Файл: платон и гиппократ врачфилософ подобен богу Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«ПЛАТОН И ГИППОКРАТ: «ВРАЧ-ФИЛОСОФ ПОДОБЕН БОГУ…»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Введение. Философия оказывала влияние на развитие медицины в разное время и в разных странах. Одним из наиболее значительных древнегреческих философов был Эмпедокл – основатель сицилийской врачебной школы. Натурфилософской основой классических медицинских представлений Древнего Китая, Индии, Греции были учения о стихиях – первоначале мира.
Цель этой статьи. Анализировать высказывания Гиппократа «Врач - философ подобен Богу», через философию Платона и Гиппократа.
Материалы и методы исследования. Основу материалов исследования составляют работы Князева В. М. «Что означают для нас древнее утверждение: «врач-философ подобен богу»?», Заховаевой А.Г. «Медицина: к проблеме классификации науки». Кроме вышеуказанных работ в исследовании использовались труды Гиппократа, переведенный на русский язык профессором В.И.Рудневым. Основными методами исследования выступили структурный и сравнительный анализы текста.
Результаты исследования. Утверждение о том, что «Врач-философ, подобен Богу» относят к времени легендарного Гиппократа, жившего в V веке до н.э. (460-377 гг). Смысл врачебной мудрости поясняется в работе «О благоприличном поведении» «Сборника Гиппократа». «Врач-философ равен богу... все, что ищется для мудрости, это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство»[1; 111].
Ученый первым в истории медицины придал ей статус науки, что означало создание для врачей принципиально нового занятия - изучение человека и причин его болезней
. В древности медицина уже выделилась как область профессиональной деятельности, но как система знания она в, то время еще не была научной теорией. Это не значит, что у врача того времени не было знаний. Они, наверное, были, однако, в основном эмпирические, практические.
В своей книге « Эпидемия I» он сказал, что больной должен сотрудничать с врачом в борьбе с болезнью. Такое сотрудничество, конечно, может означать, что пациент должен подчиняться всем предписаниям своего врача, но также может означать, что пациент, чтобы сотрудничать, должен быть проинформирован и дать согласие. Они стали активно использовать точные (научные) методы выявления болезней. Он требовал от коллег установить причины того или иного заболевания[2; 340]. По Гиппократу, медицина делает всех врачей истинными философами, т.е. заботящимися о судьбах людей. Это благородное служение людям. Это дает врачам чувство высокой гуманитарной ответственности за качественную профилактику или лечение заболеваний. И потому философская мудрость направляет врача на постоянное стремление овладевать научными знаниями, передовыми методами, лучшими средствами избавления людей от боли: большой и малой, физической и душевной.
Платон, величаемый за свою мудрость «божественный Платон» открыл людям аскетически телесный и умозрительно разумный способ получения знания истины посредством актуализации вечной памяти своей души. Платон сравнивает задачу философа с задачей врача. Однако Платон предлагает нечто большее, чем просто аналогию. Он делает смелые противопоставления между истинным и ложным врачом, между простой и излишне сложной медициной. Он подчеркивает, что следует проводить различие между качеством и простой продолжительностью жизни. Он учит, что врач должен не только лечить, но и предотвращать болезни. Подобно физиологу, Платон знает, что человек никогда не сможет по-настоящему понять тело, пока не поймет, что действуют системы органов. Поскольку хорошая медицина стремится к познанию целого, платонический врач рассматривает своего пациента целиком — тело и душу [3;152].
Заключение. Итак, какую роль должен играть врач-философ в обществе? Одна из наиболее полезных ролей, которую врач-философ может играть в обществе, заключается в том, чтобы подвергать сомнению и прояснять невысказанные предположения о природе человеческой жизни и существовании, которые влияют на уход за больными, беспомощными и нуждающимися. Другая роль, которую может сыграть врач-философ, заключается в разъяснении значения хорошего здоровья, профилактики заболеваний, справедливости распределения в здравоохранении и т.д., а также в проведении анализа или объяснения того, как эти цели могут быть наилучшим образом достигнуты.
Список литературы
-
Гиппократ. Избранные книги: пер. с греч. В.И. Руднева ред., вступ. статьи и примечания В.П. Карпова. М.: Гос. изд. биологической и медицинской литературы, - 1936.- С.111. -
Заховаева А.Г. Медицина: к проблеме классификации науки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2-2. – С. 340. -
Князев В. М. Что означают для нас древнее утверждение: «врач-философ подобен богу»? // Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвященной году науки и технологий. -2021-Том 3.- С.152.