Файл: 1. Основные цели и задачи развития речи у дошкольников в современных образовательных программах.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретические основы методики обучения речи.
1.Основные цели и задачи развития речи у дошкольников в современных образовательных программах.
Основная работа по РР – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. РР тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемы РР дошкольников исследовали педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др.
Теоретический подход к проблеме речевого развития основывается на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулирован в трудах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушаковой, Сохиной, Кониной (закономерности речевой деятельности)).
До недавнего времени в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста звучала, как — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи с учетом возрастных особенностей и возможностей.
В данный момент мы можем озвучить цель речевого развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований, а именно - развитие свободного общения с взрослыми и детьми,овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Ставятся задачи:
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.
Современные программы развития речи имеют свою историю развития. Их истоки находятся в первых программных документах детского сада. Содержание и построение программ складывались постепенно.
В первых программах задачи развития речи носили общий характер, подчеркивалась необходимость связи содержания речи с современной действительностью.
Основной акцент в программах 30-х гг.ХХ века делался на работе с книгой и картинкой. С развитием педагогической науки и практики в программах появлялись новые задачи, уточнялся и дополнялся объем речевых умений и навыков, совершенствовалась структура.
В 1962 г. впервые была создана «Программа воспитания в детском саду», в которой определены задачи речевого развития детей от двух месяцев до семи лет. В отличие от ранее издаваемых «Руководств для воспитателя детского сада» программные требования отделены от методических указаний, значительно пересмотрен репертуар художественных произведений для чтения и рассказывания детям. В подготовительной к школе группе(впервые выделенной в программе) предусмотрена подготовка детей к обучению грамоте».
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1983 – 1984) по существу является основой разработки современного содержания обучения. В ней учитывается своеобразие природы речевой деятельности, которая «обслуживает» все виды деятельности и, таким образом, связана со всей жизнедеятельностью ребенка. В связи с этим программа развития речи построена на основе деятельностного подхода: требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы.
Характер речевых умений определяется особенностями содержания и организации каждого вида деятельности.
Требования к коммуникативным умениям, культуре речевого общения изложены в разделе «Организация жизни и воспитание детей». Аналогично можно выделить содержание речевой работы и в других главах программы.
Самостоятельная глава «Развитие речи» выделяется в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах и в разделе «Организация жизни и воспитание детей». В подготовительной к школе группе требования к речевому развитию детей отражены в главе «Родной язык», поскольку именно в этом возрасте сообщаются некоторые лингвистические знания и у детей углубляется осознание явлений языка и речи.
Следует отметить, что в программных документах детского сада вплоть до 1983 – 1984 гг. задачи развития речи указывались вместе с задачами ознакомления с окружающей жизнью. Впервые в «Типовой программе» они даны отдельно друг от друга.
На основе типовой программы в Российской Федерации также была разработана «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985
), утвержденная Министерством просвещения. В ней сохранялись принципиальные подходы к речевому развитию детей, основное содержание программных задач и последовательность их усложнения, структура. Вместе с тем была учтена специфика культурно-национальных условий России.
Среди современных образовательных программ наиболее известны «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л. А. Вен-гер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О. С. Ушакова).
В программе «Радуга», рекомендованной Министерством образования России, учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.
Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления:
I) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений);
2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи);
3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовка к обучению грамоте. В старшей и подготовительной группах - обучение чтению
В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей. Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу, разработанную ранее в той же лаборатории1.
2.Содержание речевого развития дошкольников в программе «От рождения до школы».
Сегодня самой актуальной в дошкольном образовании можно назвать программу «От рождения до школы». Содержание психолого-педагогической работы излагается в программе по пяти образовательным областям:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое;
5. физическое развитие
Образовательная область «Речевое развитие»
-«Развитие речи» (развивающая речевая среда, формирование словаря, связная речь)
- «Приобщение к художественной литературе».
Образовательная область: речевое развитие
Описание области:
Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Принципы:
взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи; развития языкового чутья; формирования элементарного осознания явлений языка; взаимосвязи работы над различными сторонами речи; обогащения мотивации речевой деятельности; обеспечения активной языковой практики
Основные направления работы: чтение художественной литературы, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности, практическое овладение нормами речи.
Возрастная группа | Чтение художественной литературы | Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности | Практическое овладение нормами речи |
Программные задачи | |||
2 младшая группа (3 - 4 года) | Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) засчет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных. Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности (прежде всего из текстов народных сказок и прибауток), на интонационную выразительность рассказчика-взрослого. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев. | Развить умение понимать обращенную речь с опорой на наглядность. Развивать умение отвечать на вопросы, используя фору простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы и ближайшего окружении, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием. Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже. | Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками. Развивать умение использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться. |
Средняя группа (4 - 5 лет) | Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Расширять «читательский» опыт (опыта слушания) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказки, рассказы) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах). Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента. Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (или их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации и т. п. | Развивать связную монологическую речь: учить составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам. Развивать диалогическую речь: учить формировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи. Развивать словарь детей посредством знакомства со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий. Развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. | Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой. Развивать умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым. Развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику посредством использования средств речевого этикета. |
Старшая группа (5 - 6 лет) | Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказки-повести, рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки). Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов, красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекстов. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности). Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами. Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии | Развивать связную монологическую речь: учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта. Стимулировать и развивать речевое творчество детей. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотошениях и характерах людей. Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их. Воспитывать интерес к письменным формам речи. Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. | Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета. Расширять представления детей о культуре речевого общения. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. |
Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) | Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений, более сложных по содержанию и форме. В процессе ознакомления с литературой обеспечивать формирование у детей целостной картины мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения в художественном произведении, приобщать к социально-нравственным ценностям. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекстов. Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно- творческой деятельности на основе литературных произведений. | Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности: метафоры, олицетворения. Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям. Развивать умение письменной речи. | Расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия. Развивать умение отбирать речевые формы этикета для эмоционального расположения собеседника. |