Файл: Программа для девиантных подростков, направленная на изменение их образа Я Пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3-ий этап – итоговый
Подведение итогов реализации программы, постановка задач на дальнейшую групповую и индивидуальную работу с девиантными подростками и рекомендации педагогам и родителям по воспитанию.
Методы и техники, используемые в программе:
В программе использоваться элементы экзистенциально-гуманистических, когнитивно-поведенческих, психоаналитических техник, элементы гештальт-терапии, психодрамы, телесно-ориентированной терапии. Эти приёмы и техники включаются в структуру основных методов групповой работы. [8]
Принципы работы в группе:
- искренность в общении
- обязательное участие в работе группы в течение всего времени
- право каждого участника сказать «стоп»
- каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого
- не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого
- высказываться деликатно, аккуратно
- не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях
- внимательно выслушивать мнения других, не перебивать
- соблюдать тайминг.
Отслеживание результативности коррекционно-образовательного процесса:
- стартовый, цель - определить исходный уровень развития участников
- текущий:
а) рефлексивный, цель - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
б) контроль по результату, цель - после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- итоговый, цель – диагностика.
Средства оценки результативности программы:
-
Тест-опросник самоотношения (ОСО) В. В. Столина.
Цель: диагностика самоотношения как компонента самосознания.
-
Тест межличностных отношений Т. Лири.
Цель: диагностика представлений участников о себе и идеальном «я», а также изучение взаимоотношений в малых группах, выявление преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
-
Методика «Кто Я?» в модификации Н. Л. Ивановой, Т.В. Румянцевой.
Цель: диагностика содержательных характеристик идентичности личности.
Формы работы:
Важным аспектом реализации программы считаем проведение психодиагностических исследований, цель которых получить информацию о динамике психического развития и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса и рекомендаций для педагогов и родителей, оценки эффективности развивающей работы.
Ожидаемые результаты:
После проведения коррекционной программы отношение девиантных подростков к себе и окружающим значительно улучшится. Участники коррекционной программы станут менее эгоистичны, агрессивны и подозрительны, но при этом более дружелюбны по отношению к другим, к себе, станут проявлять больший интерес к собственной личности, а также ожидать лучшего отношения к себе от окружающих, что в дальнейшем, поможет подросткам успешно интегрироваться и реализоваться в современном социуме. [6]
Учебно-тематический план
№ | Наименование | Обеспечение | Кол-во часов |
1 | Занятие 1 | Знакомство. Представление программы. | 1 |
2 | Занятие 2-3 | Развитие копинг-стратегии «Разрешение проблем», тренировка навыков проблем разрешающего поведения. | 2 |
3 | Занятие 4 | Развитие копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки», тренировка навыков социально- поддерживающего поведения. | 1 |
4 | Занятие 5 | Развитие когнитивной оценки проблемной и стрессовой ситуации. | 1 |
5 | Занятие 6 | Развитие Я-концепции, тренировка навыков самоконтроля и самоэффективности. | 1 |
6 | Занятие 7 | Развитие эмпатии, коммуникативной и социальной компетенции, тренировка коммуникативных навыков. | 1 |
7 | Занятие 7 | Информация о наркотиках и психоактивных веществах. | |
8 | Занятие 9 | Развитие личностного контроля над ситуацией, тренировка навыков противодействия давлению среды. | 1 |
9 | Занятие 10 | Подведение итогов и определение целей на будущее. | 1 |
Итого | 10 ч. |
Содержание
№ | Тема | Содержание | Используемые упражнения, игры и т.п. |
1 | Знакомство. Представление программы. | Даем возможность участникам группы познакомиться друг с другом и с ведущим; представить цели и задачи программы; создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки. | 1.Знакомство. 2.Представление программы. 3.Установление правил работы в группе. 4.Ознакомление с процессом групповой работы. 5.Установление в группе доверительной комфортной и поддерживающей обстановки. 6.Упражнение «Разорви круг». 7.Рефлексия |
2 | Развитие копинг-стратегии «Разрешение проблем». | Даем представление о жизненных навыках, событиях и проблемах; провести практическую отработку навыков преодоления проблем, знакомим с процессом разрешения проблем и его этапами; отработать этапы проблеморазрешающего поведения. | 1.Повторение правил работы. 2.Дискуссия «Жизненные трудности и их преодоление». 3. Упражнение «Горячий стул». Демонстрация разных типов копинг-поведения. 4.Обсуждение основных стратегий копинг-поведения. 5.Рефлексия |
3 | Продолжение занятия № 2 | Помогаем участникам осознать и отработать на практике этапы разрешения проблемы, осознать и отработать этапы разрешения проблем в целом; начать формирование группы поддержки из сверстников – «Команда решения проблем». | 1.Повторение пройденного материала. 2.Осознание и отработка этапов разрешения проблем. 3.Анализ проблемных ситуаций. Проверка эффективности принятия решений. 4. Игра «Сударь-государь». 5.Создание постоянно действующей «Команды решения проблем». 6.Рефлексия |
4 | Развитие копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки», тренировка навыков социально-поддерживающего поведения. | Научить подростков использовать навыки разрешения проблем, поиска и оказания социальной поддержки в стрессовых и проблемных ситуациях. | 1.Повторение пройденного материала. 2. Проведение ролевой игры «Я могу!» 3. Развитие и закрепление навыков проблеморазрешающего и социально-поддерживающего поведения. 4.Рефлексия |
5 | Развитие когнитивной оценки проблемной и стрессовой ситуации. | Ознакомить участников с процессом оценки проблемной и стрессовой ситуации. Провести тренировку навыков оценки стрессовой ситуации, ознакомить участников с поведенческими стратегиями поиска и оказания социальной поддержки и с понятием социально-поддерживающей системы. Продолжить работу по развитию группы социальной поддержки сверстников. | 1.Повторение пройденного материала. 2.Ознакомление с этапами оценки ситуации. 3.Отработка навыка когнитивной оценки ситуации. 4. Игра «Скажи себе «Стоп!» 5. Развитие навыков оценки ситуации. 6.Обсуждение работы «Команды решения проблем». 7.Рефлексия |
6 | Развитие Я-концепции, тренировка навыков самоконтроля и самоэффективности. | Научить подростков лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, ознакомить с понятиями самоконтроля, тренировка навыков самоконтроля и самоэффективности. | 1.Повторение пройденного материала. 2.Ознакомление с новыми понятиями. 3.Проведение игры «Кто я?» 4.Осознание положительных и отрицательных черт характера. 5.Рефлексия |
7 | Развитие эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности, тренировка коммуникативных навыков. | Научиться определять и разделять эмоциональные состояния других людей; развить способности «вставать» на позицию других; научиться «принимать их роли»; научиться умело и с удовольствием общаться с людьми; понимать людей и смысл общения. | 1.Повторение пройденного материала. 2.Знакомство с новыми понятиями. 3.Ролевая игра. Отработка навыков эффективного общения. 4.Ролевая игра «Жизненное предназначение». 5.Закрепление умения «принять роль» другого человека. 6.Рефлексия |
8 | Информация о наркотиках и психоактивных веществах. | Выяснить степень информированности о наркотиках и психоактивных веществах подростков; расширить и углубить информацию, сделать ее более полной и дифференцированной. | 1.Повторение пройденного материала. 2.Проведение дискуссии о наркотиках и психоактивных веществах. 3.Игра «Внутренний мир чувств». 4.Обсуждение работы «Команда решения проблем». 5.Рефлексия |
9 | Развитие личностного контроля над ситуацией, тренировка навыков противодействия давлению среды. | Развить умения контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за собственную жизнь, поведение, устойчивость к давлению среды. | 1.Повторение пройденного материала. 2.Развитие навыков устойчивости к давлению среды. 3.Упражнение «Откровенно говоря…». Отработка навыков устойчивости к давлению среды. 4.Дискуссия на тему «Типы давления в обществе и способы его осуществления». 5.Рефлексия. |
10 | Подведение итогов и определение целей на будущее. | Обсудить планы и сформировать цели дальнейшей работы по изменению дезадаптивных форм поведения. | 1.Подведение итогов. 2.Постановка целей на будущее. 3.Знакомство с моделью «Шаги постановки цели». 4.Закрепление навыков постановки целей. 5.Формирование группы лидеров-сверстников. 5.Рефлексия «Мое лучшее качество». |
Список литературы
-
Воробьев С. М., Гапонова С. А., Деветьярова И. Н. Особенности компетенции саморегуляции подростков – мальчиков и девочек с нормативным и девиантным поведением // Человек: преступление и наказание. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kompetentsii-samoregulyatsii-podrostkov-malchikov-i-devochek-s-normativnym-i-deviantnym-povedeniem (дата обращения: 2.01.2023). -
Ишевских Л. В. Девиантное поведение как социально-психологическая и педагогическая проблема // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-kak-sotsialno-psihologicheskaya-i-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 4.01.2023). -
Калениченко А.Б., Родермель Т.А. Арттерапевтические методы в работе с подростками, имеющими девиантное поведение // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. №57-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artterapevticheskie-metody-v-rabote-s-podrostkami-imeyuschih-deviantnoe-povedenie (дата обращения: 29.12.2022). -
Калинкина Е. М. Особенности образа-Я подростков, склонных к девиантному поведению // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obraza-ya-podrostkov-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 6.01.2023). -
Карпович, Т. Н. Психопрофилактика и психокоррекция патологических черт характера учащихся в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] : учебно-методического пособие / Т. Н. Карпович. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 176 c. — 978-985-503-804-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84887.htm -
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. М.: Сфера, 2011 — 160 с. -
Косова Е. О., Кубарев В. С., Нелюбин Н. И. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. №2 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-i-profilaktika-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 5.01.2023). -
Куприянчук Е. В. "Агрессивно-жертвенная" модель поведения девиантных подростков // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivno-zhertvennaya-model-povedeniya-deviantnyh-podrostkov (дата обращения: 6.01.2023). -
Малышев И.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и студентов // Известия Сарат. гос. ун-та. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2012 – Т. 12, – Вып. 3 – С.69–74. -
Малышев И.В. Адаптационные возможности выпускников в условиях изменяющегося общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013 Т. 2 № 3 С. 267-273. -
Рослякова С. В., Черникова Е. Г. Современные формы девиантного поведения подростков и их социальная профилактика // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-i-ih-sotsialnaya-profilaktika (дата обращения: 3.01.2023). -
Ткаченко, И. В. Практикум по психоконсультированию и психокоррекции [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. В. Ткаченко, Е. В. Евдокимова. — Электрон. текстовые данные. — Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 205 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http:// www.iprbookshop.ru/82449.htm -
Шульга Т. И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-plany-podrostkov-kak-faktor-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya (дата обращения: 6.01.2023). -
Лапшин В. Е., Шаманин Н. В. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению // Прикладная юридическая психология. 2022. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostno-motivatsionnoy-sfery-lichnosti-podrostkov-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 6.01.2023).