Файл: Сборник научных трудов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сборник научных трудов
102
школ постепенно внедряется банк заданий для оценки функциональной грамотности, разработанный федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ИСРО). На основе использования методологии, предложенной ИСРО, сегодня на базе ГАУ Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов Республики Татарстан (ЦОПМКП) создается республиканский банк оценочных инструментов. Активное взаимодействие ЦНППМПР и ЦОПМКП позволяет провести комплексную диагностику профессиональных дефицитов педагогов в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся. Результаты диагностики вызывают особый интерес для методических служб МОУО и ЦНППМПР для последующей разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Учитывая то, что важнейшим показателем развития профессионального мастерства педагога являются образовательные результаты школьников, ИОМ рассматривается нами как подтвержденная положительной динамикой образовательных результатов школьника целенаправленно проектируемая персональная программа образовательной, методической и исследовательской деятельности педагога, обеспечивающая его профессиональное развитие.
На наш взгляд, отсутствие практического опыта учителя и педагогических коллективов в реализации ИОМ требует квалифицированного обеспечения организационно-педагогического и научно -методического сопровождения учителей в этом виде его саморазвития.
Между тем предстоит провести масштабную работу по модернизации всей системы работы школ по развитию функциональной грамотности, в том числе:
- обеспечить образовательные организации инструментарием измерения уровня сформированности функциональной грамотности учащихся, позволяющим самостоятельно вести сравнение своих результатов с данными по
Республике Татарстан и России в целом;
- провести модернизацию внутришкольного информационно- методического обеспечения развития функциональной грамотности
(проработка тематики междисциплинарных методических семинаров и заседаний педагогического совета по проблеме функциональной грамотности, утверждение междисциплинарных программ, направленных на развитие функциональной грамотности школьников);
- совершенствовать программно-методическое обеспечение развития функциональной грамотности школьников в соответствии с задачами цифровизации образования;
- разработать программно-методическое обеспечение учебного процесса на основе исследования лучшей отечественной и международной практики;
- сформировать эффективные управленческие команды, способные осуществлять квалифицированное управление по результатам, выявленным как на основе внутренней оценки качества образования, так и по объективным внешним оценкам, и др.


«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
103
Сложность данной работы состоит в том, что предстоит добиться понимания учителями того, что ожидаемыми результатами работы каждого являютсяположительная динамика развития функциональной грамотности школьника, рост профессиональной компетенции учителя в вопросах развития функциональной грамотности. В условиях, когда перед российской школой поставлена задача попасть в список десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, деятельность учителя должна обеспечивать поступательное движение школьника от низших уровней к более высоким в международной классификации.
Важным решением этой задачи, на наш взгляд, является обеспечение учителя и ученика учебно-методическими и диагностическими материалами, соответствующими требованиям каждого уровня международных и отечественных критериев диагностики и развития функциональной грамотности.
В целях обеспечения научно-методического сопровождения программ непрерывного профессионального образования педагогов республики нами разработаны комплекты рабочих тетрадей, методических пособий и электронных ресурсов, которые, прежде всего, призваны научить педагога умению переходить от одного уровня функциональной грамотности к другому.
Результат
1. Разработано более 20 программ (модулей) дополнительного профессионального образования (в том числе программ стратегических сессий для управленческих команд), направленных на формирование готовности педагогических работников к развитию функциональной грамотности школьников.
2. Обучено более 12 тысяч педагогических работников.
3. Создано 9 межмуниципальных территориальных методических объединений (ТМО) для работников методических служб муниципальных органов управления образованием, 76 опорных школ по развитию функциональной грамотности, 9 межмуниципальных лабораторий.
4. В каждом муниципальном районе республики разработаны дорожные карты по развитию функциональной грамотности обучающихся, созданы межшкольные лаборатории по развитию качества чтения, математического и естественно-научного образования в начальной школе; читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности школьников. С руководителями и методистами образовательных организаций ежемесячно проводятся методические совещания по вопросам реализации дорожных карт.
5. По результатам диагностики учителей, заявившихся на курсы повышения квалификации в 2021–2022 учебном году, спроектированы и успешно реализуются 6400 индивидуальных образовательных маршрутов педагогов.


Сборник научных трудов
104 6. Разработано более 30 рабочих тетрадей, методических пособий и электронных ресурсов, призванных научить педагога умению осуществить переход от одного уровня функциональной грамотности к другому.
Заключение
Развитие функциональной грамотности школьника возможно только в условиях комплексного подхода, включающего в себя и формирование системы работы коллектива школы по обеспечению конкурентоспособности школьников в контексте отечественных и международных измерений, и работу по совершенствованию компетентности учителя в вопросах развития функциональной грамотности, и повышение эффективности управления развитием функциональной грамотности обучающихся. Без наращивания профессионального потенциала педагогов, руководителей общеобразовательных организаций, руководителей муниципальных органов управления образованием Республики Татарстан мы не сможем говорить о конкурентоспособности наших школьников!
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   28

Список литературы
1. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4. Т.1(61).
2. Волкова О. В. Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI
Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Казань: Издательство Казанского университета, 2020.
3. Волкова О. В. Формирование готовности педагогов Республики
Татарстан к развитию читательской грамотности в контексте международной конкурентоспособности школьников // VIII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Казань: Издательство
Казанского университета, 2022.
4. Ковалева Г.
С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. 2019. Август.
№ 16.
5. Проведение исследования
PISA-2018 в
России.
URL: http://www.centeroko.ru/pisa18 6. Стратегия-2030:
Реальность и перспективы.
URL: http://dgng.pstu.ru/conf2016/papers/66/
7. Шайхелисламов
Р. Ф.
Модернизация управления развитием функциональной грамотности российских школьников в условиях международной конкуренции
//
VIII
Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Казань: Издательство
Казанского университета, 2022.

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
105 8. Шайхелисламов Р. Ф. Попасть в десятку: готовность регионов к реализации задач, связанных с формированием функциональной грамотности //
Вопросы образования. 2019. №4.
References
Basyuk V. S., Kovaleva G. S. Innovatsionnyy proyekt Ministerstva prosveshcheniya
«Monitoring formirovaniya funktsional'noy gramotnosti»: osnovnyye napravleniya i pervyye rezul'taty // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. № 4. T.1 (61).
Kovaleva G. S. Chto neobkhodimo znat' kazhdomu uchitelyu o funktsinal'noy gramotnosti // Vestnik obrazovaniya Rossii». 2019. Avgust. №16.
Provedeniye issledovaniya
PISA-2018 v
Rossii.
URL: http://www.centeroko.ru/pisa18
Shaykhelislamov R. F. Modernizatsiya upravleniya razvitiyem funktsional'noy gramotnosti rossiyskikh shkol'nikov v usloviyakh mezhdunarodnoy konkurentsii/
VIII Mezhdunarodnyy forum po pedagogicheskomu obrazovaniyu: sbornik nauchnykh trudov. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2022.
Shaykhelislamov R. F. Popast' v desyatku: gotovnost' regionov k realizatsii zadach, svyazannykh s formirovaniyem funktsional'noy gramotnosti // Voprosy obrazovaniya. 2019. №4.
Strategiya-2030:
Real'nost' i perspektivy.
URL: http://dgng.pstu.ru/conf2016/papers/66/
Volkova O. V. Diagnostika chitatel'skoy gramotnosti shkol'nikov v kontekste mezhdunarodnogo issledovaniya PISA // Perspektivy i prioritety pedagogicheskogo obrazovaniya v epokhu transformatsiy, vybora i vyzovov: VI Virtual'nyy
Mezhdunarodnyy forum po pedagogicheskomu obrazovaniyu: sbornik nauchnykh trudov. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2020.
Volkova O. V. Formirovaniye gotovnosti pedagogov respubliki tatarstan k razvitiyu chitatel'skoy gramotnosti v kontekste mezhdunarodnoy konkurentosposobnosti shkol'nikov
//
VIII
Mezhdunarodnyy forum po pedagogicheskomu obrazovaniyu: sbornik nauchnykh trudov. Kazan': Izdatel'stvo
Kazanskogo universiteta, 2022.


Сборник научных трудов
106
АКЦЕНТ НА МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ:
ОТ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПОВЫШЕНИЮ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Куликова Ирина Юрьевна, заведующий отделом координации деятельности общеобразовательных учреждений,
Управление образования администрации
Дмитровского городского округа Московской области
141800, Московская область. г. Дмитров, ул. Большевистская, д.7, e-mail: kulikovaupo@mail.ru
Аннотация. В статье представлен опыт работы по введению в основную общеобразовательную программу основного общего образования школ в рамках внеурочной деятельности курса по формированию функциональной грамотности, задания которого будут использоваться для формирования исследовательской компетентности, устойчивой мотивации к познанию и личностному развитию, оцениванию эффективности в подготовке учащихся.
Приводится пример использования результатов метапредметных региональных диагностических работ для оценки сформированности функциональной грамотности обучающихся.
Ключевые понятия: функциональная грамотность, компетентностный подход; исследовательская компетентность; метапредметное исследовательское задание; персонализация образовательного процесса.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно.
Так чему же учиться сегодня для успеха завтра? Нужна идея, метод, технология. Когда мы говорим об изменении роли учителя и содержания урока, то должны прежде всего говорить о новом содержании и новых инструментах достижения. В первую очередь, это изменение предметного содержания, акцент на метапредметной линии в обучении, развитие универсальных компетенций, повышение функциональной грамотности обучающихся [2].
На изложенного выше Управлением образования Дмитровского городского округа Московской области в 2021-2022 учебном году было принято решение о включении в основную общеобразовательную программу пяти общеобразовательных школ Дмитровского городского округа курса внеурочной деятельности «Красота рукотворная», разработчиками которого стали учителя школ, ставших пилотными для данного проекта. Изучение курса, по мнению его создателей, будет способствовать повышению уровня