Файл: Образовательная программа Робототехника. Конструируем роботов на arduino.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 1»

Рассмотрено на Утверждено

педагогическом совете Приказом директора МОУ

Протокол от 30.08.2021г. № 29 «Новоигирменская СОШ № 1»

Приказ от 31.08.2021г. № 180

Краткосрочная

дополнительная общеобразовательная программа

«Робототехника. Конструируем роботов на ARDUINO»
технического направления

уровень освоения программы: стартовый
Возраст обучающихся: 15-17 лет.

с использованием оборудования центра «Точка Роста»

Срок реализации – 1 месяц

Составитель:

Аксенова Виктория Николаевна,

учитель информатики


р.п. Новая Игирма 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среда обитания современного человека насыщена разнообразными электронными устройствами, которые будут и в дальнейшем развиваться, и совершенствоваться. Другая сторона этого явления – упрощение самого процесса создания электронного устройства. Благодаря накопленным разработкам, он может быть настолько простым, что с ним справится и ребёнок. В частности, такую возможность предоставляет вычислительная платформа Ардуино. На базе этой платформы ученики могут конструировать и программировать модели электронных управляемых систем, не вдаваясь в сложные вопросы схемотехники и программирования на низком уровне. Причём эта уникальная инженерно-конструкторская среда имеет низкий порог вхождения и не имеет потолка. Конструировать и программировать простые устройства управления новогодней гирляндой или передачи акустических сигналов азбукой Морзе, несложные электронные игрушки ребёнок может уже на первых шагах знакомства с Ардуино. В то же время Ардуино используют профессиональные программисты и «продвинутые» любители в сложных конструкциях управления робототехническими устройствами.

Интегрированная среда разработки Arduino — это кроссплатформенное приложение на Java, включающее в себя редактор кода, компилятор и модуль передачи прошивки в плату.

Среда разработки основана на языке программирования Processing и спроектирована для программирования новичками, не знакомыми близко с разработкой программного обеспечения.


Занятия в кружке по «Робототехника» дают возможность ученику освоить основные приёмы конструирования и программирования управляемых электронных устройств и получить необходимые знания и навыки для дальнейшей самореализации в области инженерии, изобретательства, информационных технологий и программирования.

При этом необходимо отметить, что оснащение курса не требует больших финансовых вложений, а программное обеспечение относится к классу СПО.

Пояснительная записка

Курс предполагает знакомство с основами программированием на языке высокого уровня.

Предметом изучения являются принципы и методы разработки, конструирования и программирования управляемых электронных устройств на базе вычислительной платформы (контроллера) Ардуино или её клона, а также создание робототехнических устройств в рамках небольших проектов.

Целесообразность изучения данного курса определяется:

  • востребованностью специалистов в области программируемой микроэлектроники в современном мире

  • возможностью развить и применить на практике знания, полученные на уроках математики, физики, информатики

  • возможностью предоставить ученику образовательную среду, развивающую его творческие способности и амбиции, формирующую интерес к обучению, поддерживающую самостоятельность в поиске и принятии решений.

  • Содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла.

Категория обучающихся: программа предназначена для работы с обучающимися 15-17 лет (9-11 классы общеобразовательной школы).

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (редакция от 23.07.2013).

Особенности организации образовательного процесса Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 месяц обучения. Режим реализации программы. Занятия групп по предмету проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 5-10 минут. Занятия проводятся в кабинетах «Точка Роста; оборудованных согласно санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Возраст учащихся: 15-17 лет. Количественный состав группы: не более 10-12 человек. Форма организации деятельности детей: творческое объединение. Условия приема:
принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Группа формируется в зависимости от начальных знаний и возраста детей.

Цели курса:

  • познакомить учащихся с принципами и методами разработки, конструирования и программирования управляемых электронных устройств на базе вычислительной платформы Ардуино;

  • развить навыки программирования в современной среде программирования углубить знания, повысить мотивацию к обучению путем практического интегрированного применения знаний, полученных в различных образовательных областях (математика, физика, информатика);

  • развить интерес к научно-техническому, инженерно-конструкторскому творчеству развить творческие способности учащихся.

Задачи курса:

Изучить первый уровень репродуктивный.

Первый уровень – репродуктивный (ученик понимает, может воспроизвести без ошибок).

Второй уровень – «интерпретация» (ученик понимает, может применить с изменениями в похожей ситуации).

Третий уровень – «изобретение» (ученик может самостоятельно спроектировать, сконструировать и запрограммировать устройство, решающее поставленную перед ним практическую задачу)

Задачи:

Первый уровень: на базе Ардуино с использованием макетной платы и набора электронных элементов научить учащихся

  • понимать заданные схемы («схема на макетке») электронных устройств и воспроизводить их на макетной плате

  • понимать назначение элементов, их функцию;

  • понимать правила соединения деталей в единую электрическую цепь;

  • понимать ограничения и правила техники безопасности функционирования цепи;

  • понимать написанный программный код управления устройством, вносить незначительные изменения, не затрагивающие структуру программы (например, значения констант);

  • записывать отлаженный программный код на плату Ардуино, наблюдать и анализировать результат работы;

  • использовать монитор последовательного порта для отладки программы, наблюдения за показателями датчиков и изменением значений переменных;

  • организовывать беспроводную передачу данных на ПК;


-создавать графические интерфейсы для взаимодействия с устройством на Ардуино.

Ожидается, что в результате обучения по программе обучающиеся:

Ученик получит возможность научиться следующему:

  • правила безопасности при работе с электрическим током;

  • основные понятия робототехники;

  • основные понятия электротехники: электрический ток, его параметры, распространенные радиоэлементы, их виды и функционал, основные способы их

соединения друг с другом и построения электронной схемы;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • основы программирования на платформе Arduino;

  • принцип подключения и использования датчиков, двигателей, сервоприводов, кнопок, светодиодов.

Результатом усвоения обучающимися программы по развивающему и воспитательному аспектам являются:

  • устойчивый интерес к занятиям программированием;

  • положительная динамика внимания, памяти, изобретательности, логического мышления и т.д.;

  • создание обучающимися творческих работ;

  • активное участие в индивидуальных и командных проектах;

  • достижения в массовых мероприятиях различного уровня;

  • развитие социально-трудовых навыков: дисциплинированности, трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

способность продуктивно общаться в коллективе, работать
Требования по аппаратно-программному обеспечению Из расчёта на 15 человек в кружке.

Компьютеры – 15 шт.

Программное обеспечение на каждом ПК:

  • ОС Windows версии XP SP3 и выше.

  • Высокоскоростной доступ к сети Интернет.

  • MS Visual Studio, либо другая среда для на - IDE Arduino.

  • ПО для симуляции Arduino «123D Circuits».

  • ПО для создания 3D-моделей «123D Designer».

  • САПР «Компас 3D».

  • MS Office версии 2007 и выше.



Учебно-тематический план занятий

Календарно учебный план (13 часов)


п/п

Темы и разделы

Кол-во часов


Групповые занятия

Форма аттестации контроля


всего

в том числе




теория

практика




1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Роботы вокруг нас.

1

1

-




2.

Контроллер Ардуино

4

1

3

Промеж.

3.

Основы проектирования и моделирования электронного устройства на базе Ардуино.

4

1

3

Промеж.

4.

Широтно-импульсная модуляция

2

-

2




5

Программирование Ардуино.

Пользовательские функции


2

1

2

Итоговый

ИТОГО

13

4

10





Содержание программы курса

Название темы

Тема 1. Техника безопасности Роботы вокруг нас.

Тема 2. Контроллер Ардуино

  • Микроконтроллеры в нашей жизни (сообщения учеников), контроллер, контролер Ардуино

  • Среда программирования для Ардуино

(IDE Arduino) и язык программирования Processing

Тема 3. Основы проектирования и моделирования электронного устройства на базе Ардуино

•Управление электричеством. Законы электричества.

•Как быстро строить схемы

•Чтение электрических схем.

.

Тема 4. Широтно-импульсная модуляция •Аналоговые и цифровые сигналы, понятие ШИМ.

•Управление устройствами с помощью портов, поддерживающих ШИМ.

•Циклические конструкции, датчик случайных чисел.

Тема 5. Программирование Ардуино.

Пользовательские функции

•Подпрограммы: назначение, описание и вызов, параметры, локальные и глобальные переменные.

Кадровое обеспечение

Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование и курсы повышения квалификации по направлению Робототехника, владеющий навыками руководства научно-технической деятельностью учащихся

Аксёнова Виктория Николаевна– высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы – 30 лет, образование – высшее-техническое, учитель информатики, имеет большой опыт работы с детьми, занимающимися техническим творчеством.

Оценка образовательных результатов

Итоговая аттестация детей, по программе «Робототехника», является добровольной, что не ущемляет личности ребенка и дает ему возможность свободно продемонстрировать свои знания. Предметом проверки являются знания, умения и навыки детей, полученные ими в процессе обучения. Основными принципами аттестации являются учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, свобода выбора педагогом методов и форм проведения аттестации и оценки результатов; открытость результатов аттестации для родителей.