Файл: История создания, жанр, особенности композиции романа Преступление и наказание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цвет

Чаще всего в романе фигурирует желтый цвет: обои в комнате Раскольникова, мебель в квартире старухи-процентщицы, «билет» Сони Мармеладовой, вода в стакане у Никодима Фомича, лицо женщины-утопленницы. Этот «сумасшедший» цвет невольно ассоциируется с состоянием главного героя, у которого все происходящее вокруг вызывает «желчь и конвульсии».

В романе изображены два мира. Лишь единственный раз обратит внимание писатель на «город пышный», но объектом его исследования становится город «бедный», Петербург с его распивочными заведениями, Сенной площадью, улицами, перенаселенными домами.

-Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июньские дни?

Преобладание серого цвета, пыли, отсутствие солнца

-В какой форме передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда, ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе?

Страдания женщин и детей, история жизни Мармеладова. Используя различные художественные приемы (прямые описания, внесюжетные персонажи, портрет, фамилию, цветовую палитру), автор показывает бесправие «маленького человека» в буржуазном городе, человека, которому некуда идти.

-Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге?

-Как влияет окружающая среда на главного героя?

-Есть ли куда пойти Родиону Раскольникову?

-Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон Раскольникова?

Сон Раскольникова навеян некрасовскими стихами - циклом «О погоде», отрывок «До сумерек».

Петербург в «Преступлении и наказании» - это не только фон романа, но и его «душа». Не случайно Ф.М.Достоевский старается как можно более подробно описать время и место происходящих событий: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую он нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, шел к К-му мосту».

В романе упоминаются набережные, каналы, мосты, улицы, переулки, многоэтажные дома, трактиры, распивочные. Несмотря на скученность и тесноту, люди в этом городе разобщены: каждый живет наедине со своими проблемами. Уличная грязь, квартирная духота, человеческая злоба и нищета окружают Раскольникова, мутят его сознание и угнетают ум.


III. Подведение итогов урока.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, "похожих на гроб", на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского

Схема по теме урока:

Петербург Достоевского -

"город, в котором невозможно быть"



Пейзажи (ч.1, гл.1, ч.2, гл.1

("отвратительный и грустный колорит" городского дня),

ч.2, гл. 2 ("великолепная панорама Петербурга"), ч.2, гл.6 (вечерний Петербург), ч.4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова), ч.4, гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова))



Сцены уличной жизни

(ч.1, гл1. (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадями), ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние), ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на ...ском мосту), ч.5, гл.5 (смерть Катерины Ивановны))



Интерьеры

(ч.1., гл.3 (каморка Раскольникова), ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова), ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната - "проходной угол" Мармеладовых), ч.4, гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов), ч.4, гл.4 (комната - "сарай" Сони).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Пушкин сложил гимн великому городу в "Медном всаднике", лирически описал его архитектуру и многое другое.

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Петербург, где тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых "серединных улицах", в холодных угловых домах, где люди "так кишат".



Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга "враждебно и с недоверчивостью". Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры "петербургских углов" не похожи на человеческое жилье: "каморка" Раскольников, "проходной угол" Мармеладовых, "сарай" Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые "гробы".

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов" - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

Домашнее задание

1. Подготовиться к беседе:

- размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых, чтение письма матери (ч.1, гл. 2-4)

- раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым

2. Подумать над вопросами:

- Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?

- Как вы объясните эти противоречия?

- Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

- Каковы мотивы преступления?

3. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о которой вспоминает Раскольников в ч.1, гл.6.

7