Файл: 1. Массовая культура роль и место в жизни детей и взрослых Цель занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)

Дисциплина: Содержание и методика проведения культурно-досуговых массовых мероприятий

Практическое занятие 1

    1. Практическое занятие 1


Задания по теме 1. 1. Массовая культура: роль и место в жизни детей и взрослых

Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях массовой культуры в современном обществе; формирование умений определять роль и место массовой культуры в жизни детей и взрослых.

Задание 1. Проанализируйте, какова роль массовой культуры в социализации взрослых и детей. Какие цели достигаются и с помощью чего?
Вовлечение человека в мир культуры осуществляется всей сло­жившейся в обществе системой социализации и воспитания, при этом следует учитывать, что, в отличие от предметного, ориентированного и методически инструментированного обучения, культурологическое образование в основе своей носит надпредметный характер. Его объем призван охватить культуру духовную и материальную, высокую и по­вседневную, национальную и общечеловеческую, современную и про­стирающуюся к истокам цивилизации, культуру общества, региона, социальной группы, семьи, личности; культуру труда, познания, общения, быта, досуга.

Если взять только такую область высокой культуры, как искусст­во с его разнообразными жанрами, то для достаточно глубокого постижения даже одного из них порой не хватает всей человеческой жизни. В этих условиях культуро­логическое образование призвано заложить у каждого знание общих закономерностей зарождения, становления, развития и функциониро­вания культуры; раскрыть специфику отдельных компонентов современ­ной культуры; сформировать принципы следования требованиям куль­туры в различных сферах жизнедеятельности; выработать умения и навыки социально-культурной деятельности в одной или нескольких областях культуры; подготовить человека к социально-культурному творчеству.


Многослойность и диалектическое многообразие транснациональ­ных и региональных культурных процессов предопределяет и слож­ность их отражения в прикладной культурологии, которая призвана донести до человека это духовное богатство. Философские концепции развития духовного мира, равно как сложные процессы, происходя­щие ныне в музыке, хореографии, изобразительном и иных жанрах искусства, благодаря доступным непрофессионалам информационно-просветительным методикам должны быть осознаны широкими слоями населения и это, несомненно, повысит общий уровень обыденного со­знания, поможет преодолеть перекосы массовой культуры, уберечь молодежь от пагубного влияния пропагандируемого с эстрады куль­та насилия и иных низменных физических инстинктов. Особое зна­чение эти методики приобретают для учителей, социальных педаго­гов, специалистов культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации, управленцев социально-культурной сферы, которые профессионально призваны стать посредниками между тео­ретической культурологией и практикой вовлечения людей в мир культуры; обязаны разрабатывать региональные и общенациональные культурные программы, осуществлять культурную политику в соот­ветствии с требованиями гуманизации общества и достижениями науки в области культурологии. Эти методики должны обеспечить преобразование обыденного сознания в научное, поднять уровень культуры домашнего хозяйствования до профессионально-технологической культуры, бытовую мораль – до нравственно-правовой культу­ры, суеверие – до способности научно осмыслить себя и свое место в окружающей действительности.

Можно по-разному относиться к массовой культуре, можно осознавать что такие явления, как кич, отвращают от подлинной культуры31, девальвируют восприятие искусства, но нельзя забывать, что благодаря простоте и доступности языка средств массовой информации это транснациональное явление в значительной мере является отправной точкой, с которой начинается вхождение человека в мир культуры, и в этой связи перед прикладной куль­турологией стоит двуединая задача:

  • всемерно влиять на качественное совершенствование куль­турной информации, идущей с рекламы, эстрадных подмостков или транслируемой посредством радио, телевидения и иных средств массовой коммуникации;

  • видеть в массовой культуре плацдарм, с которого должно начинаться последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей, их восхождение к подлинным высотам отечественной и мировой культуры.


Задание 2. Найдите и проанализируйте несколько статей (не менее 3) по тематике «Современная массовая культура», определите содержание и особенности подходов к анализу данного феномена в выбранных Вами статьях.

Массовая культура - (феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:

  • прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)

  • индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)

  • прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)

Массовая культура в отличие от народной не имеет глубоких духовных истоков. Она возникла недавно и является враждебной к существованию любого исторического типа. Массовая культура характеризуется сведением всего к единообразию. Массовую культуру можно назвать антикультурой.

Массовая культура – это следствие массового общества.

Противоречия: разделение массовой культуры на 3 уровня: высшая (элитарная), культура средних социальных слоев общества, вульгарная (низшая)- массовая. Особое место занимает кич (от немецкого – халтура). В массовой культуре глубина проникновения в существо явлений почти всегда ничтожно. Основная черта - удовлетворение потребностей человека. По поводу массовой культуры Ортега-и-Гасет сказал: “Герои исчезли, остался хор”, Фрейд: «Сегодня сформировалась массовая душа”. Массовая культура развивается по закону рынка, появилось коммерциализированное искусство. Бэлл: «Рост информативности, коммуникавтивности - причина возникновения массовой культуры”.

Массовое сознание носит характер: прагматичный, классовый, консервативный.

Известный американский ученый Д. Макдональд предложил рассматриваемое явление именовать “масскультом”, так как “в действительности это вовсе не культура. Масскульт — это пародия на высокую культуру”.

В сознании многих европейцев североамериканский масскульт стал как бы олицетворением всей американской культуры, американского образа жизни. Одна из причин этого — относительная слабость американской высокой культуры, слишком юной пока, и отсутствие разветвленного, богатого народного искусства, о котором можно говорить в применении к европейцам или жителям Индостана.


Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М.к. зарождается только в Новое время. Особое место в жизни совр. сооб-в М.к. заняла в рез-те процессов социокультурной модернизации вт. пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информ.) этапу технол. развития.

Среди осн. направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие:

— индустрия "субкультуры детства" - преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры;

— массовая общеобразоват. школа, тесно коррелирующая с целевыми установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, филос. и религ. представлений об окружающем мире, к истор. социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания;

— средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, т.е. фактически формирующие обществ. мнение по тем или иным проблемам в интересах "заказчика";

— система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеол. ориентации населения;

— массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций ("наши — не наши);

— массовые полит. движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит. манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.);

— система организации и стимулирования массового потребит. спроса (реклама, мода, и пр.), формирующая в обществ. сознании стандарты престижных интересов;

— индустрия формирования имиджа и "улучшения" физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика и т.п), являющаяся специфич. областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физич. данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж;

— индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру (жанры кино, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка и т.п.)

При этом М.к. фактически принимает на себя функции первичной инкультурации личности. Вполне вероятно, представляет собой некое эмбриональное проявление созревающей обыденной культуры нового типа, аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном и постиндустриальном этапах социальной эволюции.


Задание по теме 1.2. Массовая культурно-досуговая деятельность для детей и молодежи в системе дополнительного образования

Цель: закрепление знаний о сущности массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в дополнительном образовании; формирование умений определять сущность и специфику массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в системе дополнительного образования.


Задание 3. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области реализации задач массовой культурно-досуговой работы.

Смоделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих деятельность педагога дополнительного образования по реализации задач массовой культурно-досуговой деятельности. Представьте контекст ситуаций.

 В. П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени, и выделяет следующие задачи его деятельности:

  • осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;

  • комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;

  • обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

  • обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;

  • составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения;

  • выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

  • поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

  • организация участия воспитанников в массовых мероприятиях;

  • оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;

  • при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

  • участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации(3).