Файл: Предпринимательство особый вид деятельности Предпринимательство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Преактивное планирование основано на прогнозах, ориентировано в основном на будущие изменения и на поиск оптимальных решений, осуществляется сверху вниз.
4 Интерактивное планирование, построенное на предположении, что будущее предприятия подвластно контролю и в большей части зависит от сознательных действий людей, принимающих управленческие решения. Оно предполагает взаимодействие прошлого, настоящего и будущего как различных, но не разделимых видов планирования.
Наиболее распространенным типом планирования до последнего времени было инактивное планирование, хотя постепенно оно начинает уступать позиции преактивному планированию.
Процесс планирования на предприятии делят на две основные стадии: стратегическое планирование и тактическое планирование.
Стратегическое планирование – это плановая работа, включающая разработку прогнозов, программ и планов, в которых предусматриваются цели и стратегии поведения объектов управления в перспективе, позволяющие этим объектам эффективно функционировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.
Тактическое планирование – это процесс принятия решений о том, какими должны быть действия предприятия и как следует распределять и использовать ресурсы для достижения стратегических целей. Основное различие между стратегическим и тактическим планированием можно рассматривать как различие между целями и средствами достижения целей. В планировании деятельности предприятия используется понятие оперативного планирования.
Оперативное планирование – фактически составная часть тактического планирования, но оно может охватывать короткий период времени (декада, месяц, квартал и др.) и связано с планированием отдельных операций в общем хозяйственном цикле (например, планирование маркетинга, планирование производства, составление бюджета и т.д.).
Процесс планирования обычно проходит несколько стадий (этапов):
1 Разработка общих целей
2 Определение конкретных задач
3 Выбор основных путей и средств их достижения
4 Контроль за их выполнением.
Планирование на предприятии может принести положительный результат, если оно правильно организовано. К обсуждению и составлению планов следует привлекать всех работников предприятия, однако непосредственно в процессе планирования принимают участие высшие руководители предприятия, работники планового отдела (или группа плановиков в составе экономического отдела), руководители и специалисты подразделений.
-
Оплата труда на предприятии
Основное место в стимулировании работников занимает заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Существуют две формы оплаты труда – повременная и сдельная. При повременной форме заработная плата определяется на основе фактически отработанного времени и установленной тарифной ставки или оклада. При сдельной форме заработная плата начисляется с учетом объема выполненной работы и расценки, то есть размера заработной платы за единицу работы (продукции, услуги). При выборе формы оплаты труда предприятия учитывают ряд обстоятельств. В частности, нежелательна сдельная форма, если проблематично измерение объемов работ, если объемы мало зависят от работников, если возможны ухудшение качества и нарушения правил безопасности. Эти и другие условия сильно сужают сферу использования сдельной оплаты на предприятиях городского хозяйства.
При сдельной форме возможны следующие системы оплаты труда: прямая (простая) сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенная сдельная, сдельно-регрессивная и аккордно-премиальная. При повременной форме выделяют простую повременную и повременно-премиальную системы. По способу начисления возможны такие их разновидности как почасовая, поденная, помесячная.
При так называемой «бестарифной» системе работникам не гарантируется фиксированный «твердый» размер оплаты за час, день или месяц работы. Его величина становится переменной, «плавающей» в зависимости от конечных месячных результатов деятельности предприятия и от объема средств, направляемых на оплату труда.
Названные формы и системы оплаты труда, как правило, базируются на тарифной системе, главное назначение которой – соизмерение (редукция) сложного и простого труда.
Основные элементы тарифной системы: тарифные сетки, тарифные ставки, тарифно-квалификационные справочники.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов (групп сложности) и соответствующих им тарифных коэффициентов. Параметрами тарифной сетки являются количество разрядов, диапазон и характер возрастания тарифных коэффициентов.
Тарифные ставки определяют размер оплаты в единицу времени (час, день, месяц). Они, как правило, устанавливаются для первого разряда и должны обеспечивать заработную плату не менее минимального размера оплаты труда. На одном предприятии может быть несколько тарифных ставок первого разряда. Например, одна – для
гостиничного хозяйства, вторая – для водопроводно-канализационного подразделения, третья – для участка тепловых сетей и т.д.
Тарифно-квалификационный справочники предназначены для тарификации работ, выполняемых рабочими, присвоения им квалификационных разрядов, а также для составления программ подготовки и повышения квалификации рабочих в системе профессионального образования и непосредственно на производстве.
Внутрифирменные документы об оплате труда должны предусматривать дополнение основной заработной платы системой надбавок стимулирующего характера и доплат компенсационного характера.
К числу стимулирующих относят надбавки за профессиональное мастерство, за совмещение профессий (должностей), за выслугу лет, за почетное звание, за ученую степень, за руководство бригадой, за классность водителям и другие. К компенсационным доплатам относят доплаты за работу в ночное время, в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, с вредными и тяжелыми условиями труда, по перевозке опасных грузов (газа, хлора и т.д.) и другие доплаты. Доплаты и надбавки призваны возмещать повышенную напряженность, интенсивность труда и стимулировать улучшение личных трудовых показателей.
Компонентом заработной платы являются премии (премиальные стимулирующие надбавки). Положения о премировании на предприятиях должны регламентировать показатели, условия, размеры, периодичность и источники премирования.
В городском хозяйстве показатели премирования специфичны по предприятиям и группам персонала. Такими показателями, например, могут быть:
а) для теплоснабжения – выполнение графика отпуска тепловой энергии, соблюдение норм расхода топлива, отсутствие перерывов в теплоснабжении.
б) в водопроводно-канализационном хозяйстве – качество очистки сточных вод, качество подаваемой питьевой воды, отсутствие перебоев в водоснабжении.
в) в сфере содержания жилищного фонда – отсутствие жалоб от населения, выполнение планов ремонта жилищного фонда.
г) в газоснабжении – выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, отсутствие перебоев в снабжении сетевым и сжиженным газом.
д) в сфере транспортного обслуживания – соблюдение графиков движения, безаварийность, объем сданной выручки (доход от перевозок), пробег трамвайных вагонов, соблюдение норм расхода горюче-смазочных материалов.
-
Производственное и коммерческое предпринимательство
Предпринимательская деятельность - это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя предприниматель действует на благо общества.
1. Производственное предпринимательство
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.
Между тем, именно производственное предпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.
2. Коммерческое (торговое) предпринимательство.
Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.
Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.
Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.
Коммерческое предпринимательство привлекает видимой возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха.
Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.
Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.