ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
155 собираются сказать, – но только в том случае, когда тема их по-настоящему увлекает и сама дискуссия организована так, что выступить может каждый ученик.
Свобода высказывания напрямую зависит от доверия учеников по отношению к педагогу. А доверие, в свою очередь, складывается из непредвзятого и уважительного отношения учителей и учеников друг к другу.
Такие доверительные отношения могут сложиться при условии, что учитель спокойно и с пониманием относится не только к ошибкам учеников, но и к своим собственным оплошностям, к своему незнанию. Для этого он должен быть в целом очень уверенным в себе как человек и как профессионал. Тогда он может смело признаться в том, что он чего-то не знает, и взять паузу для того, чтобы подумать, подготовиться и дать взвешенный ответ.
Разумное, здравое отношение к ошибке – в том числе и к недочету в работе учителя – помогает улучшить атмосферу не только в классе, но и в педагогическом коллективе, да и в школе вообще. Например, совместная разработка и последующий анализ уроков не вызывают психологического дискомфорта и внутреннего сопротивления, если педагоги доверяют коллегам и руководству, чувствуют безопасность, отсутствие репутационных рисков в случае обнаружения несовершенств в их работе.
Пространство творческой инициативной пробы, тренировки, отработки навыка или испытания собственного изобретения необходимо как ученикам, так и учителям. Оно позволяет с меньшими потерями – то есть более эффективно – развивать умения и способы действия.
Рассмотрим для примера еще одно задание, включенное в открытый банк.
В задании № 7 блока заданий «Походы» [2] от учащегося требуется сопоставить два текста (текст поста в социальной сети и текст комментария) и выбрать нужный вариант ответа на вопрос о том, с какой идеей из текста
«Наболело» автор комментария под ником Гном спорит с помощью иронии.
Необходимым условием успешного выполнения такого задания является способность учитывать разные точки зрения. Надо отметить, что эта способность тесно связана с преодолением интеллектуального эгоцентризма, о котором писал Жан Пиаже [1], происходящим, как правило, у детей к 11-12 годам.
Однако вне зависимости от степени сформированности интеллектуальных действий, работать над развитием способности воспринимать информацию с учетом различных точек зрения необходимо на протяжении всего школьного обучения. И немаловажную роль в решении этой задачи может сыграть регулярное включение в уроки форм организации работы, позволяющих ученикам тренировать такую способность: различные обсуждения, дискуссии, задания, предполагающие формулирование собственных суждений и обмен мнениями, должны занимать существенную долю учебного времени. Надо сказать, что развитие способностей учеников работать с разными точками зрения не противоречит достижению основной цели обучения – формированию у школьников предметных компетенций. Для этого надо лишь, как написано выше, предлагать ребятам задания, не имеющие
Сборник научных трудов
156
однозначного или единственного решения, включать в урок групповую и парную работу и заранее планировать время, достаточное для полноценного обсуждения.
Зачастую заданий и вопросов, способных послужить источником полноценной дискуссии, в учебнике не найти. И тогда поиск и разработка подобных инструментов может стать одним из элементов системы внутришкольного профессионального развития педагогов, как и практика совместной разработки и анализа уроков и учебных занятий.
Очевидно, что для существенного позитивного изменения образовательного результата необходимо изменение в установках педагогов – переход от передачи некоего комплекса знаний к передаче культурного способа действия. Деятельностный формат уроков и учебных занятий создает возможности для формирования учебной самостоятельности и субъектной позиции учащегося в учебной деятельности. Не только формирование читательской грамотности, но и формирование личности эффективнее происходит в занятиях, предполагающих интерес, мотивацию и самостоятельность ученика, уважение, взаимное доверие и сотрудничество учащихся и педагогов.
В этом смысле задача формирования грамотностей – в том числе читательской грамотности как основополагающего элемента образовательного процесса – гармонично укладывается в целевую парадигму современного российского образования.
Урок, на котором интересно и учителю, и ученику, на котором не страшно высказаться и есть пространство для живых размышлений, способен дать мощный импульс развитию как учащегося, так и педагога – и способен изменить все образование.
Без такого урока – гибкого, творческого, интересного благодаря возможности проявить себя личностно – невозможно формирование рефлексии, оценочной компетентности, учебной самостоятельности, субъектной позиции учащегося, невозможно профессиональное развитие педагога и в конечном счете выполнение задач, стоящих перед системой образования, достижение целей всего российского образования в целом.
Список литературы
1.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр.]. М.:
Просвещение, 1969. 659 с.
2.
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». Банк заданий [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-9-
2021/%D0%A7%D0%93_9_%D0%9F%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1
%8B_%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82.pdf
(дата обращения
06.10.2022).
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
157
References
Piaget J. Izbrannye psikhologicheskie trudy / [per. s fr.]. M. : Prosveschenie,
1969. 659 s. [In Rus].
Setevoj kompleks inormatsionnogo vzaimodeistvija sub’ektov Rossijskoj
Federatsii v proekte «Monitoring formirovanija funktsional’noj framotnosti uchashchikhsja».
Bank zadanij
[Elektronnyj resurs].
URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-9-
2021/%D0%A7%D0%93_9_%D0%9F%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1
%8B_%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82.pdf (data obrashcheniya:
06.10.2022). [In Rus].
Сборник научных трудов
158
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА
УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Мамышева Ирина Юрьевна,
Почетный работник сферы образования
Российской Федерации, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Белёва
Тульской области»,
301530, Тульская обл., г. Белёв, ул. Пушкина, д. 25, e-mail: mamisheva.iu@yandex.ru
Аннотация. В статье описывается опыт использования в начальной школе приёмов смыслового чтения на уроках обучения грамоте, литературного чтения и математики. Показано, как в процессе применения предлагаемых приемов как можно использовать возможности интерактивной доски.
Ключевые слова: функциональная грамотность, приёмы смыслового чтения, «маркирование» текста, текстовая задача, интерактивная доска.
Читательская грамотность является одним из основных компонентов функциональной грамотности, которая нужна человеку для решения повседневных жизненных задач. В настоящее время чтение информационных текстов пронизывает практически все стороны нашей жизни и от того, научился ли младший школьник быть грамотным читателем, зависит его дальнейшее обучение и будущая успешность в жизни. Чтобы стать настоящим читателем художественных текстов, надо научиться думать во время чтения книги, и тогда книга станет «твоей», т.е. надолго останется в памяти. Но как научиться
«погружаться» в текст, чтобы он оживал в твоём воображении, а ты оказывался в центре описываемых писателем событий? Как научиться читать так, чтобы прочитанное заставляло задуматься о себе и об окружающем тебя мире, чтобы прочитанное смогло тебе помочь найти ответы на вопросы, которые ставит перед тобой жизнь? Как развивать у школьников читательскую грамотность, которая впоследствии станет залогом успешного формирования функциональной грамотности? В данной статье постараемся ответить как на вышеперечисленные вопросы, так и на вопрос: «Какие приёмы технологии смыслового чтения эффективны для формирования у младших школьников читательской грамотности».
Прежде чем приступить к описанию приёмов смыслового чтения, хотелось бы подчеркнуть, что на современном этапе развития технологий применение приемов работы с текстами на разных уроках проходит более эффективно при использовании интерактивной доски и программного обеспечения SMART Notebook. Это позволяет более активно вовлекать
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
159 учащихся в процесс обучения. Программное обеспечение SMART Notebook значительно упрощает и ускоряет процесс подготовки уроков и повышает результативность обучения. Когда учебный материал подаётся ученикам с помощью интерактивной доски, то он становится более наглядным, а, следовательно, понятным. Более того, нельзя представить себе процесс обучения без позитивного настроя, заинтересованного отношения учеников к предмету. Достичь этого помогают SMART-технологии, ведь их использование на уроке вместе с новейшими технологиями обучения делают урок соответствующим требования обновлённого ФГОС. SMART –технологии дают возможность ученикам и учителю работать в «ситуации успеха» от урока, развивать свои способности и профессиональное мастерство. Педагог, ведущий урок с помощью инновационного оборудования, обладает значительно большими возможностями учитывать конкретные возможности класса, более свободно отбирает и наглядно демонстрирует текст, схему, таблицу, модель, что способствует рациональному расходу времени учеников и учителя. По ходу урока учитель и ученики могут писать специальным маркером поверх изображения на доске. Это, в свою очередь, способствует усилению развивающего потенциала предмета, рационализации деятельности учащихся и педагога.
Начальная школа – это важный период в жизни каждого человека. В это время происходит встреча детей с их первой книгой для чтения – «Букварём» или «Азбукой». В период обучения грамоте учитель должен учить ребят читать осмысленно, т. е. думать над каждым прочитанным словом, чтобы впоследствии не столкнуться с такой ситуацией, когда после чтения ученик не может ответить на вопросы к тексту, потому что не понял его.
Хотелось бы поделиться с коллегами своим личным опытом по использованию приёмов технологии смыслового чтения на этом этапе обучения. Начнём с приёма «Уточнение значения слов». Современный первоклассник быстрее поймет значение слова, если увидит его на экране интерактивной доски. Я заранее печатаю такие слова на слайдах, подбираю к ним подходящие яркие иллюстрации, которые вначале скрыты за «шторкой».
«Шторка» – это инструмент программы SMART Notebook, позволяющий показывать или скрывать часть экрана. Особое внимание уделяю отработке произношения. Сначала слово произношу сама, затем слово произносят дети.
Эта работа особенно нужна слабым ученикам, которые плохо читают. Слово произносим хором по слогам, потом – целым словом согласно написанию, отчётливо проговариваем каждый звук. При необходимости по ходу чтения провожу дужки, точки, т.е. обозначаю дугой слог-слияние согласного и гласного звука, а точкой обозначаю согласный звук вне слияния. Пометки делаю инструментом интерактивной доски «перо». Это позволяет совершенствовать внимание детей и учить их самооценке проделанной работы.
При таком способе проверки написания слов первоклассники сами находят допущенные ими ошибки: пропуск или замену букв. В 1 классе на эту работу приходится тратить немало времени, зато потом ребёнок начинает сам
Сборник научных трудов
160
использовать данный алгоритм, постепенно сворачивая его (без расстановки дужек, точек). Воображаемые дужки, точки он теперь проводит пальцем (т.е. делает соответствующие движения указательным пальцем) ниже слова при проверке его написания. Мы с ребятами этот приём используем в игре, которую называем «Печатная машинка». Повторение слова за учителем, наблюдение зрительного образа слова, движения пальцев и речевого аппарата ребёнка остаются в его памяти. Постепенно первоклассник начинает быстрее и правильнее читать. Следовательно, проведённая таким способом словарная работа является фундаментом для начала активной работы по формированию читательской грамотности и даёт хорошие результаты.
Важно во время чтения развивать у учеников исследовательский подход к решению проблем, чтобы дети привыкали самостоятельно думать и не боялись выдвигать предположения, гипотезы. Например, не все дети знают значение слова «плотник». Ребята, как правило, отвечают по-разному, озвучивая свои предположения. «Давайте узнаем точное значение слова «плотник», чтобы понять, чья гипотеза подтвердилась. Кто выйдет к доске?» – спрашивает учитель. Тут от желающих нет отбоя, ведь каждому хочется открыть шторку, за которой спрятан рисунок, иллюстрирующий значение слова. Потом вытянуть
«язычок», на котором напечатано слово. «Язычок» – это объект, который скрыт за краем слайда, но его можно перетаскивать на слайд. Составление звуковой модели слова из перемещаемых по слайду схем-слогов – одно из любимых занятий моих учеников. Интерактивная доска расширяет возможности приёма
«Уточнение значения слов», делает словарную работу интересной, что в свою очередь активизирует познавательную активность учеников.
Приём «Характеристика героев» помогает понять поступок героя, сформулировать основную мысль текста. На интерактивной доске ребята устанавливают соответствие между именем героя и словом-характеристикой, проводя стрелки. При этом ребёнок читает все имеющиеся на слайде слова, чтобы выбрать подходящие. А как известно, чем больше читает ребёнок, тем он лучше читает.
Приём «Диалог с автором через текст» позволяет заглянуть вглубь текста, понять его смысл, установить причинно-следственные связи. Наши наблюдения показали, что, когда ребёнок задаёт вопрос по ходу чтения, это говорит о том, что он думает, а не просто механически читает. В период обучения грамоте можно в определенные места текста, который будет демонстрироваться на интерактивной доске, внести особые метки в виде заглавной буквы «В»
(вопрос). Эта метка указывает, что в этом месте надо задать вопрос автору.
Метка в виде буквы «О» (ответ) говорит о том, что здесь надо ответить на вопрос. Метка в виде буквы «Г» (гипотеза) говорит о том, что нужно высказать предположение, гипотезу. Метка в виде буквы «П» (проверка) предполагает, что в этом месте следует проверить своё предположение, т.е. внимательно прочитать. Приведём пример диалога с автором текста с помощью меток на примере рассказа В. Бианки «Первая охота». Ящерка сидела на камне, глаза
закрыла «В» (Вопрос к автору – Почему ящерка закрыла глаза?), грелась на