Файл: 1. Массовая культура роль и место в жизни детей и взрослых Цель занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, выделяют формы и виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков. К ним относятся научные общества учащихся, детские научные конференции, летние выездные лагеря и экспедиции. Участие в них позволяет детям расширить свои теоретические знания и апробировать их в практической деятельности.

Важным фактором мотивации детей к занятиям в учреждении дополнительного образования является практико-ориентированный характер предлагаемой деятельности и возможность увидеть результаты этой деятельности в динамике. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие.

Разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми. Общение - одно из важнейших средств педагогического взаимодействия. Совместная творческая увлеченность педагога и детей приводит к неформальности общения, что имеет высокую привлекательность в глазах детей, т. к. способствует не только установлению доброжелательной атмосферы, но и росту самоуважения детей, чувства социальной значимости и взрослости. Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит ребенка на уровень активного участника (субъекта) взаимодействия, усиливает возможности учреждения дополнительного образования в организации познавательного досуга детей, в расширении и углублении их знаний, обучении их конкретному делу, в развитии индивидуальных наклонностей и самоопределения личности.

Творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменить свой статус в коллективе сверстников. Атмосфера, возникающая в различных детских сообществах учреждений дополнительного образования благодаря перечисленным выше особенностям, дает реальный шанс для ребенка изменить (повысить) свой социальный статус среди сверстников. Кроме того, во внешкольных учреждениях детские сообщества достаточно часто носят разновозрастной характер. Это способствует тому, что старший ребенок, даже занимающий в одновозрастном школьном коллективе невысокий социальный статус, может реализовать свои лидерские амбиции, пользуясь более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем младшие воспитанники. Специфика педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования способствует компенсации недостатка внимания и участия, который испытывает определенная часть детей в школе и семье, она во многом направлена на помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском сообществе.


Таким образом, можно отметить, что особенности педагогической деятельности педагога дополнительного образования касаются его задач, характера, средств, соотношения педагогического руководства и самостоятельности детей, позиции педагога во взаимоотношениях с подростками. Данные особенности в единстве с общепедагогическими закономерностями представляют собой специфические возможности педагогики дополнительного образования. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, т. к. создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.). Система внутренних мотивов, возникающая при вышеозначенном взаимодействии, переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения педагогических задач за счет создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимодействий(13)

Задания по теме 1.3. Подготовка массовых культурно-досуговых мероприятий

Цель: закрепление знаний о особенностях подготовки массовых культурно – досуговых мероприятий; формирование умений осуществлять анализ подготовки массовых культурно-досуговых мероприятий; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

 

Задание 4. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов по теме «Особенности подготовки массовых культурно – досуговых мероприятий».

1. Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности.

2. Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности

3. Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности

4. Основные формы детских культурно-досуговых мероприятий

5. Тема на выбор обучающегося.

  • Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности определяется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества внешних объективных и субъективных факторов: перемен в общественной, социальной, экономической жизни и психологии людей.

  • Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного, социального и художественного творчества людей.

Сложность и многоплавность массовых форм культурно-досуговой деятельности требуют от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:

- четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;
- анализ вида, типа и жанра массовой формы;
- создание организационно-педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

- определение содержания, соответствующего цели программы;

  • Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности

Общая методика подготовки массовой досуговой программы делится на несколько этапов


Первый этап – этап планирования. На основании утвержденного плана работы учреждения культуры или социального заказа органов исполнительной власти или заказа отдельных организаций, предприятий или физических лиц принимается решение о проведении того или иного мероприятия. На этом этапе осуществляется:

- создание оргкомитета в который входят люди, заинтересованные в проведении данного мероприятия и обладающие для этого реальными возможностями (представители органов власти, руководители учреждений), представители СМИ, спонсоры, бухгалтер. Заинтересованные лица – лица, которые могут решать определенные задачи. Например,: при проведении мероприятий для ветеранов ВОВ представители Советов ветеранов войны; для ветеранов локальных войн – представители общественных организаций воинов – ветеранов локальных войн. Для детей школьного возраста – представители органов и учреждений образования. Для инвалидов – представители обществ инвалидов и т.д.;

- создание организационно-постановочной группы, в которую должны войти творческие специалисты во главе с директором учреждения культуры (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);

- определение формы проведения мероприятия, места, времени;

- в случае проведения мероприятий, содержащих момент состязания – конкурсы, фестивали, выставки и др., разрабатывается положение, в котором обозначаются учредители данного мероприятия, цели его, критерии оценки, финансовые условия;

- разработка подробного плана подготовки и проведения мероприятия по схеме

-  утверждение программы проводимого мероприятия. Программа мероприятия печатается в афише, может печататься отдельно. Это зависит от наличия средств на типографские расходы.

Второй этап – написание и утверждение сценария, разработка сметы расходов:

- написание сценария и составление сметы расходов;

- согласование сценария и сметы расходов на заседании организационно-постановочной группы;

- согласование сценария и сметы расходов на заседании оргкомитета;

- утверждение сценария и сметы расходов руководителем учреждения (директором программы) или руководителем организации – учредителя учреждения культуры (например, начальник отдела культуры муниципального образования или глава поселения)



 Третий этап – реализация сценария, который включает в себя:

  • Режиссерский план постановки

  • Режиссерский монтажный план

  • Музыкальную партитуру

  • Световую партитуру, план использования видеоряда

  • Рабочую схему

  • Репетиционный план

 
Четвертый этап – проведение мероприятия.

Пятый этап – анализ мероприятия

- необходимо отметить все положительные моменты при проведении мероприятия;

- отметить недостатки, при этом необходимо привести аргументы;

- внести предложения на будущее – как исключить допущенные недостатки, какие моменты усилить для того, чтобы повысить качество проводимых мероприятий.


Шестой этап – подготовка и сдача отчетных документов. Составляется текстовая справка, в которой подробно излагаются отдельные моменты проведения мероприятия. Необходимо отразить как положительные, так и отрицательные стороны проведения мероприятия, определить перспективные вопросы для улучшения качества подготовки подобных мероприятий.

На участников мероприятий, на которых производились какие-то расходы, составляется список с указанием паспортных данных, страхового свидетельства, места проживания. Список заверяется руководителем учреждения (руководителем программы) и сдается в бухгалтерию. В случае оплаты за участие в мероприятии творческих коллективов или отдельных исполнителей им выплачивается заработная плата по договору гражданско-правового характера. Заключение договоров производится специально созданной комиссией, утвержденной руководителем учреждения или самим руководителем.

Седьмой этап – составление методической папки, в которую должны войти:

- сценарий мероприятия;

- положение о проведении конкурса (фестиваля, смотра, выставки, др.);

- план подготовки и проведения мероприятия;

- программа мероприятия;

- списки участников мероприятия;

- состав жюри;

-  протокол жюри;

- образцы печатной продукции (афиши, пригласительный билет, программа, др.);

- программа мастер-класса (творческой лаборатории);

- фото и видеоматериалы;

- отзывы в прессе;

- протоколы заседания оргкомитета;

- итоговая справка.

К основным формам детских культурно-досуговых мероприятий можно отнести: массовые мероприятия (выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия  соревнования, конкурсы, фестивали, тематические вечера); досуговые программы для детей разных возрастов  театрализованные представления, игровые программы, конкурсные программы, шоу, дискуссии, беседы.