Файл: Программа для девиантных подростков, направленная на изменение их образа Я Пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: заочная/очно-заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ



Группа Го19П161

Студент

В.Д.Виноградова

МОСКВА 2023

Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков,

направленная на изменение их «образа Я»

Пояснительная записка

В центре внимания психологом, социальных педагогов, правоохранительных органов и социологов находится проблема, которая носит массовый характер в современном обществе, определяется как нарушение норм социального взаимодействия и носит название «девиантное поведение». Тема девиантного поведения актуальна, вызывает у исследователей активный интерес в связи с чем изучаются в психологии, психопатологии, социологии и криминологии, в становлении сейчас и новая научная дисциплина – психология девиантного поведения, предметом которой становится объяснение вопросов о «социальной норме» и отклонениях от нее. А подростковый возраст определяется как период наиболее серьезных изменений личности, который характеризуется формированием разных новообразований, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода и способствуют развитию личности подростка. [3]

Своевременно и актуально создавать программы для работы с девиантным поведением подростком потому, что мы живем в эпоху перемен, что накладывает определенные трудности, которые обостряют проблемы, происходящие в нашем обществе и мире в целом, разрушая ранее существующие нормы поведения в социуме, что проявляется отклоняющимся и аномальным поведением именно в подростковом возрасте в силу физиологических и психический особенностей развития и роста личности молодежи в этот период жизни и отклонениями в «Я – концепции». Острота проблемы девиантного поведения находится и в рамках разрушительных тенденций,
опасных для страны, соответственно психологическая работа с проблемой девиантного поведения своевременна и отличается особой остротой. Ряд исследователей (B.C. Мухина, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чеснокова) подтверждают, что подростковый возраст критически важен как этап в формировании самоотношения, так как именно в этот период развития личности более отчетливо проступают все особенности психической сферы подростка и проявляются итоги родительского воспитания. [14]

Итак, девиантное поведение как феномен определяется как поведение, поступки, действия личности, которые не соответствуют установленным и определенным государством, обществом нормам и стандартам, может носить как единичный характер, так и массовое социальное явление, перерастающее в массовые формы общей деятельности групп лиц, не соответствующие нормам и стандартам общества.

Проблему «Я» изначально обозначил еще Р. Декарт, интерпретируя это как проблему самопознания. Далее И. Кант определил, что понятие «Я» противоречиво: во-первых, «Я» как субъект мышления, рефлексирующее «Я» называется активным, действующим, субъектным, экзистенциональным «Я»; во-вторых, «Я» как объект восприятия внутреннего чувства – объектное, рефлективное, категориальное «Я», «Я-концепция», «образ Я». [1] Исходя из чего, самое общее значение термина «Я» - самость, интегральная целостность, «одноличность», «подлинность» индивида, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от остальных людей. Самость – это единство «реальной» идентичности индивида и его самосознания». А образ Я, Я-концепция – это совокупность представлений человека о самом себе. [13] Феномен «Я-концепции» упоминается в гуманистической психологии с 1950-х гг. и на сегодняшний день изучается в качестве конечного результата процесса самосознания.

Проблема того, как формируется «Я - концепции» у девиантных подростков в научной психологической литературе изучена недостаточно мало. Отдельные аспекты «Я - концепции» девиантных подростках описываются в работах ученых психологов:

- самооценка, самоуважение (А.А. Реан, Ю.Б. Гиппенрейтер)

- самосознание, самоактуализация (Д.И. Фельдштейн, Е.В. Куприянчук) [2].

Исходя из того, что девиантное поведение связано с нарушениями в «Я – концепции», данная проблематика заключается в следующем:


- подростки с девиантным поведение в целом относятся к себе значительно хуже, чем подростки с нормативным поведением, проявляют меньше уважения и интереса к себе, а также ожидают негативного отношения от окружающих (эмоциональный компонент «Я – концепции»)

- в характеристике самооценки девиантных подростков преобладает агрессивность и эгоцентризм, чем отличаются они от подростков с нормативным поведением, у которых ведущий показатель – дружелюбие (поведенческий компонент «Я – концепции»).

- подростки с нарушениями поведения чаще идентифицируют себя со своими занятиями и психофизическими данными и реже с личностными и коммуникативными качествами. [12]

Исходя из анализа исследований в научных психологических источниках, мы понимаем, что у девиантных подростков есть значительные особенности в структуре их «Я-концепции», чем они отличаются от своих сверстников с нормативным поведением. Зная вышеперечисленные различия в «образе Я» позволили нам создать программу коррекции и развития поведения подростков с учетом их уязвимых психологических особенностей. [4]

Новизна данной программы заключается в том, что программа психологической коррекции «Я образа» девиантных подростков объединяет в себе воздействие с целью позитивных изменений различные направления, с учетом особенностей подросткового периода развития и характерных для этого периода развития реакций (группирование со сверстниками, имитация, эмансипация) и учетом того, что эффективная форма работы - работа именно в группах, с использованием групповой динамики как основы терапевтического воздействия [11]:

- развитие позитивного самоотношения, формирование самоуважение и интереса к собственной личности, развитие навыков самораскрытия и самоанализа

- преодоление эгоцентризма и агрессивной настроенности к окружающим через развитие коммуникативных навыков, осознания своего влияния на других, умения давать и принимать позитивную обратную связь, взаимодействуя с окружающими

- развитие рефлексивной и коммуникативной самоидентификации, формирование доверия к миру и к себе, чувства удовлетворённости жизнью с целью преодоления враждебных тенденций

- формирование группы подростков, которые в будущем смогут выполнять социально-поддерживающие и обучающие здоровому поведению функции

- обсуждение результатов и эффективности работы программы со всеми заинтересованными лицами, выявление ошибок, проблем и путей их преодоления. [5]


Теоретико-методологической основой создания программы стали труды зарубежных и отечественных ученых: А.Г. Спиркина, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, Е.В. Змановской, У.С. Поздняковой, С.Г. Еремеева, Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида, И.С. Кона и др. [10]

Цель программы:

Коррекция девиантного поведения и предупреждение девиации, приобретение навыков уверенного поведения, развитие коммуникативной сферы.

Задачи программы:

  1. Диагностика Я-концепции участников подростков.

  2. Развитие навыков самораскрытия, самоанализа и самоотношения

  3. Развитие коммуникативных навыков

  4. Развитие коммуникативной и рефлексивной самоидентификации.

Реализация перечисленных задач поможет овладеть подросткам следующими знаниями:

- о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;

- о приёмах саморегуляции, релаксации;

- об индивидуально-личностных особенностях;

- о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;

- о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

и умениями:

- применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации;

- овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;

- осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;

- овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;

уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;

- правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;

- применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Сроки реализации и возраст участников:

Программа включает 10 групповых занятий длительностью 60 мин каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповом формате, численностью 12 – 25 участников, возрастная группа - подростковый возраст 12-17 лет. Формы проведения работы (групповая, индивидуальная, самостоятельная). Каждое занятие определяется определенной целью, проводится по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Каждому подростку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.


Условия для проведения занятий:

Структура каждого занятия включает:

  1. Приветствие, этап, который важен для обозначения начала занятия и создания безопасной атмосферы, что важно для максимально комфортного вхождения участников в группу.

  2. Разминка, этап, который важен для объединения, сплочения группы, формирования и развития межличностных связей, включенности в совместную активность и должен включать в первую очередь подвижные игры.

  3. Работа по заданной теме, как этап должен быть направлен на изучение информации в доступной форме, в предоставлении возможности участникам выражать свои чувства, помощи в овладении, исходя из получаемой информации, новыми навыками, должна представлять собой разные формы деятельности: рисование, игры, элементы психодрамы, которые должны иметь непосредственное отношение к теме замятий.

  4. Завершение работы, как этап должен обязательно включать в себя рефлексию и завершать работу обязательно в позитивном эмоциональном состоянии всех участников. [6]

Реализация программы проходит несколько этапов и обязательно включает два блока:

I блок - включает 6 занятий.

Цель: занятия, которые направленны на создание в группе комфортной атмосферы, активизацию процессов межличностного взаимодействия, стимуляцию самораскрытия и самопознания, уверенности и позитивного отношения к себе. [9]

II блок - включает 4 занятия.

Цель: занятия, которые направленны на актуализацию личностных ресурсов, развитие навыков рефлексии, способность управлять своим поведением и жизнью в целом, формировать чувства удовлетворённости жизнью. [7]

1-ый этап – подготовительный, прогностический

Предварительно, перед началом работы организовать наблюдение за девиантными подростками, на основе наблюдений формулируются конкретные задачи и ожидаемые результаты относительно каждого участника программы, по окончании диагностических обследований, формируются группы и начинается профилактическая работа в рамках данной программы.

2-ой этап – практический

Рассчитан на 10 часа и состоит из 10 занятий, чтобы освоить подростками активные копинг-стратегий, по обучению их здоровому жизненному стилю и социальным навыкам с использованием терапевтических технологий. Соответственно, профилактическая, коррекционная работа педагога-психолога в рамках данной программы состоит из описанного этапа.