Файл: Различает разные уровни души и разные формы связи ее с миром. высший уровень души порождает связью ее с логосом, с мировым законом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.

Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию. Основная суть

Критика

Гераклит

Различает разные уровни души и разные формы связи ее с миром.: высший уровень души порождает связью ее с логосом, с мировым законом.

Отделяет душу от тела и мира.

Алкемон

Впервые связывает душу с мозгом, начинает разделять мышление и ощущение, и связывает последнее с органами чувств.

Разделение материалистических и идеалистических воззрений на психику

Демокрит

Строит первую материалистическую психологию. Различает психическое и материалистическое, объясняет психические процессы как продукт движения очень тонких и совершенных атомов.

Разрабатывает теорию, как результат проникновения в наши органы чувств, исходящих из вещей мельчайших атомов, являющихся образами этих вещей.

Платон

Развивает идеалистическое направление. Душа – «идея», вечная, бессмертная сущность. Отчетливая дифференциация души и тела, психического и физического, и дальнейшая дифференциация внутри души различных частей.

Полный разрыв между душой и телом, духовным и материальным.

Аристотель

Душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя:; душа – неотделимый от органической жизни, организующий принцип её.

Каждая область или уровень органических функций имеет свою душу.

Р. Декарт

Вводит понятие рефлекса и сознание. Является основоположником механического естествознания, объясняющий всю природу движения протяжённых тел под воздействием внешнего механического толчка. Декарт превращает душу, дух в специальный принцип сознания. В душе совершается раздвоение жизни, переживания и познания, мысли, сознание. Вводит принцип интроспекции, самоотражение сознания в себе самом.

Резко противопоставляет в заострённом дуализме душу и тело. Признает существование двух различных субстанций: материи и души.

Г. Лейбниц

Всё сущее в его монадологии мыслится по образу и подобию замкнутого внутреннего мира. В центре его психологической системы – понятие апперцепции. Впервые намечает такое понятие, как бессознательное.

Представление о замкнутом в себе внутреннем мире.

Ф. Бэкон

Родоначальник английского материализма. Мысль обращается к опыту.




Т. Гоббс

Развивает материалистическое и сенсуалистическое учение о психике. Он выводит всё познание, а также и волю из ощущений, а ощущение признает свойством материи.

Ощущение – свойство материи, познание и воля не относится к ощущениям.

Дж. Локка

Теория познания ведется в интересах поворота от умозрительной метафизики к опытному знанию. На ряду с ощущением источником познания внешнего мира ,Локк призна1т «внутреннее чувство», или рефлексию, отражающую в нашем сознании его же собственную внутреннюю деятельность; она дает им «внутреннее непогрешимое восприятие собственного бытия». Устанавливает интроспективную концепцию сознания как особого замкнутого в себе и самоотражающегося внутреннего мира.

Критика умозрительного метода, направленного на познание субстанции, ведется в интересах поворота от умозрительной метафизики к опытному знанию.

Гертли

Закладывает основы ассоциативной теории на базе материализма.




Д.Юм

Развивает имею ассоциативной психологии на феноменалистической основе. Вводит в качестве основного принципа ассоциацию, как своего рода притяжение представлений ,устанавливающее между ньютоновской механикой и ее закона притяжения, внешние механические связи.

Под влиянием ньютоновской механики формулируется основной объяснительный принцип –ассоциации.

Э. Вебера

Исследования, посвященные вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущения.




Г.Т. Фехнер

Были заложены основы новой специальной области экспериментального психофизического исследования.




В.Вунд

Собрал и дальше разработал в целях психологического исследования методы, выработанные первоначально физиологами. Он изобретает первый элементарный прибор специально для целей экспериментального психологического исследования.

Оформление психологии как особой экспериментальной дисциплины.


2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

 6) устойчивость

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

 7) объем

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

 8) переключение

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

 9) концентрация

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

 10) устойчивость

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

 11) распределение

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

 12) переключение

 

3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.

Сознание





Способность человека к коммуникации с помощью языка и жестов.





Человек – познающий субъект. Отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира.
Способность человека мысленно представлять и воображать действительность. Сознание связано с волевым контролем со стороны человека, с речью и имеет осмысленность представляемого или осознаваемого.


Наличие у человека интеллектуальных схем. Умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе.



4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.

Айзенка личностный опросник (EPI).

Описание методики

Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.


Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Обработка результатов

Ключ

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):


  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,

45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;

  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,

больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,

  • 9 - 13 - среднее значение,

  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

  • меньше 4 - норма.



Описание шкал
Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности),