ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ничто чужое (затем «ничто иное») не тревожит.

В нем образ твой горит…

Слова, записанные в черновике Пушкина и позже отвергнутые им, «снова юн» некоторые пушкиноведы не без основания относят в адрес М.Н. Волконской, так как они не могли быть обращены к шестнадцатилетней Н.Н. Гончаровой, с которой Пушкин познакомился в 1828 году.

В окончательном варианте первая строфа имеет такое начало:

Тобой, одной тобой…Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит…

Трижды повторенное слово «тобой» усиливает лирическое волнение, создает драматическую напряженность, чему способствует использование слова «одной» (единственной, кроме которой нет других).

Последние строчки этой строфы придумались сразу и не исправлялись. Третья строфа имела следующие варианты:

Дни многие прошли, на свете многих нет,

И много в мире изменилось.

Затем, в процессе работы поэт переделал строчки:

Дни многие прошли, промчалось много лет.

Где вы, знакомые созданья?

В последней строчке третьей строфы в черновом варианте обращает на себя работа над эпитетом к слову «созданья»: вместо первоначального варианта «знакомые созданья» было «любимые» и, окончательно, «бесценные созданья». Проанализировав замену эпитетов, мы можем отметить, что замена «знакомые» на «любимые» подчеркивает более близкий характер отношений.

Третья строфа стихотворения была зачеркнута в черновике чернилами, и хотя после этого Пушкин и приписал к ней последний стих, но на рукописи нет следов того, чтобы он восстановил всю строфу. Четвертая заключительная строфа стихотворения «Все тихо – на Кавказ идет ночная мгла…» в рукописи имеет наиболее беспорядочный вид.

Первый стих начинался:

Люблю, люблю тебя без надежд…

Затем, после ряда проб получил окончательный вид:

Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь…

Слова «по-прежнему» и повтор слова «вновь», встречающиеся во второй строфе стихотворения «Все тихо – на Кавказ идет ночная мгла…», указывают на мотив нового возвращения прежнего чувства. Этот мотив настолько явно выражен в данной строфе, что именно это явилось причиной того, что Пушкин никогда не печатал четвертую строфу.

«И без надежд, и без желаний…» (было «без сладострастья», «без упованья»). Поиск нужного слова обусловлен желанием поэта наиболее точно показать характер чувства любви. Те варианты данного стиха подчеркивают отсутствие страсти в испытываемом поэтом чувстве, бескорыстность его любви.

Строфа была закончена стихами:


Как пламень жертвенный, чиста моя любовь

И тихий (или «сладкий») жар моих мечтаний.

Затем исправлено на « нежность девственных мечтаний»,что может быть объяснено желанием подчеркнуть спокойный оттенок любви, исключающей страсть.

Проанализировав отбор лексических средств стихотворения «На холмах Грузии…», сравнив черновой вариант с окончательным вариантом, мы можем сделать вывод о том, что он обусловлен содержанием стихотворения, основной темой которой является тема любви, и формой стихотворения. Сравнив лексику первоначальной редакции стихотворения с окончательной редакцией, мы можем отметить деромантизацию стихотворения. С устранением мотива воспоминаний из стихотворения уходит его романтическая стилистика (образы, лексика), так выраженная в первоначальной редакции («сокрылись», «бесценные созданья», «чиста любовь» и др.), что дает нам возможность говорить о смене творческого метода (романтизм – реализм) в процессе написания стихотворения «На холмах Грузии…».

Ознакомившись с историей создания стихотворения «На холмах Грузии…» и некоторыми биографическими фактами жизни А.С. Пушкина, делаем вывод о том, что в данном случае возможен факт переадресовки стихотворения от М.Н.Раевской, к которой, по-видимому, обращена первая редакция стихотворения – «Все тихо…»к Н.Н.Гончаровой, которой посвящен окончательный вариант стихотворения «На холмах Грузии…».

1 Бонди С.М. Черновики Пушкина. М., 1971, с.22-23

2 Бонди С.М. Черновики Пушкина. М., 1971, с.23

3 Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830) М.. 1967, с.362

4 Бонди С.М. Черновики Пушкина. М., 1971, с.23