Файл: Дисциплина Введение в клиническую психологию Практическое задание 3, Модуль 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840 ч)
Дисциплина: Введение в клиническую психологию
Практическое задание 3, Модуль 3. Личность и болезнь
Выполнил:
слушатель Серова Валерия Сергеевна
Преподаватель:
Михновец Дарья Александровна
г. Москва – 2023
Задание 1. На основе изучения анамнеза и данных клинической беседы с пациентом примените существующие классификации типологий ВКБ, определите тип реакций и дайте их обоснование. Занесите данные в прилагаемую таблицу. Оцените также степень доверия пациента медицине и стиль поведения в процессе лечения.
Автор типологии | Тип реакций | Обоснование (особенности поведения, примеры высказываний и т.п.) |
В. Вондрачек (1969) | Пренебрежительная | Пациент осознаёт свою болезнь, не избегает ее лечения, однако совершает действия, которые либо усугубляют болезнь(курение « И курю я тоже не больше других. Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык. Да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые»), либо не способствуют выздоровлению. Относится к болезни спокойно и даже равнодушно « Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства». Не придаёт ей должного внимания и значения. |
Н.А.Митрушина (2011) | Гармоничная | Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать и преуменьшать его тяжесть, понимание объективной тяжести заболевания; стремление во всем активносодействовать успеху лечения: « Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями» |
Р.М.Баевский (1988) | Стеническая | Пациент готов к активному лечению, не отрицает действия препаратов и проходит обследования.Особых жалоб в связи с болезнью не проявляет, живет в комфортном для себя ритме. Не отказывается от алкоголя, тяжелой работы и курения. « Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями» |
В.А.Жмуров (2002) | Эйфорически-анозогностическая | Пациенту все равно на его болезнь в том числе и на прогресс или ухудшение. В дальнейшем он настроен вернуться к работе, все равно к какой или же выпросить у врача инвалидность. |
Б.А.Якубов (1982) | Неосознаваемая реакция | Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом. Пациент не до конца осознаёт тяжесть своего заболевания, а тем более его последствия. « Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось,» |
В.Д.Менделевич (2001) | Объяснение наследственными или средовыми причинами: стечение обстоятельств, собственная ошибка; | «Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства.» Пациент винит во всем не себя, а жизненные обстоятельства, которые привели к такому исходу.Он перекладывает ответственность на события и не видит в них никакого своего участия или вины. По его мнению всё закономерно. |
Опросник Кранца | 8 баллов | Оценка:средняя степень доверия к медицине, необходимая активность в процессе лечения, разумная самостоятельность. |
Пациент принимает все лекарственные препараты и пока находится на лечении выполняет все указания лечещего врача, однако не видит смысла в своём нахождении в больнице, не считает это необходимым «Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?». Считает, что и без этого делает всё возможное. Продолжает курить, ссылаясь на то, что все здесь курят, а значит вреда это так много и не приносит.
Задание 2. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ). Ниже приведены шкальные оценки по каждому из 12 типов отношения к болезни (ТОБ). Внимательно прочтите «Правила анализа данных опросника» методического пособия (с.11-12). Постройте графический профиль. Определите тип отношения к болезни.
Исходные данные:
Гармонический тип (Г) = 10
Эргопатический тип (Р) = 6
Анозогнозический тип (З) = 27
Тревожный тип (Т) = 4
Ипохондрический тип (И) =12
Неврастенический тип (Н) = 9
Меланхолический тип (М) = 7
Апатический тип (А) = 5
Сенситивный тип (С) = 10
Эгоцентрический тип (Я) = 23
Паранойяльный тип (П) =6
Дисфорический тип (Д) = 17
Шкалы Темы | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Э | П | | ||||||||||||
Д | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||
I | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||
II | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||
III | | | + | | | | | | | + | | | ||||||||||||
IV | | | | + | | | | | | | | | ||||||||||||
V | | | | | | | | | | | | + | ||||||||||||
VI | | + | | | | | | | | | | | ||||||||||||
VII | | | | | | | + | | | | | | ||||||||||||
VIII | | | | | | | | + | | | | | ||||||||||||
IX | | | | | | + | | | | | + | | ||||||||||||
X | + | | | | | | | | + | ++ | | | ||||||||||||
XI | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||
XII | | | ++ | | + | | | | | | | + | ||||||||||||
Сумма | 10 | 6 | 27 | 4 | 12 | 9 | 7 | 5 | 10 | 23 | 6 | 17 |
Диагностируемый тип отношения к болезни: Эргопатический тип
Задание 3.Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index»). Ниже приведены процентильные показатели по каждому из 8 механизмов психологической защиты (МПЗ). Определите ведущие механизмы, на основании представленных данных постройте диаграмму. Дайте объяснение полученным данным.
Исходные данные:
Отрицание = 79
Вытеснение = 25
Регрессия = 53
Компенсация =20
Проекция = 27
Замещение = 37
Интеллектуализация = 17
Реактивные образования = 19
Ведущими механизмами являются: отрицание, регрессия,замещение.
Задание 4. Опросник способов совладания (WCQ). Ниже приведены показатели в сырых и стандартных баллах по каждому из 8 копинг-стратегий. Определите у испытуемого предпочтительности стратегий совладания со стрессом (с.16 руководства).
Исходные данные:
Конфронтация = 7 (44)
Дистанцирование =16 (76)
Самоконтроль = 4 (17)
Поиск социальной поддержки = 15 (63)
Принятие ответственности = 6 (43)
Бегство-избегание = 19 (72)
Планирование решения проблемы = 10 (42)
Положительная переоценка = 10 (45)
Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:
показатель меньше 40 баллов — редкое использование соответствующей стратегии;
40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов — умеренное использование соответствующей стратегии;
показатель более 60 баллов — выраженное предпочтение соответствующей стратегии.
Ответ: Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п.
Положительные стороны: возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию.
Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.
Бегство-убегание: стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т. п., с целью снижения мучительного эмоционального напряжения. Большинством исследователей эта стратегии рассматривается как неадаптивная, однако это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, в особенности в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных ситуациях.
Положительные стороны: возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса.
Отрицательные стороны: невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.
Задание 5. Тест жизнестойкости (Hardiness Survey) С.Мадди. Ниже приведены показатели жизнестойкости. Оцените результат.
Исходные данные:
Вовлеченность = 23
Контроль = 36
Принятие риска = 15
Жизнестойкость = 74
Ответ: В основном все значения данных показателей являются стандартными и имеют незначительные и допустимые погрешности. Низким показателем является вовлеченность, средними показателями Принятие риска, высокими Контроль и Жизнестойкость. Контроль превышает норму, а жизнестойкость чуть-чуть ниже нормы на незначительное количество единиц. У пациента средние показатели, исходя из чего можно сделать вывод, что он страдает от своей болезни и довольно стойко ее переносит. Хороший показатель Жизнестойкости говорит о более менее спокойном отношении к трудностям.
Задание 6. На основании данных анамнеза, клинической беседы, результатов психодиагностических тестов составьте развернутое комплексное заключение о внутренней картине болезни пациента. Сопоставьте результаты различных методик, покажите, каким образом эти показатели взаимно подтверждают или исключают друг друга, а также отражают данные клинических наблюдений.
Данные анамнеза: Сведений о раннем развитии нет. Воспитывался в неполной семье, родители развелись, когда пациенту исполнилось 4 года. В семье были частые скандалы из за пьянства отца. Две старшие сестры здоровы, замужем. В школе учился средне, но без желания. Часто пропускал занятия, проводил время в кампании асоциальных сверстников. С 10 лет начал курить, в 12 – употреблять алкоголь, были эпизоды вдыхания клея «Момент». После окончания 9 классов поступил в ПТУ по специальности «слесарь КИПиА», с трудом проучился 2 курса из-за пропусков и нарушений дисциплины. В 17 лет был осужден с отсрочкой исполнения приговора за хулиганство, но испытательный срок не выдержал и был отправлен в колонию на 2 года. После освобождения в конце 90-х нигде не работал
, участвовал в криминальных разборках. Повторно был осужден по ч.2 ст. 111 на 5 лет. Освободился в 27 лет. В местах лишения свободы заболел туберкулезом легких. Живет в гражданском браке. Супруга работает продавцом в продовольственном супермаркете, сыну 6 лет. Продолжает злоупотреблять алкоголем, бывают запои по 3-4 дня. Последние 1,5 года нигде не работает. Лечащим врачом был использован скрининговый опросник Кранца для оценки стиля поведения пациента при лечении. Показатель – 8 баллов.
Клинические беседы: В контакт с медицинским психологом вступает охотно, держится свободно, раскованно, пытается шутить, преобладающий тон общения в начале контакта насмешливо-ироничный. Фон настроения приподнят, эйфоричен.
Из протокола:
Особых жалоб не предъявляет: «голова побаливает иногда, потею немного, кашляю, ну и что – это у меня всю жизнь. С похмелья, бывало, голова вообще раскалывается, пивка примешь – и опять в форме, а так – ерунда».
• «Говорите, что замечен был в алкогольном опьянении в больнице? А что тут такого? Я ж не буянил, мебель не ломал, стекла не бил, никому ничего плохого не сделал. Да здесь у вас со скуки помереть можно. И курю я тоже не больше других. Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык. Да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые».
• «Как я отношусь к своей болезни? Скажу откровенно – по-философски. Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства. Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?».
• «Какие у меня планы после выписки? Работать пойду куда-нибудь, спиногрыза кормить надо. Раньше я больше на стройке работал, то стропальщиком, то плотником, или в ЖКО. Да боюсь, не возьмут из-за туберкулеза, который опять обострился. Вот вместо того, чтобы мурыжить меня здесь, взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?».
Пройти психодиагностическое исследование согласился: «буду отвечать честно, мне скрывать нечего».
Наблюдения: Особых жалоб не предъявляет: «голова побаливает иногда, потею немного, кашляю, ну и что – это у меня всю жизнь. С похмелья, бывало, голова вообще раскалывается, пивка примешь – и опять в форме, а так – ерунда».