Файл: Курсовая работа по программе профессиональной переподготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такие тесты обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов).

Тесты достижений направлены на оценку достигнутого уровня развития навыков, знаний и умений индивида, как правило, после завершения обучения. Они относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и их разновидностей)[6, с.51].

Кроме того, существуют и тесты, ориентированные на социально- психологический норматив или общественно заданный объективный содержательный эталон (например, ШТУР — школьный тест умственного развития).
Приведу в пример 3 популярных тестирования:


  1. Тест Роршаха

Психодиагностический тест для исследования личности, опубликован в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом (нем. Hermann Rorschach). Известен также под названием «пятна Роршаха».

Это один из тестов, применяемых для исследования психики и её нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любое возникающее у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.

Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884—1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.

Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над 
эмоциями, Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и чёрного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки.

Наиболее оригинальное и важное открытие Роршаха, относящееся к психодинамике, это Bewegung, или ответ, в котором используется движение. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся человеческие фигуры. Роршах обнаружил, что среди здоровых индивидов это чаще всего характерно для тех, кому свойственно богатое воображение, и среди лиц с психическими отклонениями — для тех, кто предрасположен к нереалистичным фантазиям. Сопоставляя содержание ассоциаций-фантазий с тем, что уже было известно об изменениях личности и мотивационной сферы данного индивида, Роршах пришёл к заключению, что эти ассоциации эквивалентны содержанию сновидений. Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов.

Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами. В современной практической психологии тест используется в большей мере для определения предрасположенности индивидуума к определённым психологическим проблемам, например, склонности к депрессиям.

После смерти Роршаха его работа была продолжена многими клиническими психологами и психиатрами. Тест получил дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Валидность, адекватность и эффективность теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее, он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и её нарушений, которые могут быть клинически проверены.

Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с чёрно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями.


Проводящий исследование предлагает испытуемому посмотреть на бумажный лист с чернильным пятном неправильной формы и просит описать, что изображено на этом «рисунке». Психодиагностика личности проводится по специальной методике толкования.

Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счётным категориям:

  1. локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);

  2. детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.);

  3. уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);

  4. содержание (ответ может касаться людей, других животных, неодушевленных предметов и т. д.);

  5. оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30 % обследуемых).

Содержание ответов обозначается следующими символами:

  • Н — человеческие фигуры, целые или почти целые

  • (Н) — человеческие фигуры, лишённые реальности, то есть представленные как рисунки, карикатуры, скульптуры, или как мифологические существа (чудовища, ведьмы)

  • (Hd) — части человеческих фигур

  • А — фигура другого животного, целая или почти целая

  • (А) — мифологическое животное, чудовище, карикатура, рисунок животного

  • Ad — части животного, обычно голова или лапы

  • At — внутренние органы человека (сердце, печень и т. д.)

  • Sex — ссылки на половые органы или на сексуальную деятельность или указания на таз или нижнюю часть тела

  • Obj — предметы, сделанные людьми

  • Aobj — предметы, созданные из животного материала (шкура, мех)

  • Aat — внутренние органы животных

  • Food — пища, например мясо, мороженое, яйца (фрукты и овощи относятся к растениям)

  • N — пейзажи, вид с воздуха, заход солнца

  • Geo — карты, острова, заливы, реки

  • Pl — растения всех видов, включая цветы, деревья, плоды, овощи и части растений

  • Arch — архитектурные сооружения: дома, мосты, церкви и т. д.

  • Art — детский рисунок, акварель, где нарисованное не имеет специфического содержания; рисунок пейзажа будет N и т. д.

  • Abs — абстрактные концепции: «власть», «сила», «любовь» и др.

  • Вl — кровь

  • Fi — огонь


Более редкие виды содержания обозначаются целыми словами: Smoke, Mask, Emblem и т. д.

Пример формата записи ответов при тесте:

  • Карточка II, Верхняя красная область — «Винтовая лестница» (указывает на оттенки): D FK Arch 1,5

  • Карточка VII, «Резные бюсты женщин с перьями на голове, устремлённые вперёд»: W Fc → М (Hd) 3,0

  • Карточка VII, Левая средняя область — «Придворный клоун. Он говорит что-то смешное и злое»: D Fc Нd 3,0.

Тест вызывает полемику, в 1999 году запрашивался мораторий на использование теста для клинического и судебного назначения. Рядом скептиков отнесён к псевдонаучным методам.



  1. Коэффициент интеллекта

Количественная оценка ровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста к истинному хронологическому возрасту данного лица (индивида). Определяется с помощью специальных тестов (таких как тест Айзенка). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g). Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением с медианным значением IQ μ = 100 и стандартным отклонением σ = 15[1]. Если распределение IQ определено таким образом, то около 23 результатов (точнее, 68,3 %) находится между показателями 85 и 115, то есть в пределах одного стандартного отклонения от медианы. Около 50 % результатов попадает в пределы IQ = 100 ± 10. За пределами двух стандартных отклонений от медианы находятся около 4,6 % результатов: 2,3 % c IQ < 70 и столько же с IQ > 130. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.



IQ-тесты специально разработаны для получения нормального распределения результатов


  1. Тест Равена

Тест, предназначенный для дифференцировки испытуемых по уровню их интеллектуального развития. Авторы теста Джон Рейвен и Л. Пенроуз. Предложен в 1936 году. Тест Равена известен как один из наиболее «чистых» измерений фактора общего интеллекта g, выделенного Ч.Э. Спирменом. Успешность выполнения теста SPM интерпретируется как показатель способности к научению на основе обобщения собственного опыта и создания схем, позволяющих обрабатывать сложные события. Этот удобный в применении и простотой в интерпретации тест, имеющий 80-летнюю историю, неоднократно подтверждал высокие показатели валидности и надежности. Пример матрицы. Прослеживаемая логическая закономерность: смещение слева направо в каждом ряду фигур закрашенного квадранта по часовой стрелке на 90°, фигуры в каждом ряду одинаковые → искомая фигура в нижнем правом углу — ромб с закрашенным правым квадрантом.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8