Файл: Политические и правовые учения эпохи европейского просвещения. ЖанЖак Руссо Об общественном договоре, или Принципы политического права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Москва, 2023
Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
(национальный исследовательский университет)»
(МГТУ им. Н.Э. Баумана)
Факультет
«Энергомашиностроение»
Кафедра
Э-1 «Ракетные двигатели»
СООБЩЕНИЕ ПО КУРСУ
ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ:
Политические и правовые учения эпохи европейского просвещения. Жан-Жак Руссо – «Об общественном договоре, или Принципы политического права»
Студент Э1-81:
Коленков А.И.
(Подпись, Дата)
(Фамилия И.О.)
Преподаватель:
Муравьева Е.О.
(Подпись, Дата)
(Фамилия И.О.)
2
Оглавление
Введение ......................................................................................................... 3
О Жане-Жаке Руссо .................................................................................. 3
Об учении ................................................................................................... 3
Основная часть .............................................................................................. 4
Первая книга .............................................................................................. 4
Вторая книга .............................................................................................. 4
Третья книга .............................................................................................. 5
Четвертая книга ......................................................................................... 6
Заключение .................................................................................................... 8
Список используемых источников .............................................................. 9
3
Введение
О Жане-Жаке Руссо
Жан-Жак Руссо (28 июня 1712 – 2 июля 1778) – франко-швейцарский
(родился в республике Женева) философ, писатель и мыслитель эпохи
Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.
Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании» и «Об общественном договоре».
Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Суверенитет народа неотчуждаем и неделим, непогрешим и абсолютен.
Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону, как выражению общей воли, можно добиться и относительного имущественного равенства.
Об учении
«Об Общественном договоре, или Принципы политического Права» – трактат 1762. Согласно Руссо, в ходе исторического развития человечества общественный договор был нарушен (это произошло из-за непрерывной борьбы частных интересов, а также злоупотреблений представителей власти); однако народ имеет законное право вернуть себе утраченную свободу, восстановив первоначальное общественное соглашение (фактически речь идёт о праве на революцию).
4
Основная часть
Именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы
Руссо – «Об общественном договоре, или Принципы политического права»
(1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования.
Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в
Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма.
Первая книга
В первой книге говорится о том, как человек переходит от естественного состояния к гражданскому, и каковы существенные условия Соглашения.
Автор хочет исследовать, возможен ли в гражданском состоянии какой-либо принцип управления, основанного на законах и надёжного. Он утверждает, что общественное состояние – это священное право, которое служит основанием для всех остальных прав. Это право не является естественным, следовательно, оно основано на соглашениях.
Подводя итог своей первой книги, Руссо пишет, что, хотя люди могут быть неравны по силе или способностям, они становятся равными в результате соглашения и по праву. Однако, при плохих Правлениях это равенство лишь кажущееся и обманчивое.
Вторая книга
Во второй книге рассказывается о Законодательстве. Вначале автор даёт определение Общей воле и Суверенитету. Общая воля не является лишь
5 волеизъявлением большинства, она всегда отражает интересы всего общества.
Обществом нужно править, руководясь общим интересом, значит
Суверенитет, который есть только осуществление общей воли, неотчуждаем.
По той же причине он неделим, ведь воля либо является общею, либо ею не является. Общая воля стремится всегда к пользе общества, но люди не всегда видят, в чём состоит их благо.
Далее идёт рассуждение о границах верховной власти суверена.
Общественное соглашение даёт Политическому организму неограниченную власть над всеми его членами, и эта власть, направляемая общею волею, называется Суверенитетом. Общественное соглашение устанавливает между гражданами такое равенство, при котором все принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях, и все должны пользоваться одинаковыми правами. Акт суверенитета – это соглашение Целого с каждым из его членов. Верховная власть, какой бы неограниченной, священной, неприкосновенной она не была, не может переступать границ общих соглашений.
Третья книга
В третьей книге рассказывается о политических Законах, то есть о форме
Правления. У Политического организма есть два движителя: сила и воля. Воля
– это законодательная власть, сила - исполнительная. Правительство – это посредствующий организм, установленный для сношений между подданными и сувереном, уполномоченный приводить в исполнение законы и поддерживать свободу гражданскую и политическую. Члены этого организма называются магистратами или королями, то есть правителями, а весь организм носит название государя. Руссо называет Правительством или верховным управлением осуществление исполнительной власти согласно законам, а государем или магистратом человека или корпус, на который возложено это управление. Чем магистраты многочисленней, тем Правительство слабее. В лице магистрата есть три различных вида воли. Общая воля всегда самая слабая, второе место занимает воля корпоративная, самая первая из всех - воля
6 каждого лица. Когда власть оказывается в руках одного человека, частная и корпоративная воля соединены, значит наиболее активным является правление единоличное. Но чем многочисленней магистрат, тем больше воля корпоративная приближается к общей. Нужно найти соотношение, наиболее выгодное для государства.
Четвертая книга
В четвёртой книге продолжается рассмотрение политических Законов, и излагаются средства укрепить внутреннее устройство Государства. Автор начинает книгу с утверждения о том, что Общая воля неразрушима. Она всегда постоянна, неизвратима и чиста; но она подчинена другим волеизъявлениям, которые берут над нею верх. Например, голосованиям и выборам, о которых пойдёт речь далее. Не для каждой формы правления подходит любой вид голосования. Так, выборы по жребию соответствуют демократии, так как это наиболее честный вид. При аристократическом строе государя выбирает государь, Правительство сохраняется само собою; и здесь именно уместно голосование. Ни жребий, ни голосование не имеют места при монархическом
Правлении. Выбор его наместника принадлежит лишь монарху.
Потом писатель рассказывает о трибунате. Трибунат – это особая магистратура, блюститель законов и законодательной власти. Он не составляет часть Гражданской общины и не обладает ни законодательной, ни исполнительной властью; именно поэтому его власть ещё больше. Он не может ничего сделать, но может всему помешать.
О диктатуре. В первые времена Римской Республики к диктатуре прибегали часто, так как государство было недостаточно устойчивым. К концу республики римляне избегали диктатуры столь же неразумно, как прежде ею злоупотребляли.
О цензуре. Общественное мнение есть своего рода закон, служителем которого выступает Цензор; он лишь применяет этот закон к частным случаям.
Хотя закон не устанавливает нравы, но именно законодательство вызывает их к жизни: когда законодательство слабеет, нравы вырождаются. Значит,
7 цензура может быть полезна для сохранения нравов, но никогда - для их восстановления.
О Гражданской религии. У людей сначала не было ни иных царей, кроме богов, ни иного Правления, кроме теократического. Не было иного способа обратить народ в свою веру, как поработить его. Правление также зависит от религии, например - христианство. Оно проповедует лишь рабство и зависимость. Его дух слишком благоприятен для тирании, чтобы она этим не пользовалась.
8
Заключение
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства
Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно- правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе. Идеи
Руссо сыграли также важную роль в последующем развитии теоретических представлений о государстве и праве. Его социальная доктрина, по признанию
И. Канта и Г. Гегеля, послужила одним из главных теоретических источников немецкой философии конца XVIII – начала XIX в. Разработанная им программа перехода к справедливому обществу путем коренной перестройки государственной власти легла в основу идеологии политического радикализма. Оформление взглядов Руссо в теоретическую доктрину явилось, с этой точки зрения, поворотным событием в истории общественно- политической мысли XVIII в. Политическая концепция Руссо оказала громадное воздействие, как на общественное сознание, так и на развитие событий в период Великой французской революции. Авторитет Руссо был настолько высок, что к его идеям обращались представители самых разных течений, начиная от умеренных конституционалистов вплоть до сторонников коммунизма.
Написанная ещё в 18 веке, работа Руссо актуальна и сегодня. Идеи о различных формах правления и о разделении властей в наше время вызывают споры многих политических деятелей. Конечно, не всему изложенному автором нужно следовать, не всё уместно сейчас, но большинство его концепций подобраны с учётом всех факторов, влияющих на развитие государства, а значит они универсальны во все времена.
9
Список используемых источников
1. Анализ идей, изложенных автором и своё отношение – https://studwood.net/1510945/pravo/analiz_idey_izlozhennyh_avtoro m_svoyo_otnoshenie
2. Об общественном договоре, или принципы политического права – https://www.civisbook.ru/files/File/Russo_O_dogovore.pdf