимостью создания системы воспитания, которая будет удовлетворять интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
спецификой младшего школьного возраста.
Внеурочная работа позволяет организовать индивидуальные, групповые и массовые виды занятий. Занятия строятся на основе учебного материала. Свободная тематика отличает внеурочные мероприятия от урочной работы. При организации внеурочных мероприятий обязательно учитываются интересы учащихся. Содержание внеурочных занятий позволяет дополнить и углубить школьные знания учащихся. Внеурочная работа расширяет кругозор и помогает формировать практические умения и навыки. Увлекательная форма внеурочной работы вызывает у детей определенный эмоциональный настрой и является мощным рычагом мотивации учения (
Сластенин, 2015)
Человек – является частью природы. Основные системы органов
11 человека, их роль в организме. Что влияет на здоровье органов: здоровый образ жизни, соблюдение правил гигиены, режима дня, все это дети узнают в процессе обучения и пополняют свои знания. Узнают о правилах дорожной безопасности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах, противопожарной безопасности.
Принимая во внимание предмет изучения окружающего мира (систему
«человек – окружающая среда), выделяются следующие основные содержательные линии данного курса: человек, природа, общество. Эти объекты у разных авторов изучаются с первого по четвертый класс.
Рассмотрим содержание курса в соответствии с названными объектами изучения (
Цукерман, 2014)
В естествознании человек рассматривался преимущественно как биологический объект в одном ряду с представителями животного мира
Авторы современных курсов «Окружающий мир» предлагают эпизодическое обращение к вопросам охраны здоровья в 1 и 2 классах и концентрированное рассмотрение этих вопросов в рамках одной темы в 3 или
4 классах. При изучении этой темы обсуждаются вопросы: как устроен организм человека, каковы функции его органов, что нужно для того, чтобы организм был здоровым.
На уроках чтения раньше младший школьник получал представления о социальной составляющей человека, о человеке как личности, а в настоящее время эту задачу взял на себя и «Окружающий мир».
Человек как социальный объект, как личность рассматривается в таких темах, как «Ты ученик», «Человек - творец», «Ты познаешь мир», «Мир вокруг нас» и т.д. (
Федюкович, 2018
).
Особое место в курсе «Окружающий мир» занимает раздел «Организм человека и охрана его здоровья». При изучении этого раздела, дети смогут приобрести жизненно важные знания о своем организме, представляющем слаженную высокоорганизованную систему, которой управляет и регулирует