Файл: Обучающийся Галанова Венера Винеровна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Галанова Венера Винеровна

Преподаватель:

Чащинова Анна Вадимовна


    1. Практическое занятие 2 


Задание 1 

Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.

Наш современный мир развивается и совершенствуется, параллельно с этим возрастают экологические проблемы. Например, загрязнение природной среды промышленными производствами, кислотные осадки, вырубка лесов и исчезновение некоторых экосистем – и это только малая часть проблем. Изучение экологической проблемы невозможно без обращения к географической науке, а потому в различных образовательных организациях экология неотделима от физической географии.

Основы экологического мировоззрения обучающемуся, дает изучение ООПТ (особо охраняемые природные территории). Для познания своей малой родины детям организуют краеведческие походы. Они помогают изучить специфику края, а так же уникальные и исчезающие природные объекты. При помощи таких инструментов в детях воспитывается бережное отношение к природе своего края, и страны в целом.

Экскурсии по таким природным объектам это один из способов подачи информации воспитаннику. Необходимо знать и теоретическую сторону вопроса, ее подача происходит в образовательных организациях, в основном в классно-урочной форме. Более подробно тему по особо охраняемым природным территориям изучают на уроке географии, а косвенно ее затрагивают такие предметы как биология, литература, история. Например, учитель географии дает знания об охраняемых водоемах; Биолог – рассказывает об исчезающих видах; Учитель литературы – затрагивает тему при описании пейзажа в произведениях. Важно при планировании учебного процесса внести несколько уроков, например классный час, посвященный теме охраняемые территории своего края. Учитель подает общую информацию, а дети в свою очередь подготавливают доклады или презентации по конкретным особо охраняемым природным территориям.


В различных образовательных организациях педагоги организуют процесс формирования знаний, задействуют чувства и эмоции учащихся, помогают пробудить интерес, любовь и бережное отношение к природе. Необходимо регулярно обновлять методический материал, что бы соответствовал современным реалиям, тем самым формируя у учащихся экологическое мировоззрение.

Задание 2

Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:

1. Федеральный проект «Чистая страна».

2. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

3. Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».

4. Федеральный проект «Чистый воздух».

5. Федеральный проект «Чистая вода».

6. Федеральный проект «Оздоровление Волги».

7. Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».

8. Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».

9. Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

10. Федеральный проект «Сохранение лесов».

11. Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
Показатели национального проекта « Экология» к 2022 году:

- Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов – 108 шт.

- Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда - 74 шт.

- Количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности – 0 ед.

- Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов – 24 %

- Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год – 93 %

- Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха – 3 ед.

- Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР) – 300 шт.

- Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ – 40 %

- Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения – 89 %


- Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод – 2,38 км3 в год

- Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги – 304,7 км2

- Площадь восстановленных водных объектов – 14,4 тыс. га

- Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов – 6 тыс. км

- Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории – 81 %

- Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения - не менее 235 шт.

- Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий – на 4,5 млн. га

- Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях – 6203 тыс. человек

- Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений – 85,6 %

- Ущерб от лесных пожаров по годам – 16 млрд. руб.


Характеристика глобальной экологической проблемы «Сохранение лесов».

Для человечества одной из приоритетных экологических проблем является сохранение лесов от загрязнения. Каждый год их площадь сокращается, что ведет к изменению биосферы, изменяется структура воды и состав почвы.

Наша страна Россия обладает самыми обширными лесными покровами, в мире она на первом месте. Что бы сохранить и приумножить жизненно важный для планеты лес, был создан федеральный проект «Сохранение лесов».

Главная цель данного проекта – это восстановление вырубленных лесов. По задумке уже к 2024 году в России должен восстановится баланс между вырубленными и восстановленными деревьями. Лесозаготовителей обязали высадить столько же деревьев, сколько было спилено, тем самым компенсируется нанесенный ущерб природе.

Федеральный проект предполагает сохранение российского леса, что бы обеспечить комфортную и безопасную среду для жителей страны. Основные пункты в проекте направлены на насаждение лесного покрова на местах вырубленных и погибших лесах, а так же привлечение неравнодушных людей к мероприятиям по охране и защите лесов.

Задание 3

Определение собственного экологического следа, при помощи тестирования

Расчет: (12:5)+75-10+45+85+85+2+4+10+100 = 398,4

Переводим экологический след в глобальные гектары: 398,4:100 = 3,984


Для определения превосходства возможности планеты, произведем следующие расчеты: 1,78 – 3,984 = -2,204

Вывод: что бы уменьшить превосходство экологического следа необходимо:

- При выходе из дома выключать бытовые приборы;

- Отказаться от полуфабрикатов и использовать свежую продукцию местных производителей;

- Вместо принятия ванны, использовать душ;

- Сортировать мусор.


Конспект занятия

Задачи: Ознакомить обучающихся с понятием экологический след, дать информацию как его рассчитать для каждого индивидуального человека и объяснить из чего он складывается. Научить анализировать, сравнивать и делать выводы. Помочь в формировании мировоззрения обучающегося, в понятиях экологической культуры и бережного отношения к природе.

Цель: Привлечь внимание к глобальной проблеме – истощение ресурсов планеты.

Человечества на планете земля стало очень много, а потому ресурсов нашей планеты стало не хватать. Все чаще мы слышим о новых природных катаклизмах, о недостатке ресурсов и загрязнении окружающей среды. Учитывая масштабы происходящего, сложно представить, на сколько, все это серьезно. Поэтому появилось новое понятие – «Экологический след». Данный «след» оставляет каждый житель планеты, даже не замечая этого.

Экологический след — это земельная площадь планеты, которая необходима для того, чтобы конкретный человек получил все необходимые ресурсы для создания тех вещей и услуг, которыми он пользуется на протяжении всей своей жизни.

Для определения экологического следа, есть специальное тестирование. Дав ответ, на все 6 вопросов, и суммируя баллы, соответствующие вашим реалиям, вы сможете понять каков ваш экологический след, переведенный в глобальные гектары.

Подводим итоги тестирования. Предлагаем, как можно уменьшить экологический след в своей повседневной жизни.

Вывод: что бы уменьшить превосходство экологического следа необходимо:

- При выходе из дома выключать бытовые приборы;

- Отказаться от полуфабрикатов и использовать свежую продукцию местных производителей;

- Вместо принятия ванны, использовать душ;

- Сортировать мусор.

 

Задание 4

В репортаже Ольги Курлаевой канала «Россия 24» - «Аральские волны», говорится о глобальной проблеме исчезновения Аральского моря.

Аральское море было четвертым по площади озером в мире. Сейчас же его площадь сократилась, уровень воды снизился, исчезла рыба из-за засоленности воды. Сейчас водоем разделился на две части: Малый Арал в Казахстане и Большой Арал в Узбекистане. На месте озера осталась пустыня площадью 55 тыс. квадратных метров. Ежегодно в воздух поднимается тысячи тонн ядовитых солей, и все это разносится на тысячи километров.


Такое сокращение связанно с развитием сельского хозяйства в Приаралье – в основном выращивание хлопка и орошение полей водами озера. На данный момент в этом месте ведутся активные работы по возрождению среды. Уже к 2030 году Узбекистан планирует засадить дно лесами.

В репортаже Ольга Курлаева сделала акцент на то, что эта трагедия давно вышла за рамки региона, и требует внимания всего мирового сообщества.

Педагогическая задача – это сформировать у детей ответственность за экологическое состояние водоемов в природе. Сформировать в них гуманное отношение к миру природы, пробудить желание сохранить ее.

 

Задание 5

Причины и последствия обнаружения крыс около жилых зданий. Меры предотвращения данных последствий.

Наша планета имеет разнообразную флору и фауну, и многие из представителей животного вида являются возбудителями инфекционных заболеваний. Одними из основных переносчиков заболевания являются серые и черные крысы, и домовая мышь. Их главной средой обитания является человеческое жилище. Грызуны на своих лапах переносят такие возбудители болезни как чума, геморрагическая лихорадка, псевдотуберкулез и многое другое.

При появлении грызуна необходимо ожидать только вред. Если такой зверек завелся в квартире, ожидайте испорченную одежду, обувь, книги, а так же испорченные продукты, которые больше нельзя использовать. А потому необходимость активной борьбы с грызунами очевидна.

При борьбе с крысами и мышами стоит помнить, что человек сам создает благоприятные условия для их существования. А потому в-первую очередь мы лишаем грызунов возможности попасть в дом, добраться до еды и начать размножаться. Но полный успех может быть только в комплексе с истребительными мерами. Стоит сказать, что проблема с грызунами возникает не только у частного сектора, но и в многоэтажных домах.

Уничтожение грызунов не дает гарантии, что зверьки вновь не вернутся в дом. А потому стоит регулярно поддерживать чистоту в жилище, во дворе и придомовых постройках. А хранение продуктов должно быть в недоступном месте и специальной таре.

При борьбе с крысами есть несколько способов их истребления:

- Химический метод. Здесь используются сильные яды. Этими ядами пропитывается приманка и оставляется до съедения животным.

- Механический метод. Это расставление ловушек – специального клея, капканов и т.п. Этот метод не истребляет полностью грызунов, но при своевременной раскладке ловушек, помогает значительно снизить их численность.