ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник научных трудов
168
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
СОТРУДНИКОВ ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Научные статьи
1. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А.,
Чабан Т. Ю. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 155–180.
2. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А.,
Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34–57.
3. Кузнецова М. И. Международное сравнительное исследование PIRLS: возможности использования результатов для совершенствования читательской грамотности российских младших школьников // Отечественная и зарубежная педагогика 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 18–28.
4. Рябинина Л. А., Чабан Т. Ю. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1,
№ 4 (61). С. 236–247.
Учебные пособия
5. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1 /
[Г. С. Ковалёва, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова, Т. Ю. Чабан, М. И. Кузнецова,
Ю. Н. Гостева]; под ред. Г. С. Ковалёвой, Л. А. Рябининой. М., СПб.:
«Просвещение», 2021. 63 с. (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
6. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2 /
[Г. С. Ковалёва, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова, Т. Ю. Чабан, М. И. Кузнецова,
Ю. Н. Гостева]; под ред. Г. С. Ковалёвой, Л. А. Рябининой. М., СПб.:
«Просвещение», 2021. 79 с. (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
7. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1 /
[Г. С. Ковалёва, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова, М. И. Кузнецова,
Ю. Н. Гостева]; под ред. Г. С. Ковалёвой, Л. А. Рябининой. М., СПб.:
«Просвещение», 2021. 127 с. (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
8. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2 /
[Г. С. Ковалёва, Л. А. Рябинина, Т. Ю. Чабан]; под ред. Г. С. Ковалёвой,
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
169
Л. А. Рябининой. М., СПб.: «Просвещение», 2021. 93 с. (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
Сборник научных трудов
170
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 28
РАЗДЕЛ 3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ МАТЕМАТИКУ ВОКРУГ СЕБЯ?
Горбатовская Ирина Леонидовна, учитель математики и информатики,
МАОУ «Гимназия №1», 662500 г. Сосновоборск, e-mail: irina-gorbatovskaya@yandex.ru
Тяглова Елена Григорьевна, кандидат физико-математических наук, доцент научно-методического отдела, заместитель первого проректора,
КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»,
660079, г. Красноярск, e-mail: tyaglova@kipk.ru
Васильева Рита Леонидовна, старший преподаватель
Центра математического образования
КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»,
660079, г. Красноярск, e-mail: vasilieva.rita@kipk.ru
Аннотация. В статье представлена система работы педагога по формированию математической грамотности у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Ключевые
слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, международное исследование PISA, задания для формирования математической грамотности.
Non vitae, sed scholae discimus
Не для жизни, а для школы мы учимся.
Упрек Сенеки
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
171
В работе учителя есть много всего, на что необходимо обращать внимание. В фокусе, помимо выполнения программы, - подготовка к итоговой аттестации, ВПР, формирование функциональной грамотности и т.д. Где найти время, чтобы этим заниматься? Каким образом надо перестроить процесс обучения? В этой статье мы представим систему работы учителя гимназии № 1 города Сосновоборска Красноярского края Горбатовской Ирины Леонидовны.
Понятие «математическая грамотность» возникло в контексте международного сравнительного исследования PISA. В нашей стране к данному исследованию возник пристальный интерес в связи с задачей, поставленной президентом В. В. Путиным в майском указе 2018 года: «Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Если рассмотреть подробно определение математической грамотности, то заложенные в нём метапредметные умения формируются в школьной программе при обучении решению текстовых задач. Отличительной чертой заданий, направленных на формирование и оценивание математической грамотности, является описание ситуации в контексте, приближенном к реальной жизни. Для решения такой задачи необходимо сначала преобразовать её в математическую задачу, решение которой уже не вызывает сложности у большинства учащихся, так как именно математические задачи учащиеся решают на уроках математики школьного курса.
Чем чаще дети будут стакиваться с реальными проблемами, при решении которых используются знания, полученные на уроках, тем активнее они их будут стремиться получать. Кроме того, урок не будет скучным, а учитель становится наставником, соратником в поиске решения. И тогда уже снимается вопрос поддержания дисциплины, ведь люди, которые совместно решают общую проблему, переходят на новый уровень общения, где нет места замечаниям, упрёкам, понуканиям. У детей появляется шанс проявить творчество, нестандартность мышления, развить навыки общения, умение представлять и отстаивать свою точку зрения, оценивать предложения одноклассников.
Программа по математике подвергается постоянной корректировке, объём содержания систематически растёт, а вот количество часов в учебном плане, к сожалению, нет, поэтому учителя обеспокоены тем, как при 5 часах в неделю выполнить все требования к результатам обучения и ещё дополнительно сформировать математическую грамотность.
Для ответа на данный вопрос Ирина Леонидовна использует, например, уроки открытия новых знаний. При изучении новой темы она вводит математический инструментарий с помощью проблемы, для решения которой его требуется применить. Сами проблемы подбираются из повседневной жизни, достижений науки, профессионального опыта.
Рассмотрим пример. Во многих школах ещё сохранилась традиция, когда именинник раздаёт одноклассникам в день своего рождения сладости. В пятом классе зачастую родители уже привлекают детей к планированию бюджета,
Сборник научных трудов
172
учат обращаться с карманными деньгами, поэтому тему «Округления и прикидки» можно начать со следующей задачи:
У Вити есть 1,5 тысячи рублей. На свой день рождения он хочет
угостить каждого из 30 своих одноклассников шоколадкой. Одна шоколадка
стоит 49,9 р. Узнав это, Витя сразу сообразил, что денег ему хватит. Как, по
вашему мнению, он смог это быстро определить?
Учащиеся быстро дают ответ на вопрос, а потом совместно с учителем восстанавливают последовательность их размышлений и действий, чтобы на математическом языке сформулировать правило прикидки результата. Таким образом, математическое правило становится не навязанным неизвестно откуда появившимся знанием, а практическим умением, облачённым в научную форму. Поиск областей применения этого знания в жизни облегчает работу над понятием.
Работа со следующей задачей учит внимательно читать информацию, анализировать соответствие её реальной ситуации:
Продавец на рынке записал под каждым арбузом их вес: 0,98 кг; 12,1 кг;
102,5 кг; 8,06 кг. Мог ли он допустить ошибку в записи?
В условии этой задачи описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание её личностной значимости.
Также задачи, направленные на формирование или оценивание математической грамотности, используются при закреплении изученной темы.
Варианты могут быть различными: представить учащимся готовую задачу для решения или предложить составить и решить свою собственную задачу, но используя изученный предметный материал.
Составление задач, содержащих ситуации в контексте, приближенном к реальной жизни, проходит несколько этапов. В 5–6 классах такие задачи составляются совместно с учителем прямо на уроке. Отправной точкой является материал, подготовленный учителем, посвященный какой-либо проблеме. Например, закрепляя изучение действий с десятичными дробями,
Ирина Леонидовна предложила ознакомиться с текстом о значимости присутствия в ежедневном рационе человека (и особенно подростка) витамина С.
Витамин С является важным питательным веществом, необходимым
для оптимального здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Он играет
важнейшую роль во многих физических функциях и биохимических реакциях
организма вашего ребенка. Витамин отвечает за зрение, кожу, сокращает
длительность заболеваний. Он важен для поддержания здоровой иммунной
системы, повышения усвоения железа и выработки коллагена – самого
распространенного белка в организме человека.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
173
К сожалению, наш организм не может производить витамин С
самостоятельно. Следовательно, его необходимо получать из продуктов
питания, потребляемых каждый день.
Суточная норма витамина С для детей:
до года – нежелательно, достаточный объем витамина присутствует в
грудном молоке;
от 1 года до 3 лет – 15 мг/сут. (максимум 400 мг/сут.);
от 3 до 8 лет – 25 мг/сут. (предел 600 мг/сут.);
от 8 до 13 лет – 45 мг/сут. (не больше 1200 мг/сут.);
с 13 и старше – 75 мг/сут. (верхний порог 1800 мг/сут.)
Таблица продуктов с большим содержанием витамина С
Учитель предложила сформулировать вопросы по изложенной проблеме, ответы на которые потребовали бы использование умения выполнять арифметические действия с десятичными дробями. Вот что получилось в результате у ребят:
Вопрос 1. На завтрак Яша привык потреблять половину суточной нормы
витамина С. Его любимым блюдом является смузи из свежих фруктов и
овощей. Какие три ингредиента по 100 граммов каждого вы бы посоветовали
Яше для приготовления смузи?
Вопрос 2. На обед Яша съел 400 г манго. Порекомендуйте, какие овощи и
фрукты он может съесть на ужин, чтобы употребить за день максимальную
для его возраста норму витамина С?
Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся формулировали задачу на языке математики, применяли имеющиеся математические знания, интерпретировали полученные математические результаты в контексте представленной ситуации, то есть осуществляли все этапы работы с текстовой задачей.
Ещё одним способом научить детей составлять задачи, представленные в контексте реальной жизненной ситуации, является групповое составление задач, с последующим представлением классу и возможностью совместной
Сборник научных трудов
174
корректировки, доработки. Прежде чем составлять задачи, Ирина Леонидовна предлагает следующий набор критериев, которым должна соответствовать задача:
- в задаче описана жизненная ситуация (причём ситуация может быть представлена в реальном или выдуманном мире);
- приветствуется, если задача содержит данные, представленные в различных формах (текст, таблица, рисунок и т.п.);
- ответ на вопрос задачи требует применения математических рассуждений, знаний из различных разделов математики.
Составление таких задач можно использовать в качестве творческого домашнего задания. Как оказалось, содержательный аспект составленных задач, меняется не только в зависимости от возраста, но и от поколения детей.
Вот, например, задачи пятиклассников 2016 г. и 2022 г.
2016 г.
2022 г.
Зубная Фея за неделю собрала 32 молочных зуба, что составило 40% от всех зубов, собранных Феей за месяц.
За каждый зуб она оставляла под подушкой одну монету. Сколько всего монет она раздала ребятам?
За 3 дня соревнований гимнастке нужно похудеть на 1 кг. За первый день она похудела на 0,35 кг, за второй – на 0,4 кг. Сколько ещё веса нужно сбросить гимнастке за 3 день?
Конечно же, многое зависит и от самих детей. С возрастом их интересы меняются. Вот, например, история интересов одного класса в задачах:
5 класс.
Винтик и Шпунтик изобрели самокат, вес которого составляет 130%
от общего веса Винтика и Шпунтика. Сможет ли кто-нибудь из них
прокатиться на самокате самостоятельно, если Винтик весит 1,8 кг,
Шпунтик – 2,2 кг, а разница в весе самоката и водителя не должна
превышать 65%?
6 класс.
В сети магазинов «Командор» скидка на
пляжный зонт составила 15%. До акции «Привет,
лето» он стоил 799 рублей, после акции в рекламном
буклете его цена составила 699 рублей. Верно ли была
произведена переоценка стоимости зонта по акции?