ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста (ДО, 1 часть)
Практическое занятие №2
Задание 1.
Рассмотрим следующую педагогическую ситуацию: Вы являетесь молодым воспитателем, работающим в дошкольной образовательной организации. Вам необходимо смоделировать творческую игру для воспитанников группы (возрастная группа и программа игры выбираются по усмотрению студента).
Представьте в форме конспекта Ваше видение процесса решения данного задания. Важно помнить, что при разработке творческой игры для детей раннего и дошкольного возраста рекомендуется соблюдать определённый алгоритм действий:
-
Спланируйте (перечислите) направления и виды работ, которые необходимо осуществить в доигровой период. -
Определите классификационный вид и тему игры. -
Сформулируйте программные задачи: образовательные на развитие игровых навыков и воспитательные. -
Перечислите оборудование, которое потребуется для проведения игры. -
Определите свою позицию в планируемой игре: воспитатель – организатор, партнёр или наблюдатель. -
Определите свою роль на каждом из этапов развития проводимой игры: создание интереса, сговор на игру, подготовка игрового пространства, ход игры и её окончание. -
Продумайте основные линии развития игры: внесение нового оборудования в ходе игры, появление новой роли или возниконовение новой игровой ситуации. -
Четко оформите основные приемы осуществления руководства игрой при обязательном соблюдении их соответствия возрастной группе и полу детей, выбранной позиции воспитателя, а также содержанию игры.
Ответ:
Возраст детей от 3 до 4 лет.
Классификационный вид игры: сюжетно-ролевая. Тема игры: «Доктор»
Задачи:
• Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (доктор, помощник доктора, фармацевт, пациент).
• Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные)
• Способствовать возникновению ролевого диалога.
• Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.
• Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах.
Необходимое оборудование: Халат, шапочка, сумка врача, игровой набор «Больница», Кула, трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, шприц, вата, лекарство (всё игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бинт, бланки рецептов.
Перед игрой рассматриваем картины «Врач» по ознакомлению с трудом доктора, экскурсия в медицинский кабинет, чтение детской литературы, дидактические игры. С детьми проводится беседа о «Приёме врача и медсестры». Изготовить атрибуты игры- градусники,горчичники, рецепты, мед.карты,таблички и т.д; познакомить с деятельностью медицинских работников, спецификой работы медсестры; обучить игровым приемам и соответствующим речевым оборотам, обозначить схему игрового пространства.
На начальном этапе в игре ведущую роль берёт на себя воспитатель – роль доктора, а в дальнейшем эту роль выполняют сами дети (совместные действия со взрослым по подражанию, по образцу).
Роль воспитателя на каждом из этапов развития проводимой игры:
-
создание интереса: для создания интереса к игре используется сюрпризный момент. На данном этапе воспитатель сначала берет роль врача на себя, после чего предлагает эту роль сыграть детям. -
сговор на игру: определение плана сюжета, планирование игры, распределение ролей, создание воображаемой ситуации (место игры, атрибуты, костюмы) -
подготовка игрового пространства: игра «Доктор» начинается с устройства медицинского кабинета (ставится стол, два стула) и знакомства с атрибутикой. -
ход игры:
Воспитатель: Дети кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Катя. Сейчас я у неё спрошу, что случилось и вам расскажу.
Воспитатель: У куклы Кати болит горлышко. Она гуляла на улице промочила ножки и простудилась. Надо срочно что-то делать. Я придумала!.
- Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я буду доктором.
- Здесь у меня больница, мой кабинет. Здесь лежат лекарства,
градусники, шприцы для уколов, бинты…
- А ещё мне нужна помощница - медсестра. Она будет выписывать рецепты и делать процедуры. Кто хочет мне помощь? (выбираем медсестру из детей).
- Ну вот Катя давай я тебя осмотрю.
- Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя.
- В лёгких чисто, открой ротик: а вот горлышко красное.
- Сейчас медсестра напишет тебе рецепт: это сироп от кашля. И ты обязательно поправишься.
Воспитатель: До свидания, Катя, больше не болей.
-Ребята, а теперь давайте кто-то из вас будет доктором. Открыта больница для всех, приходите лечиться поскорее. Приходите на приём к врачу. Чтобы не толкаться, не мешать друг другу пациенты могут присесть на стульчики и ждать своей очереди. Посмотрите сколько пациентов сидят на стульчиках и у всех что то болит, давайте им поможем?
Дети: -даваааааайте!
Выбираем доктора и медсестру среди ребят.
Воспитатель выступает в роли наблюдающего и в случае надобности помогает корректировать игровые действия детей.
Врач (ребенок): Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит?
Пациент (ребенок): Здравствуйте. Я упал и у меня болит рука.
Врач: Давайте посмотрим, что у вас с рукой. Какая большая рана, сейчас мы её обработаем хорошо, смажем йодом, вот так. Пройдите, пожалуйста, к медицинской сестре, она вам сделает обезболивающее лекарство (делает шприцом укол). Выздоравливайте. До свидания.
Пациент: Здравствуйте.
Врач: Здравствуйте. Проходите, садитесь. Расскажите, что случилось?
Пациент: У меня болит живот.
Врач: Давайте посмотрим, послушаем больного фонендоскопом: «Дышите, не дышите»(врач осматривает больного). Медсестра выпишите больному таблетки. Берите рецепт и идите в аптеку за лекарством
Можно ввести такие элементы, как измерение температуры, давления, накладывание повязки на больную руку и т.п. Дети очень любят превращаться в различных героев. Поэтому далее они играют сами под присмотром воспитателя. В роли доктора могут побывать все желающие дети.
окончание игры:
Воспитатель: Все люди проходят осмотр, делают прививки, осматриваются врачом. Видите ребята, врачи помогают и взрослым и детям. За это мы им скажем что?
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Вам понравилось играть в «Больницу»?
А кем вы были? Что делали? Что нужно для того, чтобы не болеть?
Ответы детей: Есть овощи и фрукты, тепло одеваться (шарф перчатки). Нельзя кушать снег, кричать на улице, бегать в группе.
Воспитатель: Правильно, вы молодцы знаете что нужно делать чтоб не болеть, а теперь еще научились быть доктором.
Задание 2.
Продумайте алгоритм решения следующей педагогической задачи.
Вы работаете воспитателем в дошкольном образовательном учреждении. В начале учебного года Вам необходимо составить перспективный план проведения сюжетно – ролевых игр для детей своей группы. Предполагается, что данные игры будут ориентированы на осуществление действенного игрового восприятия детьми основных социальных ролей каждого члена сюжета (Таблица 1).
На основании предложенных в таблице наименований ролей сюжетной игры, оформите описание ролевых действий, которые должны осуществлять дети в ходе проведения каждой игры. В качестве примера по выполнению данного задания в Таблице 1 представлен образец описания основных ролевых действий детей при выполнении роли «Мама - воспитатель». Используя данный образец внесите варианты Вашего решения педагогической задачи в предложенную Таблицу 1.
Таблица 1 – Система ролевых действий детей, участвующих в сюжетно – ролевых играх
№ | Наименования социальных ролей | Описания основных ролевых действий детей |
1. | Мама - воспитатель | - утром мама собирается и идёт на работу; - подготавливает группу и всё необходимое для проведения занятий с детьми; - встречает утром детей и их родителей; - проводит учебные и творческие занятия с детьми; - играет, гуляет, рисует, обучает детей чтению, письму и счету; - следит за поведением детей во время завтрака, обеда и ужина, а также во время проведения тихого часа; - вечером общается с родителями, которые забирают детей домой; - возвращается с работы домой и готовит ужин; - отдыхает, общается со своими детьми и мужем; - помогает бабушке и дедушке; - укладывает детей спать. |
2. | Мама - домохозяйка | - утром мама собирает малыша в детский сад и собирается сама; -помогает собраться в школу старшему ребенку; -готовит завтрак всем членом семьи; -отводит в садик младшего малыша и старшего ребенка в школу, потом идет домой; -дома выполняет уборку квартиры: вытирает пыль, моет посуду, застилает кровати, пылесосить, моет полы, стирает; -отправляется в магазин за продуктами; -варит обед; -забирает детей со шкоды и садика; -кормит обедом; - помогает старшему ребенку сделать уроки - играет с детьми в игры; -- отдыхает, общается со своими детьми и мужем; -кормит ужином детей и папу; -моет младшего ребенка в ванной; -укладывает детей спать. |
3. | Мама - доктор | - утром мама собирается и идёт на работу; -подготавливает все необходимое для приема пациентов, одевает халат, моет руки; -лечит пациентов, которые пришли на прием: слушает, осматривает горло, меряет температуру, дает рекомендации; -забирает из садика и из школы детей; -готовит ужин; - помогает старшему ребенку сделать уроки; -кормит семью ужином, и сама ужинает; - играет с детьми в игры; -отдыхает, общается со своими детьми и мужем; -моет младшего ребенка в ванной; -укладывает детей спать. |
4. | Папа - строитель | -собирается утром на работу; -едет на машине на работу; - подготавливает все необходимые материалы и оборудование для работы, одевает каску и комбинезон; - замешивает бетон; - кладет кирпичи и смазывает бетоном; - работает на автокране: поднимает и перемещает грузы; - едет в магазин на машине за стройматериалом и отвозит его на работу; -едет домой на машине; -ужинает, отдыхает, общается с детьми; -помогает бабушке и дедушке; -помогает маме уложить детей спать.. |
5. | Папа – глава семьи | -утром завтракает с семьей, помогает маме убрать посуду; -едет на машине с семьей на дачу; -обучает детей кататься на лыжах; - помогает детям кататься, поддерживает их, наставляет; - обедает с семьей; - выполняет на даче работу: чистит от снега дорожки, колит дрова, носит воду, разжигает печку. - помогает бабушке и дедушке; -играет с детьми в настольные игры; -ужинает, отдыхает; -помогает маме уложить детей спать. |
6. | Папа – капитан дальнего плавания | - утром собирается на работу, гладит форму, завтракает с семьей; - едет на работу. -проверяет исправность судна, всех его механизмов, устройств и систем; -проводит собрание экипажа, на котором напоминает технику безопасности на судне; -проверяет наличие нужных для рейса навигационных карт, пособий для плавания; -организовывает погрузку товаров на корабль; -управляет судном; -контролирует работу всего экипажа, дает распоряжение; поддерживает порядок на судне. -организует выгрузку товаров; -организовывает отправку судна домой. |
7. | Старшая сестра | -утром завтракает, собирается в школу; -учится в школе, отвечает на поставленные учителем вопросы; -выполняет самостоятельные работы в школе; - после школы идет на занятие по театральному мастерству; -разучивает новый танец для спектакля; -приходит домой, ужинает; -делает уроки; -собирает портфель в школу; -играет в игры с младшей сестрой и братом, отдыхает; -готовится ложиться спать: моется в душе, чистит зубы, одевает пижаму. |
8. | Старший брат | -утром завтракает, собирается в школу; -гуляет с собакой; -учится в школе, отвечает на поставленные учителем вопросы; -выполняет самостоятельные работы в школе; - после школы идет на занятие по баскетболу; -обучается технике ведения мяча; -приходит домой, ужинает; -делает уроки; -собирает портфель в школу; -играет в игры с младшей сестрой и братом, отдыхает; -готовится ложиться спать: моется в душе, чистит зубы, одевает пижаму. |
9. | Маленький ребёнок | - утром умывается (помогает мама), завтракает; -идет в детский сад; -в детском саду занимается гимнастикой, - завтракает второй раз, - занимается физкультурой: бегает, прыгает, кидает и ловит мяч; - обучается лепке: лепит собаку - гуляет, играет в игры; - моет руки, обедает; -ложится спать; - делает гимнастику после сна; - кушает полдник; -играет в дочки матери; -гуляет; -отправляется с мамой домой; -ужинает с семьей; -играет с семьей; -моется (мама помогает); -ложится спать. |
10. | Добрая бабушка | -утром готовит завтрак: печет блинчики; -собирается и идет в детский магазин и покупает куклу; -приходит домой; -продолжает вязать свитер внуку и шарф внучке; - готовит вкусный обед, - обедает сама и кормит семью, моет посуду; - отдыхает, общается с семьей; - играет с внуками в игры, дарит куклу. -смотрит телевизор; -укладывает детей спать: читает сказку; -готовится ко сну. |
11. | Мудрый дедушка | -утром завтракает с семьей, - собирается и едет гулять в парк с внуками; -приходит домой; -ремонтирует телевизор; - обедает с семьей; -разгадывает кроссворд, читает книгу, отдыхает: -играет с внуками в шахматы, читает книгу внукам; -ужинает; - готовится ко сну. |
Задание 3.
Представим следующую педагогическую ситуацию. Для проведения педагогического совета по теме «Компьютер в жизни ребёнка - дошкольника» старший воспитатель поручил Вам задачу по подготовке информации о современных электронных ресурсах и компьютерных играх, которые могут быть использованы педагогами в ходе осуществления воспитательного процесса.
Составьте каталог информационных ресурсов, где будут представлены образовательные материалы и игры для детей дошкольного возраств. В каталоге должно быть указано не менее 8 актуальных электронных ресурсов / сайтов / программ. В содержании данного каталога систематизируйте информацию таким образом, чтобы ею было удобно пользоваться педагогам для подготовки и проведения занятий, а также родителям, которые хотели бы грамотно организовать досуг своих детей (Таблица 2).
Для выполнения данного задания найдите в поисковиках нужные сайты/ программы, скопируйте их адресную строку, изучите основную информацию об особенностях предлагаемых материалов или игр, заполните Таблицу 2.
Таблица 2 – Современные электронные ресурсы и компьютерные игры, актуальные для воспитателя дошкольного образовательного учреждения
№ | Наименование электронных ресурсов | Указания электронных адресов, ссылок | Описания основных характеристик электронных ресурсов | Примеры визуального оформления |
1. | LearningApps.org– образовательный сайт для создания мультимедийных интерактивных упражнений | https://learningapps.org | LearningApps.org создан немецкими разработчиками для поддержки процесса обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее - упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т.д.). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения. | |
2. | Сайт Игроутка | https://igroutka.ru/igry-razvivayuschie/ | Игра в качестве элемента обучения используется сегодня повсеместно. Это удобно и детям, и родителям. Старшее поколение с удовольствием наблюдает за ростом интеллектуального уровня своих чад, радуясь повышенной мотивации и увлеченности ребят. А что дети? Они охотно запускают детские развивающие игры и с головой уходят в миры логических приключений, мемори, математики, чтения. Развивающие игры для детей сегодня есть абсолютно для всех возрастных категорий, так как учиться «в игре» действительно удобно, просто и результативно. На портале Игроутка собраны проекты, которые научат: читать, считать, рисовать, логически мыслить, хорошо запоминать, быстро думать, а также находить решения самых хитрых и сложных задач. Есть даже игры, которые позаботятся о билингвальном развитии малыша и научат его говорить не только по-русски, но и на других языках. Игры для развития часто не несут в себе прямого обучающего воздействия, но это не значит, что его нет. Все развивающие flash-проекты адаптированы под конкретный возраст ребенка и решают именно те задачи, которые важны данной возрастной группе. Чаще всего это воспитание доброты, целеустремленности, сосредоточенности, внимания, усидчивости. Любая развивающая флешка не просто игра, и об этом надо помнить всем взрослым! | |
3. | Сайт Детский сад и Ребенок | https://deti-club.ru/ | Сайт содержит информацию для родителей и педагогов: консультации, игры, праздники, занятия, закон и правила | |
4. | Сайт Профессиональная няня | https://psypedprofi.ru/ | Сайт «Профессиональная няня» я создаю для тех, кто решил серьезно подойти к вопросам воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет. Информацию для себя здесь смогут найти родители, которые считают важными знания о том, как правильно сопровождать развитие их ребенка. К сожалению, в интернете очень мало информации, опубликованной именно специалистами по вопросам детской педагогики и психологии. Информацию молодые родители черпают из форумов более «опытных» мам, охотно делящихся своим жизненным опытом. | |
5 | МААМ | www.maam.ru | Международный образовательный портал. Сайт разработан специально для воспитателей детских садов, школьным учителям и педагогам. На сайте размещены готовые конспекты занятий, обучающие материалы, разработки, сценарии, поделки, игры, видео мастер-классов занятий, уроков, изготовления поделок | |