Файл: 1. Понятия организация. Разница между формальными и неформальными организациями. Организация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятия «организация». Разница между формальными и неформальными организациями.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Организация — это субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию или оказывающий услугу потребителю с целью получения прибыли.

Организация —форма объединения людей для их совмес­тной деятельности в рамках определенной структуры, например, предприятие, банк, правительственное учреждение, институт и т.д.

Формальная организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Под формальной организацией понимается организация, в которой два или более человека собираются для достижения общей цели с законными и официальными отношениями. Организация возглавляется высшим руководством и имеет ряд правил и положений, которым необходимо следовать. Основной целью организации является достижение поставленных целей. В результате работа назначается каждому человеку на основе его возможностей.

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом.

Неформальная организация — это взаимосвязанная социальная структура, которая определяет, как люди работают вместе в реальной жизни. Возможно создание неформальных организаций внутри организаций. Кроме того, эта организация состоит из взаимопонимания, помощи и дружбы между членами благодаря межличностным отношениям, которые они строят друг с другом. Социальные нормы, связи и взаимодействия регулируют отношения между членами, в отличие от формальной организации.

Цель формальной организации — это достижение определенных целей, тогда как целью неформальной организации является удовлетворение социальных и психологических потребностей членов.
2. Что представляет собой современное предприятие?

Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства.

Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица и осуществляющее производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли или дохода. Современное предприятие должно быть способно гибко реагировать на изменения рыночной ситуации.
Организация работы современного промышленного предприятия должна быть основана на трех основных направлениях:
— научная организация производства – создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии (надежная и эффективная техника, технологии, упорядоченные технико-организационные связи работников);
— научная организация труда — система мер по созданию условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда (однако возможности научной организации труда ограничены технико-технологическим состоянием предприятия и его финансовыми и экономическими активами);
— научная организация управления – это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистему предприятия.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:
— самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов (свобода принятия решений в рамках правовых норм);
— экономическую заинтересованность – получение максимально возможной прибыли (это же способствует и достижению личных интересов);
— хозяйственный риск и ответственность.

Современное предприятие — это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления — использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.
3. Что такое «экономическая обособленность» и хозяйственная «самостоятельность» предприятия.

Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность.

Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства — отдаленные в результате разделения труда, или специализации, друг от друга производители товаров полностью независимы, автономны и неподвластны никакому давлению в самостоятельном решении: что производить, для кого производить и как производить.

Экономическая обособленность предприятия определяется его функцией товаропроизводителя, осуществляющего процесс индивидуального воспроизводства.

Основные характеристики проявления экономической обособленности:


– обособление кругооборота ресурсов;

– осуществление индивидуального воспроизводства за счет собственных результатов деятельности;

– наличие специфического собственного экономического интереса;

– присвоение части прибавочного продукта в виде чистого дохода.

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно, независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли.

Хозяйственная самостоятельность означает, что предприятие как юридическое лицо самостоятельно принимает любые решения, касающиеся его производственно-коммерческой деятельности. Соблюдение этого принципа позволяет хозяйствующему субъекту оперативно принимать решения в динамично меняющейся внешней среде, направленные на достижение его целей.

В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов собственника и работников.

4. Назовите основные признаки, применяемые для классификации предприятий.


5. Что понимается под организационно-правовой формой предприятия? Перечислите основные организационно-правовые формы предприятия.

Организационно-правовая форма — установленная законодательством форма организации юридического лица, определяющая его правовое положение.

Организационно-правовой формой предприятия (ОПФ или формой ведения бизнеса) называют определённую законом страны форму организации, фиксирующую методы использования этой организацией имущественных и юридических прав в соответствии с целями предпринимательской деятельности.
Основные виды некоммерческих организаций: 

  • корпоративные предприятия,

  • потребительский кооператив,

  • автономная некоммерческая организация,

  • нотариальная или адвокатская палата,

  • казачье общество, 

  • учреждение, 

  • унитарные предприятия,

  • религиозная организация.



6. Назовите отличия «административного» и «коммерческого» предприятия.

  1. Направление деятельности. Так, коммерческая организация создается с целью извлечь прибыль, а некоммерческая направлена на достижение целей иного, нематериального характера.

  2. Исходная цель предприятия. Коммерческая организация стремится к увеличению стоимости предприятия и повышению дохода собственников; компания некоммерческого характера выполняет работу, обозначенную в уставе, подразумевающую оказание услуг и иной деятельности без извлечения учредителями прибыли.

  3. Работа с прибылью. Вся вырученная прибыль в коммерческом предприятии распределяется между ее участниками либо направляется на его дальнейшее развитие. В некоммерческой компании есть «целевые финансы», которые расходуются на конкретные дела и не распределяются между участниками.

  4. Услуги и товары. Коммерческие предприятия изготавливают товары и услуги индивидуальной направленности. Работа предприятий некоммерческого характера направлена на социальные нужды и предоставление общественных благ.

  5. Целевая аудитория. Для коммерческих организаций это конечный потребитель, для некоммерческой – клиенты и участники фирмы.

  6. Штат предприятия. В коммерческих предприятиях трудятся наемные работники, практиканты и люди по гражданско-правовым договорам. В компаниях некоммерческой направленности трудовая деятельность осуществляется не только упомянутыми выше людьми, но и волонтерами, добровольцами и самими участниками.

  7. Источники финансов. Коммерческие предприятия зарабатывают своей деятельностью и долевым участием в капиталах сторонних предприятий. Организации некоммерческой направленности получают денежные средства от фондов, государства, инвесторов, бизнеса (это относится к внешним поступлениям), а также от взносов своих членов, сдачи в аренду помещений, процентов по вкладам, операций на фондовом рынке и др. (это относится к внутренним поступлениям).

  8. Организационно-правовая форма. Согласно ст. 50 ГК РФ, коммерческие предприятия могут работать как ООО, АО, ПАО, производственный кооператив, МУП, коммандитные товарищества, ГУП или полное товарищество. Некоммерческие предприятия существуют в форме благотворительных и иных фондов, учреждений, различных религиозных объединений, потребительских кооперативов и прочих формах, разрешенных законом.

  9. Ограничения по правоспособности. Коммерческие предприятия отличаются универсальной или общей правоспособностью, они обладают гражданскими правами и исполняют обязанности, которые позволяют осуществлять любую деятельность, не противоречащую закону РФ. Ограниченная правоспособность свойственна некоммерческим предприятиям. Они обладают только теми правами и обязанностями, что прописаны в учредительной документации, напрямую соответствующей достижению поставленных целей.

  10. Орган, регистрирующий предприятие. Постановку на учет фирм коммерческой направленности производит налоговая инспекция, для некоммерческих предприятий существует Министерство юстиции.



7. Дайте определение понятия «экономическая безопасность предприятия», раскройте его содержание.

Экономическая безопасность предприятия (ЭБП) — это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.

ЭБП характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасности предприятия — это процесс реализации функциональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возможных ущербов и достижения максимального уровня экономической безопасности в настоящее время и в будущем.

Для того чтобы достичь наиболее высокого уровня экономической безопасности, предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы ЭБП.

Экономическая безопасность предприятия проявляется в обеспечении слаженной работы всех имеющихся подразделений, формирующих его организационную структуру, в рамках согласованного достижения важных целей финансовой, интеллектуальной, кадровой, технико-технологической, политико-правовой, информационной, экологической и силовой экономической безопасности и т.п.

Экономическая безопасность предприятия формируется при условии наиболее рационального и эффективного использования ресурсов, обеспечивающих функционирование предприятия на стабильном уровне.
8.В чем состоят цели экономической безопасности предприятия?

Главной целью экономической безопасности предприятия является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящее время и обеспечение высокого потенциала гибкого развития и роста в будущем. Это достигается путем предотвращения угроз негативного воздействия на экономическую безопасность предприятия.

Цели обеспечения экономической безопасности предприятия:

  1. Обеспечение высокой финансовой эффективности работы, финансовой устойчивости и независимости предприятия.

  2. Обеспечение технологической независимости и достижение высокой конкурентоспособности технического потенциала предприятия.

  3. Достижение высокой эффективности менеджмента, оптимальной и эффективной организационной структуры управления предприятием.

  4. Эффективная организация безопасности персонала, капитала и имущества предприятия, а также коммерческих интересов.

  5. Достижение высокого уровня квалификации персонала и его интеллектуального потенциала; минимизация разрушительного влияния результатов производственно-хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды.

  6. Качественная правовая защищенность всех аспектов деятельности предприятия; достижение необходимого уровня информационного обеспечения работы всех подразделений и отделов предприятия; обеспечение защиты информационного поля, коммерческой тайны.