ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мышление – это сложный познавательный процесс свойственный только человеку. познание начинается с ощущения и восприятий. Также обеспечивает обобщенное познание действительности, позволяющее человеку предвидеть что произойдет в каждом конкретном случае.
Прежде всего, мышление играет огромную роль в познании действительности оно расширяет наши границы познания и даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта и восприятии, а также мышление неразрывно связанно с речью, а слово является материальная оболочка мысли и через эту оболочку мысль может быть воспринята нами.
Процесс постепенного развертывания мышления можно описать в 4 этапа:
-
Осознание наличия проблемы после анализа информации на протяжении какого-то периода. -
Формирование гипотез и поиск решений. -
Проверка гипотез. -
Решение проблемной ситуации.
Мыслительные операции:
-
Сравнение; -
Анализ; -
Синтез; -
Абстракция; -
Конкретизация; -
Обобщение; -
Классификация; -
Систематизация.
Формы мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, и с другой стороны, происходит интеллектуализация остальных и психических функций.
Основную линию развития мышления в младшем школьном возрасте принято определять, как завершение наметившегося в дошкольном возрасте перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Мышление младшего школьника – это обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Ранее было принято считать, что для детей младшего школьного возраста ведущим является конкретно-образное мышление, однако в настоящее время, в первую очередь благодаря работам Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их сотрудников, доказано, что дети этого возраста имеют гораздо большие познавательные возможности, что позволяет развивать у них основы теоретических форм мышления.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
При поступлении в школу дети имеют разную базовую подготовку: одни учились в садике, другие сидели дома, с кем-то занимались родители или репетиторы, а кто-то совсем не хотел учиться. Чтобы класс развивался более-менее равномерно и ровно, учитель должен максимально уровнять знания всех детей. Сделать это очень непросто, потому как у всех детей разное развитие мышления, свои возрастные особенности и разный базовый уровень знаний. В первую очередь учитель должен понять, кто как мыслит и думает, а потом выбирать стиль подачи нового материала.
В начальной школе объем знаний не очень большой, но для ребенка это колоссальная нагрузка, так как меняется его тип мышления, появляется большой массив новой информации. В школьном возрасте происходят новые процессы, к которым нужно подготовить ребенка, помочь ему правильно подобрать ключи к обучению.
Помимо физического развития, идет активное психологическое развитие, ребенок лучше осознает себя в обществе, учится взаимодействовать с большим количеством новых для себя детей и ориентироваться в разных жизненных ситуациях.
В развитии мышления младших школьников выделяют две основные стадии.
На первой стадии (I-II классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности. К III классу мышление переходит в качественно новую стадию - дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что формируется формально-логическое мышление.
Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Сравнение в младшем школьном возрасте идет от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому.
Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи. Наблюдая окружающее, ребенок замечает регулярность в следовании некоторых явлений. Эти наблюдения еще далеки от сознания закономерностей, но служат основой для развития понимания причинно-следственных связей.
В своем становлении мышление проходит две стадии допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление - это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому.
Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
Понятийное мышление приходит через ряд промежуточных этапов. Л.С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий.
- Первый (2-3 года) - синкретизм детского мышления.
- На втором этапе (4-6 лет) - наглядно-образное мышление. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. Но еще необходимо наглядно представлять объект.
- Третий этап - младший школьный возраст (6—8 лет), когда ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Мышление является понятийно-конкретным. У подростков (9—12 лет) появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14— 18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.
Появление логического мышления.
По мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
-
Предметно-действенное (наглядно-действенное). -
Наглядно-образное. -
Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом.
Наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной.
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Так как, в первые 2 года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. Это соответствует возрастным тенденциям развития детского мышления.
Мышление младших школьников имеет свои особенности:
-
С появлением новых задач мыслительная деятельность характеризуется стремительным развитием; -
Интеллектуальные возможности становятся более масштабными. Ребенок учится воспринимать информацию, обрабатывать ее, структурировать для дальнейшего использования; -
Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление приобретают важное значение и активно развиваются у младшего школьника; -
Словесно-логическое мышление начинает занимать значительную часть умственной деятельности ребенка; -
Развитие всех трех форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) происходит постепенно; -
Наработка базы основных понятий и терминов в процессе учебной деятельности; -
Формируется критическое мышление, необходимость в проверке своих суждений; -
Возникает разделение абстрактного и реального, выдуманного и истинного, ребенок начинает осознавать, что реально, а что нет.
Таким образом, в младшем школьном возрасте:
- происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
- ребёнок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, -
выполнение которых получает общественную оценку;
- ведущей становится учебная деятельность;
- происходит появление произвольного поведения;
- появляются возможность планирования результатов действия и рефлексия;
-происходит рост стремления детей к достижениям.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.