Файл: История русской культуры первой половины xix века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Создатель русско-византийского стиля К. А. Тон работал над проектом храма Христа Спасителя, построил Большой Кремлёвский дворец и здание Оружейной палаты, а также здания вокзалов в Москве и Петербурге.



Храм Христа Спасителя в Москве.

Архитектор К. А. Тон. Реконструкция 1990-х гг.

7. Художественная культура национальных регионов России

Первая половина XIX в. стала временем зарождения новой литературы народов России. Её представители выступали в этот период и как представители национальных движений.

Поляк А. Мицкевич, наиболее яркий представитель романтизма, сочетал в своём творчестве идеи независимости, стремление к свободе, служение своему народу и родине. Национальной классикой стали его поэмы «Дзяды» и «Пан Тадеуш».

Другой польский поэт — Ю. Словацкий, покинувший родину после неудачи Польского восстания 1830—1831 гг., в своих произведениях критикует польское дворянство за их действия, фактически приведшие Польшу к утрате независимости.

Народные фольклорные традиции и талантливая музыка соединились в творчестве композитора Ф. Шопена. Он заложил основы польской классической музыки.

Украинец Т. Г. Шевченко боролся за развитие национальной украинской культуры. Родившись в семье крепостных крестьян, он был выкуплен на волю художником К. П. Брюлловым и смог поступить в Петербургскую академию художеств. Шевченко сочетал в себе талант художника и поэта. Его произведения «Кобзарь», «Гайдамаки» и др. получили широкую известность. Их он создавал как на русском языке, так и на малороссийском наречии.

Развивалась и еврейская художественная культура. На её развитие повлияла одна из главнейших проблем еврейского народа — отношение к «сохранению нации». Здесь господствовали две точки зрения. Первую отстаивали религиозные деятели, которые говорили, что еврейский народ должен сохранять обособленность своей культуры (религии, языка, быта, традиций, одежды и т. п.) от культуры народов тех стран, в которых он проживает. Вторую, противоположную точку зрения выражали светские мыслители. По их мнению, евреям нужно активно ассимилироваться с населением, сотрудничать с ним и на культурном, бытовом, и на политическом уровне. Так, они ратовали за необходимость обучения в светских, а не религиозных школах.


Писатели, поддерживавшие идеи ассимиляции, создавали свои произведения на идише. Это Шлойме Этингер, Менделе Мойхер-Сфорим («Менделе-книгоноша») и др. Они противопоставляли ивриту (древнему еврейскому языку) идиш (язык германской группы, который сложился в результате слияния немецких диалектов с древнееврейскими элементами языка).

Вопросы национального языка также волновали армянских культурных деятелей. С 1820-х гг. в армянской литературе началась борьба между сторонниками использования в качестве языка литературы древнеармянского и новоармянского языка. Победу новоармянского литературного языка ознаменовал роман «Раны Армении». В нём автор X. Абовян живописал современные ему исторические события: борьбу с Ираном и переход Армении под покровительство России.

После присоединения к России местная культура обогатилась за счёт связей с русской и западной художественной культурой. Здесь творили художники А. Овнатанян, С. А. Нерсесян. Армянское происхождение имел всемирно известный художник-маринист И. К. Айвазовский (настоящее имя Ованес Айвазян).

Художественная культура татар Волго-Уралья развивалась, с одной стороны, в рамках исламской культуры, с другой — под воздействием европейской культуры. Роль религиозных традиций была сильна, ислам стал фактором этнического, общенационального самосознания. Образы татарского искусства регламентировались строгими установками ислама суннитского толка. Например, отвергались изображения живых существ и человека. Отличительной чертой татарской художественной культуры было использование арабской письменной графики, цитат из Корана. На этой основе высокого развития достигла каллиграфия — искусство утончённого письма.

Вывод

На развитие художественной культуры различных этносов империи оказывало влияние несколько факторов: общий культурный подъём XIX в. в Европе и в России, рост национального самосознания народов, разный уровень социально-экономического развития народов, взаимовлияние европейской, русской и национальных культур. С одной стороны, вторая четверть XIX в. стала временем становления академических, профессиональных традиций в художественной культуре народов России, а с другой — ярко проявились индивидуальные черты, обусловленные национальной самобытностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимов Е.В. Россия в XVIII – первой половине XIX века / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. – М., 1994


Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла: русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века / А.Л. Зорин. – М., 2001

http://www.gumer.info –электронные версии книг по истории России и другим гуманитарным дисциплинам

http://www.bibliotekar.ru – электронная библиотека литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам

http://www.xix-vek.ru – история России XIX в.: письменные, статистические и графические источники

http://elcocheingles.com/Memories/memo_list.htm- мемуары российских исторических деятелей XVIII – XIX вв.