Файл: Эссе по работе З.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


АНО ДПО «Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудах»

Программа дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации)

ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА СОВРЕМЕННОГО ПСИХОАНАЛИЗА

Письменная работа на тему:

Эссе по работе З. Фрейда “Я и Оно”

Выполнил(а): Федорова Софья Владимировна

Номер группы: ПА-21


Москва

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Сознание и бессознательное……………………………………………3

Я и Оно…………………………………………………………………...4

Я и Сверх-Я………………………………………………………………6

Два вида первичных позывов………………………………………...…7

Зависимости “Я”........................................................................................9

Используемые источники………………………………………………10

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В психоанализе, как методе, позволяющем обнаруживать психические феномены, сознание скорее рассматривается как качество психики, которое может присутствовать вместе с другими ее качествами, а может отсутствовать. Но никак не сутью психики.

Идея о бессознательности психики может казаться абсурдной, но опыт показывает, что даже в те моменты, когда человек находит себя “сознательным”, сосредотачивая свое внимание на собственных психических процессах, то последние не осознаются длительно.

То есть, то что мы подразумеваем под “осознанностью” не что иное как постоянное возвращение представления из неосознанного состояния в осознаваемое. Без данных усилий большая часть работы представлений будет неосознанной. И чем они являлись в промежутках между двумя психическими состояниями мы не можем знать.

Отсюда мы можем вывести для себя некоторое представление о бессознательном, именно через процесс вытеснения. Вытесненное является для нас примером бессознательного.

Но мы также видим, что есть два вида бессознательного:

– латентное, но способное к осознанию,


– вытесненное, неспособное для осознания.

В свою очередь силу, которая привела к вытеснению и поддерживала его, мы называем сопротивлением.

На этом моменте для нас становится ясна топографическая модель строения психического аппарата:

СЗ, ПСЗ и БСЗ

Далее, в течении психоаналитической работы оказывается, что этих подразделений недостаточно, поэтому создается “Я” личности, как связная организация психических процессов в личности.

К этому “Я” прикреплено сознание, оно способно к разрядке раздражений во внешний мир, от него исходят вытеснения.

Все, устраненное вытеснением, в анализе противостоит “Я”, а анализу ставится задача — уничтожить сопротивление, которое “Я” проявляет к вниманию, уделяемому анализом вытесненному. Ассоциации пациента отказываются работать, когда мы приближаемся к вытесненному.

Еще одним важным представлением о бессознательном является то, что все вытесненное — БСЗ, но не все БСЗ вытеснено. Так же часть “Я” может быть бессознательной.

Я И ОНО

Сознание является поверхностью психического аппарата, то есть оно пространственно ближе всего внешнему миру.

Сознательное — это все восприятия, приходящие извне, и изнутри, то, что мы называем ощущениями и чувствами.

Чтобы разобраться, как до СЗ добираются внутренние восприятия нужно рассмотреть различия БСЗ и ПСЗ. Оно заключается в том, что БСЗ происходит на материале, который остается неизвестным, а у ПСЗ добавляется соединение со словесными представлениями.

Словесные представления — это остатки воспоминаний, и так как когда-то они были восприятиями, значит снова могут быть осознаны, как все остатки воспоминаний.

Сознательным может стать только то, что уже было СЗ восприятием, и что стремится стать вновь сознательным, оно совершает попытки превратиться во внешние восприятия. Это становится возможным при помощи следов воспоминаний.

Так же к внутренним процессам, самым глубоким из слоев психического аппарата относятся “наслаждение – неудовольствие”.

Ощущения с характером наслаждения не имеют в себе ничего, настойчиво требующего, а вот ощущение неудовольствия требует разрядки, поэтому неудовольствие — повышение загрузки энергией, а наслаждение — понижение.



Теперь становится ясна роль словесных представлений, с помощью них внутренние мыслительные процессы становятся восприятиями.

Итак, для нас индивид — это психическое “Оно”, на котором покоится “Я”, развитое из системы Внешнего мира. “Я” является измененной частью “Оно”, изменение которой произошло под влиянием внешнего мира. Кроме Вн. на “Я” влияет собственное тело, из которого одновременно исходят внутренние и внешние восприятия.

Я И СВЕРХ-Я

Если мы определили, что “Я” — осознаваемая часть “Оно”, то теперь вводится еще одна ступень, внутри самого “Я”, которая называется “Идеалом Я” или “Сверх-Я”.
Ее образование можно объяснить тем, что в “Я” восстанавливается первичный потерянный объект, иначе загрузка объектом сменяется идентификацией. Этот процесс играет важную роль в становлении характера индивида.
При покидании объектом индивида в реальной жизни, в “Я” происходит такое изменение, что этот объект восстанавливается в “Я”. Возможно этот процесс облегчает отдачу объекта, с помощью интроекции.

С другой стороны, перенимая черты объекта, “Я” само напрашивается в объект любви для “Оно”. Происходит превращение либидо объекта в нарциссическое либидо, что приводит к десексуализации.
Самым влиятельным для индивида будет воздействие первых идентификаций, происходивших в самые ранние годы, такое воздействие будет общим и длительным.
За возникновением “Идеала Я” кроется первая и самая значимая идентификация индивида — с отцом. И это не результат загрузки объектом, а прямая и непосредственная, которая происходит до любой загрузки объектом. Выбор объекта в первый сексуальный период, относящийся к отцу или матери, нормально завершается такой идентификацией и усиливает первичную идентификацию. Также этот процесс подкрепляется при разрешении Эдипова комплекса. Чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее произошло его вытеснение, тем будет строже “Сверх-Я”, в виде совести или бессознательного чувства вины.
“Сверх-Я” появляется в результате двух факторов:

  • длительная детская беспомощность и зависимость;

  • наличие Эдипова комплекса.



ДВА ВИДА ПЕРВИЧНЫХ ПОЗЫВОВ


Следует различать два вида первичных позывов:

  • Сексуальные инстинкты (Эрос). Этот вида более заметен и доступен для изучения. Охватывает не только сексуальный первичный позыв, но и инстинкт самосохранения;

  • Садизм (инстинкт смерти).


Инстинкт смерти часто служит разгрузкой для инстинкта жизни.

Над обоими первичными позывами властвует принцип наслаждения, и на их противоположность между собой, указывает наличие любви и ненависти.
Частичные первичные позывы до известной степени общаются друг с другом, один первичный позыв может отдавать свою интенсивность для усиления частичного позыва другого источника, таким образом удовлетворение одного одного первичного позыва возмещает удовлетворение другого.

Эротические первичные позывы более пластичны, чем разрушительные. Тогда предполагается, что способное к смещению либидо работает на пользу принципа наслаждения, для избежания заторов и облегчения загрузок.
А если энергия смещения десексуализирована, то ее можно назвать сублимированной. Сублимация происходит при посредничестве “Я”.
Первоначально все либидо скапливается в “Оно”, одну часть либидо “Оно” направляет на эротические объектные нагрузки, после чего “Я” старается овладеть этим объектным либидо, и навязать себя “Оно” в качестве объекта любви. Поэтому нарциссизм “Я” является вторичным, отвлеченным от объектов.

“Я” облегчает “Оно” работу преодоления, сублимируя части либидо для себя и своих целей.

ЗАВИСИМОСТИ Я
“Я” индивида непрерывно находится под надзором “Сверх-Я”, которое образовалось в ходе идентификации с первичными объектами. То, что господствует в “Сверх-Я” является проявлением инстинкта смерти.
“Я” находится между двух нападающих сторон, с одной — “Оно” с настойчивым требованием удовлетворения всех желаний, с другой карающая совесть “Сверх-Я”.
“Оно” совершенно аморально, “Я” старается быть моральным, “Сверх-Я” гиперморально, и может стать таким же жестоким, как “Оно”. Чем больше человек ограничивает свою агрессию вовне, тем тем агрессивнее он становится в своем “Идеале Я”.

Также “Оно” может проникать в “Я” двумя путями, по прямому пути, или через “Идеал Я”.
Находясь между “Оно” и реальностью, “Я” часто поддается искушению стать податливым.
Психоанализ является те орудием, которое должно дать “Я” возможность постепенно овладеть “Оно”.





ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ


  1. “Я и Оно” З. Фрейд

  2. “Структура психического аппарата”

(лекции №5, 6 Коротецкая А. И.)

  1. Статья З. Фрейда “Бессознательное”

  2. Семинарское занятие по статье З. Фрейда “Я и Оно” (лекции №10, 11 Коротецкая А. И.)