Файл: Предпринимательство особый вид деятельности Предпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основу себестоимости продукции (работ, услуг) составляют затраты прошлого и живого труда. Прошлый труд заключен в средствах производства, которые оцениваются по фактическим ценам приобретения, а материалы собственного производства (семена, корма и т.д.) - по стоимости. Живой труд учитывается по его фактической оплате. Включая и часть затрат на воспроизводство рабочей силы.

Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукций (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Она отражает величину затрат, которые обеспечивают процесс простого воспроизводства на предприятии.

Себестоимость - это форма возмещения потребляемых факторов производства.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важных функций:

  • 1) Обеспечивает учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;

  • 2) Является основой для формирования уровня цен на продукцию, определения прибыли, рентабельности и исчисления налогов;

  • 3) Служит для экономического обоснования целесообразности инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия; осуществления агрозоотехнических, технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию и совершенствованию производства; обоснования в предприятии различных управленческих решений и т.д.

Себестоимость - один из важнейших показателей экономической эффективности, фиксирующий, во что обходится предприятию производство того или иного вида продукции, и позволяющий объективно судить о том, на сколько это экономически выгодно в конкретных условиях хозяйствования. В ней находят отражение условия производства и результаты деятельности предприятия: техническая вооруженность, организация и производительность труда, прогрессивность применяемой технологии, уровень использования основных и оборотных фондов, соблюдение режима экономии, качество руководства и др.

Рассчитывают себестоимость:

валовой продукции ( Сумма всех производственных затрат (ПЗ) предприятия на продукцию представляет собой себестоимость валовой продукции (Св))

единицы продукции. (Себестоимость единицы продукции (С) определяют путем деления затрат на производство валовой продукции (ПЗ) соответствующего вида на ее объем в натуральном выражении (ВП))


В сельскохозяйственном производстве различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. 

Индивидуальную себестоимость определяют на каждом предприятии по отдельным видам продукции.

Среднеотраслевую себестоимость рассчитывают как средневзвешенную величину по каждому виду продукции по стране в целом. Показатель характеризует средние затраты на единицу продукции по отраслям, поэтому близок к общественно необходимым затратам труда. Различают также его формы, как среднезональная, сводная себестоимость. Сводную себестоимость рассчитывают в соответствии с существующим административно- территориально делением по районам, областям, республикам.

Виды себестоимости:

В зависимости от объема включаемых затрат исчисляют следующие виды себестоимости: технологическую, производственную и полную (коммерческую).

Технологическая себестоимость включает технологические (обусловленные технологией производства) и общепроизводственные (по организации и управлению отраслью) затраты.

Производственная себестоимость, помимо технологической, включает общехозяйственные расходы (затраты на организацию и управление предприятием), т.е. все затраты, связанные с производством продукции.

Полная (коммерческая) себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции и, помимо производственной себестоимости включает расходы, связанные с ее реализацией.

В зависимости от источника данных различают:

  • плановую себестоимость, рассчитанную по нормативам, 

  • отчетную (фактическую), определяемую по материалам учета предприятия,

  • провизорную (предварительную), для расчета которой используют фактические данные за три квартала и ожидаемые показатели за четвертый квартал (с использованием нормативов).

19.Экономическая категория цена

Цена — сложная экономическая категория, в которой пересе­каются практически все основные проблемы развития экономи­ки, связанные с производством и реализацией товаров, создани­ем, распределением и использованием валового внутреннего про­дукта (ВВП) и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонни­ков одной теории, цена товара выражает его стоимость, т.е. во­площенные в товаре общественно полезные затраты труда. Сто­ронники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. При этом рыночная цена зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем.



Современная экономическая теория (рыночная экономика) призвана объединить эти два подхода, совместив в цене «объек­тивность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара. На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы. Цель продавцов — продать свои то­вары по максимально возможной цене и получить при этом при­быть, с помощью которой они должны покрыть производствен­ные и сбытовые затраты (издержки), а также обеспечить условия воспроизводства.

Покупатели в свою очередь заинтересованы в при­обретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов продавца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке формируется путем взаимодействия спроса и предложения. Таким образом, ценооб­разование (процесс образования цены) становится инструмен­том и рычагом управления рынка, в том числе и фармацевтиче­ского. Коренное отличие рыночного ценообразования от центра­лизованного установления цен состоит в том, что в условиях цен­трализованной экономики цены определяются на основе затрат­ного метода в производстве до начала выпуска продукции, а при рыночном ценообразовании реальный процесс формирования цен происходит в сфере реализации продукции под воздействием спро­са и предложения.

Экономическая сущность цены проявляется как в макро-, так и микроэкономике.

Экономическая сущность цены в макроэкономике проявляет­ся в выполняемых ею функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку по­следние в конечном счете и определяют роль цены в хозяйствен­ной жизни. Обычно выделяют пять функций цены.

1. Учетная функция. Являясь денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение кон­кретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько потрачено труда, сырья, различных материалов на изго­товление товара. В конечном итоге цена показывает не только ве­личину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

2. Стимулирующая функция. Эта функция цены выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производ­ство и потребление различных видов товаров. С помощью цены можно стимулировать или сдерживать экономию затрат ресурсов, изменение качества продукции, изменение структуры производ­ства и потребления.

3. Распределительная функция. Под воздействием различных ры­ночных факторов происходит отклонение цены от стоимости и становится возможным перераспределение национального (чис­того) дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, различными социальными группами населения. Так, наличие в цене на товар акциза или налога на добавленную стоимость дает возможность перераспределить чистый доход в бюджеты различных уровней.


4. Функция сбалансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, пред­ложением и спросом. В соответствии с законом спроса и законом предложения цена стимулирует увеличение предложения при не­достатке товаров и понижает спрос при избытке товаров.

5. Функция цены как критерия рационального размещения произ­водства. Эта функция проявляется в том, что с помощью меха­низма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одной отрасли экономики в другую или из одной сферы деятельности (производство) в другую (торговля), который производится фирмами самостоятельно под воздействи­ем законов конкуренции и спроса.

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Например, стимулирующая функция цены усили­вает функцию сбалансирования спроса и предложения, способ­ствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Распределительная функция цены тесно связана с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способ­ствуя переливу капитала в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается высокая норма прибыли.

В микроэкономике цена также выполняет различные функции, являясь:

• посредником и соизмерителем при обмене товаров на деньги;

• важным показателем конъюнктуры рынка;

• инструментом образования прибыли и управления эффек тивностью;

• способом конкурентной борьбы.

20. Экономическая категория прибыль

Прибыль — экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развития. При этом прибыль — это положительный результат деятельности предприятия. Отрицательный результат его деятельности называется убытком.

Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых функциях, среди которых можно выделить следующие.

Прибыль выполняет определенные функции:

· стимулирующая, как фактор развития производства,

· воспроизводственная, как показатель разницы между доходами и затратами,

· контрольная, как критерий оценки эффективности деятельности экономического объекта.

От прибыли зависит динамика развития бизнеса, и именно эта категория отражает финансовую результативность хозяйственной деятельности фирмы, компании, предприятия.

Часть прибыли идет на развитие компании, то есть повышение заработной платы и стимулирование работников, улучшение условий трудовой деятельности, закуп нового оборудования, развитие социальной инфраструктуры и т.д.
Другая часть способствует повышению благосостояния владельцев предприятия или компании.

В зависимости от условий ее формирования различают следующие виды прибыли.

1) По объему издержек обращения выделяют экономическую и бухгалтерскую прибыль.

· Бухгалтерская прибыль – это простая разница между доходами от реализации (доходами с продаж) и расходами (текущими издержками).

· Экономическая (чистая) прибыль – это сумма, которая получается в результате вычета из бухгалтерской прибыли дополнительных расходов. В числе таких расходов могут быть некомпенсированные собственные траты, которые не были учтены в себестоимости продукта, дополнительные премиальные работникам, затраты на чиновников и т.д.

То есть чистая прибыль – это доход за вычетом абсолютно всех издержек.
2) По значению конечного результата прибыль может быть:

· нормативной или предусмотренной,

· максимально возможной или минимально допустимой,

· недополученной (упущенная выгода), с отрицательным результатом (убыток).

3) По характеру налогообложения можно выделить:

· облагаемую налогом прибыль,

· и не облагаемую.

4) В зависимости от видов осуществляемой деятельности прибыль может быть:

· От финансовой деятельности. Это эффект, который получен от привлечения капитала в иные источники на выгодных условиях.

· От производственной деятельности. Это результат производства и сбыта.

· От инвестиционной деятельности. Это доходы от размещения депозитных вкладов и владения ценными бумагами, доходы, полученные от участия в совместной деятельности с другими компаниями или реализации имущества по завершению инвестиционного проекта.

5) По регулярности формирования прибыль может быть:

· сезонная,

· нормированная

· чрезмерная.

Предельная прибыль — добавочная прибыль, получаемая от продажи дополнительной единицы продукции.

 

21. Консорциум холдинг

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение организаций в совокупные структуры — собирательные ассоциативные формы. Рассмотрим отдельные типы ассоциативных организационных структур, наиболее распространенные в экономике развитых стран и развивающиеся в российской экономике.