Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Психология

Практическое занятие 3


Задание 1. Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.

Диагностика мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа. Я считаю, что такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.
Цель: определение школьной мотивации.

Диагностическое оборудование: анкета.

Процедура проведения: Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете, состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

А) Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

Б) Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Инструкции

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?


А) не очень

Б) нравится

В) не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

А) не знаю

Б) остался бы дома

В) пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

А) не нравится

Б) бывает по-разному

В) нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

А) хотел бы

Б) не хотел бы

В) не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

А) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

А) часто

Б) редко

В) не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

А) точно не знаю

Б) хотел бы

В) не хотел бы

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.

Интерпретация результатов:

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.



4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Задание 2. Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.

 - Этно-социокультурная область затруднений

Затруднения этой области связаны с особенностями этниче­ского сознания, ценностями, стереотипами, установками со­знания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются людьми как сами собой разумеющиеся.

- Статусно-позиционно-ролевая область затруднений

Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего; возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенци­ональных ролей.

- Возрастная область затруднений

Возрастные особенности партнеров общения также могут вы­звать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возрас­та почти половина детей предпочитает общение со сверстниками.

- Область индивидуально-психологических затруднений

Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя (преподавателя), так и учеников (студентов)) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений.


- Педагогическая деятельность как область затруднений

Затруднения в общении, связанные с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, связаны с содержанием и характером этих деятельностей.

- Межличностные отношения как область затруднений

Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя

- Взаимооценка затруднения

Затруднения общения, возникающие в отношениях «учитель— ученик» и «ученик—ученик» оцениваются самими уча­стниками общения и другими людьми по-разному

- Влияние педагогических затруднений на педагога

Затруднения одного участника общения влияют не только на сам этот процесс, на деятельность того, кто испытывает эти затруднения, на ситуацию, но и на других партнеров общения, в частности по каналам обратной связи, и на находящегося в этой ситуации педагога.
Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:

1. При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум доминировал над эмоциями.

2. Использовать многообразие видов и форм общения. Это же касается и установлению взаимоотношений с детьми, следует подбирать к каждому свой индивидуальный подход.

3. Осознавать значимость педагогического общения, не только как основного фактора передачи знаний и умений, но и как фактора развития и становления личности ребенка.

4. Не допускать в процесс общения отрицательных эмоций – гнев, раздражение, недовольство и т.д.

5. Педагогу необходимо уметь держать свои эмоции под контролем.

6. Ориентироваться на положительные качества детей при выстраивании взаимоотношений с ними. Это обяжет быть их лучше и соответственно уважительно относится к педагогу, дорожить его расположением, стремиться к общению.
Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой. 


Методика Выготского – Сахарова.

Предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Методика предназначена: деревянные цветные фигурки - начиная с 2,5–3-летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики - начиная с 3,5–4-х лет.
При анализе результатов, в первую очередь, необходимо обратить внима­ние на отношение ребенка к заданию, понимание и удержание инструкций, следование им. Также необходимо оценить степень заинтересованности ребен­ка в выполнении нового для него вида деятельности.

Оценивается и анализируется соответствие актуального для ребенка обоб­щающего (классификационного) признака нормативному для его возраста. При анализе результатов крайне важным представляется не только и не столько выявление специфических особенностей обобщающей функции, сколько ус­тановление соответствия уровня актуального развития обобщающих операций возрастным нормативам.

Анализ полученных результатов полностью базируется на представлениях Л. С. Выготского об этапах формирования понятий в детском возрасте.


Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.

План занятий создаст условия оптимального возрастного развития личности младшего школьника. Организацует коррекционно – развивающее воздействие с использованием игротерапии. Учит находить решения возникающих трудностей в школе и дома.

Название

 раздела.

Тема

Формы организации

деятельности.

Кол-во часов

1

«Разрешите представиться!»

Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.

1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»;

2.Упражнение «Тропинка»;

3.«Упражнение «Сделай как я»;

4. Упражнение «Меткий стрелок»;

5.Упражнение «Как чихает слон»;

6.Подведение итогов занятия.

2

« Я и мои увлечения»

Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение  норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.

1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;

2.Беседа «Мои увлечения»;

3.Упражнение «Прогноз погоды»;

4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;

5.Упражнение «Подарок»;

6.Подведение итогов занятия.

3

«Мы друг другу доверяем»

Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности.

1.Упражнение «Комплименты»;

2.Беседа «Что такое доверие»;

3Упражнение «Паровоз»;

4.Упражнение «Сиамские близнецы»;

5.Упражнение «Доброе животное»;

6.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Давайте поздороваемся!»;

2.Упражнение «Слепой и поводырь»;

3.Упражнение «Скала»;

4.Упражнение «Свеча»;

5.Упражнение «Добрые пожелания»;

6. Подведение итогов занятия.

 

4

«Путешествие в мир эмоций и чувств»

Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства и

1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»;

2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»;

3.Упражнение «Классификация чувств»;

4.Упражнение «Угадай эмоцию»;

5.Упражнение «Передай с чувством»;

6.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «А я еду!»;

2.Упражнение «Зеркало»;

3.Упражнение «Согласованность мыслей» (коллективный рисунок);

4.Упражнение «Руку выше»;

5.Подведение итогов занятия.

5

«Чего мы боимся?»

Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение.

1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»;

2.Беседа «Что такое волнение и страх»;

3.Упражнение «Путаница»;

4.Упражнение «Рисунок на спине»;

5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;

6.Упражнение «Импульс»;

7.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Упражнение «Нарисуй свой страх»;

3.Упражнение «Стряхни»;

4.Упражнение «Спасибки»;

5.Подведение итогов занятия.

6

«Как быть уверенным, но не самоуверенным»

Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.

1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»;

2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;

3.Упражнение «Пластилин-силач»;

4.Упражнение «Паутинка»;

5.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Упражнение «Менялки»;

3.Упражнение «Солнышко»;

4.Упражнение «Запачкаться с удовольствием»;

5.Упражнение «Подарок»;

6.Подведение итогов занятия.

7

«Мой характер»

Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;

3.Упражнение «Волшебная рука»;

4.Упражнение «Движения наоборот»;

5.Упражнение «Комплименты»;

6.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Настроение как погода»;

2.Упражнение «Павлин» (групповая аппликация);

3.Упражнение «Руку выше…»;

4.Подведение итогов занятия.

8

«Как стать смелее?»

Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;

3.Упражнение «Луноход»;

4.Упражнение «Стул желаний»;

5.Упражнение «Пахвалилки»;

6.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;

2.Упражнение «Ярмарка достоинств»;

3.Упражнение «Тропинка»;

4Упражнение-визуализация «Путешествие на облаке»;

5.Упражнение «Доброе животное»;

6.Подведение итогов занятия.

9

«Ледяное сердце»

Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить  коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.

1.Введение в игровую ситуацию группы;

2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;

3.Упражнение «Загадки»;

4.Упражнение «Чувства-антонимы»;

5.Упражнение «Шифровка»;

6.Подведение итогов занятия.

10

«Почему люди злятся?..»

Дать понятия «раздражение», «злость», «гнев». Научить определять своё эмоциональное состояние, замечать и контролировать свои импульсивные агрессивные поступки.

1.Упражнение-активатор «Я вижу»;

2.Упражнение «Толкалки»;

3.Упражнение «Нарисуй свой гнев»;

4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;

5.Упражнение «Ипподром»;

6.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Упражнение «Угадай прикосновение»;

3.Сказка «Чудо-Кактус»;

4.Упражнение «Подарок»;

5.Подведение итогов занятия.

11

«Спокойствие, только спокойствие»

Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева.

1.Упражнение–активатор «А я еду»;

2.Упражнение «Рисунок гнева»;

3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;

4.Упражнение-релаксация «Драка»;

5.Упражнение «Менялки»

6.Упражнение «Подарок»;

7.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Мотор»;

2.Упражнение «Кулак»;

3.Упражнение «Узкий мост»;

4.Упражнение «Как чихает слон»;

5.Подведение итогов занятия.