Файл: Программа для девиантных подростков, направленная на изменение их образа Я Пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3-ий этап – итоговый

Подведение итогов реализации программы, постановка задач на дальнейшую групповую и индивидуальную работу с девиантными подростками и рекомендации педагогам и родителям по воспитанию.

Методы и техники, используемые в программе:

В программе использоваться элементы экзистенциально-гуманистических, когнитивно-поведенческих, психоаналитических техник, элементы гештальт-терапии, психодрамы, телесно-ориентированной терапии. Эти приёмы и техники включаются в структуру основных методов групповой работы. [8]

Принципы работы в группе:

- искренность в общении

- обязательное участие в работе группы в течение всего времени

- право каждого участника сказать «стоп»

- каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого

- не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого

- высказываться деликатно, аккуратно

- не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях

- внимательно выслушивать мнения других, не перебивать

- соблюдать тайминг.

Отслеживание результативности коррекционно-образовательного процесса:

- стартовый, цель - определить исходный уровень развития участников

- текущий:

а) рефлексивный, цель - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

б) контроль по результату, цель - после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

- итоговый, цель – диагностика.

Средства оценки результативности программы:

  1. Тест-опросник самоотношения (ОСО) В. В. Столина.

Цель: диагностика самоотношения как компонента самосознания.

  1. Тест межличностных отношений Т. Лири.

Цель: диагностика представлений участников о себе и идеальном «я», а также изучение взаимоотношений в малых группах, выявление преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

  1. Методика «Кто Я?» в модификации Н. Л. Ивановой, Т.В. Румянцевой.

Цель: диагностика содержательных характеристик идентичности личности.


Формы работы:

Важным аспектом реализации программы считаем проведение психодиагностических исследований, цель которых получить информацию о динамике психического развития и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса и рекомендаций для педагогов и родителей, оценки эффективности развивающей работы.

Ожидаемые результаты:

После проведения коррекционной программы отношение девиантных подростков к себе и окружающим значительно улучшится. Участники коррекционной программы станут менее эгоистичны, агрессивны и подозрительны, но при этом более дружелюбны по отношению к другим, к себе, станут проявлять больший интерес к собственной личности, а также ожидать лучшего отношения к себе от окружающих, что в дальнейшем, поможет подросткам успешно интегрироваться и реализоваться в современном социуме. [6]

Учебно-тематический план



Наименование

Обеспечение

Кол-во часов

1

Занятие 1

Знакомство. Представление программы.

1

2

Занятие 2-3

Развитие копинг-стратегии «Разрешение

проблем», тренировка навыков проблем разрешающего поведения.

2

3

Занятие 4

Развитие копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки», тренировка навыков социально- поддерживающего поведения.

1

4

Занятие 5

Развитие когнитивной оценки проблемной и стрессовой ситуации.

1

5

Занятие 6

Развитие Я-концепции, тренировка навыков самоконтроля и самоэффективности.

1

6

Занятие 7

Развитие эмпатии, коммуникативной и социальной компетенции, тренировка коммуникативных навыков.

1

7

Занятие 7

Информация о наркотиках и психоактивных веществах.




8

Занятие 9

Развитие личностного контроля над ситуацией, тренировка навыков противодействия давлению среды.

1

9

Занятие 10

Подведение итогов и определение целей на будущее.

1

Итого

10 ч.



Содержание



Тема

Содержание

Используемые упражнения, игры и т.п.

1

Знакомство.

Представление программы.

Даем возможность участникам группы познакомиться друг с другом и с ведущим; представить цели и задачи программы; создать атмосферу

взаимопонимания и взаимной поддержки.

1.Знакомство.

2.Представление программы.

3.Установление правил работы в группе.

4.Ознакомление с процессом групповой работы.

5.Установление в группе доверительной комфортной и поддерживающей

обстановки.

6.Упражнение «Разорви круг».

7.Рефлексия

2

Развитие копинг-стратегии «Разрешение проблем».

Даем представление о жизненных навыках, событиях и проблемах; провести практическую отработку навыков преодоления проблем, знакомим с процессом разрешения проблем и его этапами; отработать этапы проблеморазрешающего поведения.

1.Повторение правил работы.

2.Дискуссия «Жизненные трудности и их преодоление».

3. Упражнение «Горячий стул».

Демонстрация разных типов копинг-поведения.

4.Обсуждение основных стратегий копинг-поведения.

5.Рефлексия

3

Продолжение занятия № 2

Помогаем участникам осознать и отработать на практике этапы разрешения проблемы, осознать и отработать этапы разрешения проблем в целом; начать формирование группы поддержки из сверстников – «Команда решения проблем».

1.Повторение пройденного материала.

2.Осознание и отработка этапов разрешения проблем.

3.Анализ проблемных

ситуаций. Проверка

эффективности принятия решений.

4. Игра «Сударь-государь».

5.Создание постоянно действующей «Команды решения проблем».

6.Рефлексия

4

Развитие копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки», тренировка навыков социально-поддерживающего поведения.

Научить подростков использовать навыки разрешения проблем, поиска и оказания социальной поддержки в стрессовых и проблемных ситуациях.

1.Повторение пройденного материала.

2. Проведение ролевой игры «Я могу!»

3. Развитие и закрепление навыков проблеморазрешающего и социально-поддерживающего поведения.

4.Рефлексия

5

Развитие когнитивной оценки проблемной и стрессовой ситуации.

Ознакомить участников с процессом оценки проблемной и стрессовой ситуации. Провести тренировку навыков оценки

стрессовой ситуации, ознакомить участников с поведенческими стратегиями поиска и

оказания социальной поддержки и с понятием социально-поддерживающей

системы. Продолжить работу по развитию группы социальной поддержки сверстников.

1.Повторение пройденного материала.

2.Ознакомление с этапами оценки ситуации.

3.Отработка навыка когнитивной оценки ситуации.

4. Игра «Скажи себе «Стоп!»

5. Развитие навыков оценки ситуации.

6.Обсуждение работы «Команды решения проблем».

7.Рефлексия

6

Развитие Я-концепции, тренировка навыков самоконтроля и самоэффективности.

Научить подростков лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, ознакомить с понятиями самоконтроля, тренировка навыков самоконтроля и самоэффективности.

1.Повторение пройденного материала.

2.Ознакомление с новыми понятиями.

3.Проведение игры «Кто я?»

4.Осознание положительных и отрицательных черт характера.

5.Рефлексия

7

Развитие эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности, тренировка коммуникативных навыков.

Научиться определять и разделять эмоциональные состояния других

людей; развить способности «вставать» на позицию других; научиться «принимать их роли»; научиться умело и с удовольствием общаться с людьми; понимать людей и смысл общения.

1.Повторение пройденного материала.

2.Знакомство с новыми понятиями.

3.Ролевая игра. Отработка навыков эффективного общения.

4.Ролевая игра «Жизненное предназначение».

5.Закрепление умения «принять роль» другого человека.

6.Рефлексия

8

Информация о наркотиках и психоактивных веществах.

Выяснить степень информированности о наркотиках и психоактивных веществах подростков; расширить и углубить информацию, сделать ее более полной и дифференцированной.

1.Повторение пройденного материала.

2.Проведение дискуссии о наркотиках и психоактивных веществах.

3.Игра «Внутренний мир чувств».

4.Обсуждение работы «Команда решения проблем».

5.Рефлексия

9

Развитие личностного контроля над ситуацией, тренировка навыков противодействия давлению среды.

Развить умения контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за собственную жизнь, поведение, устойчивость к давлению среды.

1.Повторение пройденного материала.

2.Развитие навыков устойчивости к давлению среды.

3.Упражнение «Откровенно говоря…». Отработка навыков устойчивости к давлению среды.

4.Дискуссия на тему «Типы давления в обществе и способы его осуществления».

5.Рефлексия.

10

Подведение итогов и определение целей на будущее.

Обсудить планы и сформировать цели дальнейшей работы по изменению дезадаптивных форм поведения.

1.Подведение итогов.

2.Постановка целей на будущее.

3.Знакомство с моделью «Шаги постановки цели».

4.Закрепление навыков постановки целей.

5.Формирование группы лидеров-сверстников.

5.Рефлексия «Мое лучшее качество».




Список литературы

  1. Воробьев С. М., Гапонова С. А., Деветьярова И. Н. Особенности компетенции саморегуляции подростков – мальчиков и девочек с нормативным и девиантным поведением // Человек: преступление и наказание. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kompetentsii-samoregulyatsii-podrostkov-malchikov-i-devochek-s-normativnym-i-deviantnym-povedeniem (дата обращения: 2.01.2023).

  2. Ишевских Л. В. Девиантное поведение как социально-психологическая и педагогическая проблема // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-kak-sotsialno-psihologicheskaya-i-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 4.01.2023).

  3. Калениченко А.Б., Родермель Т.А. Арттерапевтические методы в работе с подростками, имеющими девиантное поведение // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. №57-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artterapevticheskie-metody-v-rabote-s-podrostkami-imeyuschih-deviantnoe-povedenie (дата обращения: 29.12.2022).

  4. Калинкина Е. М. Особенности образа-Я подростков, склонных к девиантному поведению // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obraza-ya-podrostkov-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 6.01.2023).

  5. Карпович, Т. Н. Психопрофилактика и психокоррекция патологических черт характера учащихся в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] : учебно-методического пособие / Т. Н. Карпович. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 176 c. — 978-985-503-804-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84887.htm

  6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. М.: Сфера, 2011 — 160 с.

  7. Косова Е. О., Кубарев В. С., Нелюбин Н. И. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. №2 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-i-profilaktika-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 5.01.2023).

  8. Куприянчук Е. В. "Агрессивно-жертвенная" модель поведения девиантных подростков // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivno-zhertvennaya-model-povedeniya-deviantnyh-podrostkov (дата обращения: 6.01.2023).

  9. Малышев И.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и студентов // Известия Сарат. гос. ун-та. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2012 – Т. 12, – Вып. 3 – С.69–74.

  10. Малышев И.В. Адаптационные возможности выпускников в условиях изменяющегося общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013 Т. 2 № 3 С. 267-273.

  11. Рослякова С. В., Черникова Е. Г. Современные формы девиантного поведения подростков и их социальная профилактика // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-i-ih-sotsialnaya-profilaktika (дата обращения: 3.01.2023).

  12. Ткаченко, И. В. Практикум по психоконсультированию и психокоррекции [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. В. Ткаченко, Е. В. Евдокимова. — Электрон. текстовые данные. — Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 205 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http:// www.iprbookshop.ru/82449.htm

  13. Шульга Т. И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-plany-podrostkov-kak-faktor-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya (дата обращения: 6.01.2023).

  14. Лапшин В. Е., Шаманин Н. В. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению // Прикладная юридическая психология. 2022. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostno-motivatsionnoy-sfery-lichnosti-podrostkov-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 6.01.2023).