Файл: Дисциплина Психология детскородительских отношений Загрузите результат Индивидуального практического задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Гештальт-консультирование в психологической практике (1560)

Дисциплина: Психология детско-родительских отношений

Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов,


Выполнил:

слушатель Минакова Юлия Витальевна

Преподаватель:

Вепринцева Анна Валентиновна

г. Москва - 2023

Критерии оценивания:

1

1 задание

Ситуации выбраны и описаны кратко, шаблонно, все ситуации однотипные

5 баллов

Ситуации описаны четко, ясно, развернуто, все ситуации разные, соблюдены требования к описанию

15 баллов

2

2 задание – 1 пункт

Ответ краткий

2 балла

Ответ развернутый, с примерами

5 баллов

3

2 задание – 2 пункт

Ответ краткий – 1-2 примера

2 балла

Ответ развернутый – более 3 примеров

5 баллов

4

2 задание – 3 пункт

Ответ краткий

2 балла

Ответ развернутый, более 3 примеров

5 баллов

5

2 задание – 4 пункт

Ответ краткий

2 балла

Ответ развернутый

5 баллов

6

2 задание - 5 пункт

Ответ краткий

5 баллов

Ответ развернутый, более 5 примеров, соответствующих описанному в задании критерию

10 баллов

 

Задание 1:

Заполните таблицу. Опишите четыре жизненные ситуации неприемлемого поведения ребенка или подростка. Ситуации, происходящие с одним и тем же ребенком / подростком.

На выбор: а) понаблюдайте лично б) посмотрите художественный/ документальный фильм в) посмотрите видеоролики, когда ребенок / подросток проявляет социально-неприемлемое поведение. Записывать нужно сразу после наблюдения или просмотра. Данные запишите в таблицу. Описывать необходимо только действия, слова, разговоры, поступки. Не использовать предположения: «не хотел», «не нравится» «манипулирует» «шантажирует» и общие фразы «был разговор», «гулял», «истерика», и т.д. Интенсивность проявления неприемлемого поведения опишите по шкале от 1 до 5 баллов.


Дата, время, длительность

Предшествующие события «До», где происходило, кто находился, кто и что делал и говорил

Поведение. Что и как делал ребенок? Что и как делали взрослые

Последствия, кто находился, кто и что делал и говорил

Предполагаемые причины социально-неприемлемого поведения. Зачем ребенок это делает?

01.07.20 г. 15.00, 5 минут

Детская. Иван (16 лет) сидит за столом и играет в компьютерные игры. Мама вошла в комнату и сказала: «Ваня, сходи в магазин и купи молоко и творог». Ваня ответил: «хорошо» и продолжил играть. Мама повторила несколько раз просьбу уже более громким голосом.

Ваня громко и грубо ответил: «Я услышал! Сказал, что схожу, значит схожу! Ты, что не видишь, я занят?»

Мама ушла из комнаты. Ваня продолжил играть в компьютерные игры.

Избегание требований, получение желаемого и внимания близкого взрослого.

1.10.10.2020

14.00, 5 минут

 Богдан (10 лет) пришел из школы и по поручению взрослых должен сделать домашнее задание в своей комнате, отец пришел проверить как идут дела. Заметив, что на самом деле Богдан играет в игру на телефоне, отец приходит в ярость и отбирает телефон.

Богдан, ударив по дверце письменного стола ногой говорит: «Дай телефон! Отдай! Я хочу доиграть, меня друзья ждут»

Отец говорит: «Не получишь пока не сделаешь все задания! Будешь ерундой страдать в свободное время»


 Отец вышел из комнаты. Богдан заплакал, принялся делать задания, но в порыве обиды и злости разбросал тетради и лег на диван.

 Привлечение внимания значимых взрослых

Избегание требований с целью демонстрации своей позиции

Демонстрация личных границ

Демонстрация обиды на строгость отца

2. 15.10.2020

09.00 10 мин

 Кухня, Богдан сидит за столом со своими сестрами, мама подает завтрак. Девочки с удовольствием едят овсяную кашу, Богдан, нахмурившись водит ложкой в тарелке. Мама не обращает на это внимание.

 Богдан ударяет кулаком по столу, тарелка опрокидывается на пол, мальчик кричит: «Почему ты готовишь только то, что они любят?! Я не буду кашу!»

Мама кричит «Пошел вон из-за стола, к себе в комнату, будешь сидеть голодным»

 Богдан плачет в комнате, через некоторое время мама принесла ему любимые бутерброды

 Привлечение внимания матери

Демонстрация ревности к сестрам

Демонстрация пренебрежения родителей к нему

3. 25.10.2020

20.00 20 мин

 Общая комната, отец смотрит телевизор, мама вяжет, сестры играю в куклы на полу. Богдан прыгает на диване и с него, мешает играть сестрам и разбрасывает вещи

 Отец говорит: «Ты всем мешаешь, иди играй со своим конструктором, который тебе подарили».

Богдан отвечает: «Мне скучно собирать его одному». Мать, отложив свои спицы, отправляется с ним.

 Отец и сестры остаются в зале и смотрят телевизор. Богдан и мама собирают конструктор в другой комнате.

 Демонстрация скуки и нереализованной энергии

Привлечение внимания значимых взрослых


4.

 Богдан сидит в своей комнате и нервничает, потому что мама скоро придет с родительского собрания, чтобы отвлечься играет в телефон.

 Мама вернулась с родительского собрания и говорит: «Почему ты не слушаешь учителя, мне сказали, что ты отказался отвечать у доски!»

Богдан испуганно отвечает «Из-за Ольги Петровны надо мной все смеялись, она меня выставила дураком»

Мама выслушала рассказ Богдана, и не стала его наказывать.


 Мама готовит ужин на кухне, Богдан продолжил играть в телефон.

 Избегание повторения насмешек со стороны учителя

Демонстративное поведение

Привлечение внимания взрослых


 

Задание 2:

Заполните таблицу, опишите ситуацию, сложившуюся в семье и ваши рекомендации.

1

Какие есть положительные моменты в отношениях ребенка /подростка со значимым взрослым

 

 В общении между Богданом и мамой прослеживаются теплые, доверительные отношения. Мама стремится оказывать сыну поддержку и понимание. Отец выражает стремление научить Богдана дисциплине и объяснить важность образования.

2

Как увеличить количество доброжелательных взаимодействий значимого взрослого и ребенка / подростка. Опишите возможные совместные действия и игры?

 

 Исходя из приведенных примеров можно сделать вывод что у Богдана нет четкого распорядка дня, он не ходит во внеучебные секции и не имеет хобби. Исходя из ситуации с конструктором, можно сделать вывод, что друзей у Богдана мало, а из первой ситуации – что отец не дает сыну времени на отдых после учебы.

Рекомендации:

Составить примерный распорядок дня, с учетом потребностей ребенка в отдыхе, времени на выполнение домашних дел и учебных заданий, а также его факультативных занятий

Исходя из интересов Богдана подобрать ему кружок\секцию по интересам, где он вероятно сможет расширить свой круг общения и найти, как реализовать накопившуюся энергию

Проводить с каждым ребенком по отдельности не менее 20 минут в день, интересуясь произошедшим за день. Прилагать усилия к выстраиванию открытых, доверительных отношений. Оказывать поддержку в сложностях и переживаниях ребенка, а также поощрять положительные поступки и стремления.

Придумать и внедрить семейные традиции, направленные на укрепление отношений и совместный досуг, например каждое воскресенье собираться на кухне за настольной игрой.


3

Когда, как, за что и в какие моменты хвалить и поощрять ребенка / подростка?

 

 Важно выстроить теплые доверительные отношения, путем поддержки и понимания поступков сына, совместного разбора произошедших ситуаций и выстраивания линии поведения в будущем. Отмечать даже незначительные успехи, поощрять положительное поведение.

4

Какие сложности есть в отношениях взрослого/ых и ребенка / подростка?

 

 Отсутствие у родителей рефлексии и анализа поведения Богдана. Игнорирование интересов ребенка, исходя из собственных убеждений или незнания. Отсутствие ответственности и игнорирование влияния собственного поведения на воспитание ребенка.

5

Что можно и нужно изменить в действиях, поведении взрослых?

В парадигме – действовал так, теперь по-другому. Действия должны быть измеримыми (т.е. можно наблюдать и подсчитать).

Выражения – «больше любить», «предоставлять внимание», «заботу» и т.д. НЕ подсчитываются, поэтому не учитываются. При использовании данных выражений, необходимо разъяснить как именно проявлять любовь, внимание и заботу. Что взрослый должен делать.

 

 Родителям Богдана необходимо придерживаться единых требований в воспитании, руководствоваться принципом последовательности и постоянства в воспитательных воздействиях.

Составить и обсудить на общем совете семьи правила поведения дома, а также распределить обязанности и зоны ответственности между членами семьи. Демонстрировать выполнение этих правил собственным примером.

Воспитывать в детях уважение к автономности личности и границам. Демонстрировать эти ценности на собственном примере, в том числе по отношению к своим детям.

Ограничения в воспитательных целях должны быть гибкими и актуальными.

При спорных ситуациях договариваться путем выработки взаимовыгодных решений.