Файл: Шумакова Наталья Александровна Задание (Максимальное количеств баллов 3) Вы работаете учителем музыки в начальных классах школы, имеете высшую квалификационную категорию. Вам предстоит провести открытое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Димитриева Екатерина Васильевна

Преподаватель:

Шумакова Наталья Александровна


Задание 1. (Максимальное количеств баллов – 3)
Вы работаете учителем музыки в начальных классах школы, имеете высшую квалификационную категорию. Вам предстоит провести открытое занятие и поделиться своим опытом с молодыми коллегами в умении использовать приёмы вокальной импровизации на уроках музыки в 1 классе. Тема предстоящего урока – «Повсюду музыка слышна». Один из этапов Вашей подготовки к уроку – продумать варианты заданий, в которых возможно практическое применение вокальной импровизации.

Вопросы:
1. Составьте список этих заданий с кратким описанием их выполнения (не менее 3 заданий).
2. Сочините четверостишие на начало и завершение урока (для ритуала приветствия и прощания), которые Вы могли бы использовать для вокальной импровизации детей.

Ответ:

1. «Песенки музыкальных инструментов» (импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию барабана, трубы, гармошки, дудочки, колокольчика, скрипки на разные слоги, с разной интонацией, в высоком, низком регистрах).
Придумай попевку», «Вопросы – ответы» (импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив - кто больше придумает попевок).
«Музыкальное приветствие» (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя: Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т.д., передать в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций).
«Композитор» (сочинить мелодию в заданном жанре, передать настроение и характер музыки). Жанр может определяться и стихотворным двустишием, дающим настрой импровизации.
2. Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки?На месте!

Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто в путешествии отличился?


Задание 2. (Максимальное количеств баллов – 3)
Решите педагогическую ситуацию. Анна Сергеевна – учитель начальных классов и согласно учебной нагрузке, проведение уроков музыки входит в её обязанности. У учителя нет специального музыкального образования, но при этом она активный и творческий человек, желающий познакомить своих учеников с интересным материалом, расширяющим их представления о разнообразии музыкальных инструментов, истории их возникновения и особенностях звучания.
Просмотрите предложенный видеоматериал по теме «Деревянные духовые инструменты». 

Вопросы:

1. Составьте тест, состоящий из 10 вопросов, который позволит оценить уровень усвоения детьми данного материала при самостоятельном ознакомлении с ним.

2. Разработайте примерный перечень критериев, по которым вы смогли бы оценить уровень усвоения детьми данного материала при самостоятельном ознакомлении с ним.

3. Укажите, какую цель ставит перед собой педагог, используя данный метод работы с детьми. Сформулируйте цель и задачи урока.


Ответ:
1.
1. На сколько групп делятся духовые инструменты?

  1. 5

  2. 3

  3. 2


2. Какие духовые инструменты указаны в партитуре первыми?

  1. флейты

  2. добой

  3. кларнет

  4. фагот


3. Какие инструменты самые древние?

  1. ударные

  2. смычковые

  3. духовые


4. По чём били палкой первобытные люди, как по барабану?

  1. по камням

  2. по земле

  3. по натянутой коже животных


5. Какая трава начинает гудеть, если в неё залетает ветер?

  1. тростник

  2. полынь

  3. одуванчик


6. Чего боялся человек, слыша поющий тростник?

  1. духов

  2. птиц

  3. диких животных


7. Какой духовой инструмент появился первым?



  1. дудочка

  2. флейта

  3. труба


8. Какой звук издаёт длинная тросточка?



  1. высокий

  2. низкий

  3. никакой


9. Какой деревянный духовой инструмент считается самым древним?

  1. флейта

  2. дудочка

  3. фагот



10. К каким духовым инструментам относится флейта?



  1. лаиальным

  2. тростевые

  3. амбушюрные


2. Выделение основной информации урока; запоминание понятий; выделение цели и задач урока; способность воспроизвести по памяти информацию.

3. Педагог планирует научить детей самостоятельному составлению плана работы, изучения информации и организации собственного труда.
Задание 3. (Максимальное количеств баллов – 5)
Решите ситуационную задачу. Вы являетесь учителем музыки во 2 классе. Совместно с ребятами, Вы запланировали концерт «Зима поёт». В каждом номере должны принимать участие дети. Возможные варианты участия – вокально-хоровое или сольное исполнение песни, дополнение звучания музыки шумовыми или ударными инструментами (музицирование), чтение стихотворения о зиме на фоне музыкального произведения, танцевальная композиция.

Детям было дано задание подобрать музыкальный материал для данного концертного мероприятия: найти что-то самостоятельно, используя интернет ресурсы или выбрать из знакомого по урокам репертуара. Не все дети правильно поняли и выполнили задание по подбору музыкального материала.

Вопросы:

Вам необходимо выбрать из составленного учащимися списка музыкальных произведений, подходящий для вашего концерта репертуар, для этого прослушайте все аудиофайлы, предложенные для концерта детьми:
Ответ:

1. Песня А. Ермолова «Новый год к нам идёт» (для хорового исполнения)

2. Песня А. Пинегина «Зимняя сказка» (для сольного исполнения)

3. Я. Сердобольская «Ура! Зима пришла!» (для хорового исполнения)

4. Песня Е. Тиличеевой «Метель» (для хорового исполнения)
Задание 4. (Максимальное количеств баллов – 2)

          Развитие музыкальных способностей учащихся начальной школы продолжается и во время внеурочной совместной деятельности учителя с детьми. По просьбе классного руководителя одного из первых классов начальной школы в скором времени Вам предстоит провести мероприятие развлекательного характера на одной из школьных перемен. Вы решили провести игру на развитие метроритмического чувства.

Вопросы:


1.        Проанализируйте предложенные игры для проведения со школьниками начального звена (Таблица).

2.        Выберите одну из трёх предложенных игр, подходящую детям 1 класса и поясните ваш выбор.

3.        Исходя из цели и описания каждой игры, определите и запишите задачи (не менее 3 задач). Ответ впишите в таблицу под строкой «Задачи игры».

 

Таблица – Игры на развитие метроритмического чувства

п/п

Содержание игры «Зайки»

Содержание игры «Угадайка»

Содержание игры «Карусель»

1

Дети стоят кругом, один в центре. Взрослый поёт, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

«Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком»

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются". В это время "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

«Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять»

(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет)

«Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!»

(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" прыгает в центре круга.)

Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.

Учитель задаёт ритмический рисунок, взятый из всем известной песни. Для прохлопывания этого рисунка каждой команде даётся три попытки. Команда выдвигает участника, и он делает первую попытку. Если попытка успешна – команде присваивается 3 балла; если неудачно – то этот же участник или любой другой член команды делает вторую попытку, и тогда команда получает только 2 балла. Аналогичным образом, если не получается выполнить рисунок со второй попытки, то с третьей попытки команда получит 1 балл. И если все три попытки оказались неудачными – то 0 баллов в этом туре. После этого ход передаётся другой команде. Только тогда, когда все команды прохлопали заданный ритмический рисунок, следует приступать к отгадыванию песни. Кто первым поднимет руку и правильно назовет песню – приносит своей команде 3 дополнительных балла.

Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и поют:

«Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!»

(В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются).

 

2.

Цель игры «Зайки»

Цель игры «Угадайка»

Цель игры «Карусель»

 

Обучение ритмичным прыжкам

Закрепление умения правильно воспроизводить ритмический рисунок, соотносить его со знакомым музыкальным материалом.

Закрепление умения отражать в шаге пульсацию песни.

3.

Задачи игры «Зайки»

Задачи игры «Угадайка»

Задачи игры «Карусель»

 

Разминка, отдых от учебной деятельности, двигательная активность.






 

Игра "Зайки" является хорошей развлекательной и подвижной игрой. Двигательная активность поможет детям отдохнуть, размяться и в дальнейшем сконцентрироваться на учебной деятельности.

Задание 5. (Максимальное количеств баллов – 4)

Представьте, что Вы учитель музыки в начальной школе. Совместно с одним из классных руководителей вы реализуете проект «Поэзия в музыке». В качестве итогового мероприятия данного проекта запланирована «Музыкально-поэтическая гостиная». Вы заявлены в паспорте проекта как «ответственное за проведение лицо». Музыкальный материал к мероприятию уже подобран.
Вопросы:

1. Прослушайте предложенные аудиофайлы (А. Гречанинова, П. Чайковского, А. Мусоргского).

2. Подберите поэтический материал, который, по Вашему мнению, созвучен настроению и эмоциональному наполнению музыки в каждом случае. Объём каждого поэтического отрывка – не более 8 строк.
Результаты отразите в табличном выражении.

№ п/п

Аудиофайл

Поэтический материал

1

А. Гречанинов

Пройдет зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

2

П. Чайковский

В спящий дом крадётся гном.

Тихо. Полшестого.

Снег рассыпал за окном.

Положил башмак под стол,

На порог - подкову,

А под ель - мешок конфет,

Для сестёр - обновы.

Черкнул пару добрых слов,

Взял колпак и был таков.

3

А. Мусоргский

В окошко смотрит грустный вечер,

А мне ему ответить нечем.

Я так же молча погрущу

И в небе месяц поищу.

Совсем один, такой далекий,

Всю жизнь скитаясь одиноко,

Готов дарить свой тусклый свет

Любому…, но тепла в нем нет.


Задание 6. (Максимальное количеств баллов – 4)

          Решите педагогическую ситуацию. В школе все классные руководители начального звена проводили уроки музыки самостоятельно, по причине отсутствия педагога с музыкальным образованием. Так было и с Ольгой Юрьевной М., свой 4 «б» она обучала на каждом уроке музыки с первого класса. В начале 3 четверти текущего года в школу пригласили молодого специалиста с музыкально-педагогическим образованием, у которого ещё нет опыта практической работы с детьми.