Файл: Программа духовнонравственного воспитания школьников г. Дальнереченск 2022 г. Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
-
анкетирование -
беседа -
консультации -
посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей, родительские собрания на духовно-нравственные темы; -
лекторий для родителей; -
открытые показы воспитательно-образовательного процесса; -
вечера вопросов и ответов; -
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары); -
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; -
индивидуальные консультации специалистов; -
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -
ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; -
индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); -
совместные с родителями праздники, спектакли.
3.5. Методы реализации Программы
Для реализации программы мы предполагаем использовать следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
-
чтения педагогом рассказов; -
экскурсий в картинную галерею; -
наблюдений; -
показа сказок (педагогом, детьми); -
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; -
проведения дидактических игр; -
экскурсий по городу, целевых прогулок; -
моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
-
чтения литературных произведений воспитателем; -
чтения стихотворений детьми, воспитателем; -
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; -
ответов на вопросы педагога, детей; -
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); -
сообщения дополнительного материала воспитателем; -
загадывания загадок; -
рассматривания наглядного материала; -
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; -
разбора житейских ситуаций; -
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; -
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
-
организовывать продуктивную деятельность; -
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); -
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; -
провести экскурсии различной направленности; -
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; -
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
3.6. Диагностика
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1.Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
-
общие сведения; -
способности; -
темперамент; -
самооценка; -
успешность в деятельности; -
уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
-
социометрия; -
социально-психологический климат в классе; -
общие сведения.
3. Формы диагностики:
-
анкетирование; -
тестирование; -
наблюдение; -
беседы.
3.7. Критерии успешности нравственного образования
-
Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям. -
Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни. -
Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам. -
Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
-
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
-
первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта; -
второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школе, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить; -
третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; -
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; -
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате реализации Программы ожидается:
-
В учреждении, как в образовательной системе:
-
создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию; -
обогащение содержания духовно-нравственного воспитания; -
вовлечение в работу по духовно-нравственному воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности.
-
В образе выпускника:
-
в познавательной сфере: развитие творческих способностей; -
в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; -
в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; -
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.