Файл: Сборник научных трудов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сборник научных трудов
42
План мероприятий на следующий учебный год включает комплекс мер регионального, муниципального и локального уровня по устранению выявленных в прошедшем году дефицитов в формировании компетенций функциональной грамотности, а именно:
- включить дополнительные тематические модули в образовательные программы предметов по формированию функциональной грамотности обучающихся;
- скорректировать учебные планы образовательных организаций, планы методических объединений с учетом организации работы по устранению дефицитов;
- организовать системную работу по индивидуализации образовательной траектории обучающихся, имеющих низкий уровень функциональной грамотности по предмету, или по совокупности учебных предметов;
- методическим объединениям педагогов изучить региональные и федеральные рекомендации по повышению качества формирования функциональной грамотности обучающихся (эффективные дидактические разработки, управленческие практики);
- обеспечить информационную открытость хода проведения оценочных процедур в течение учебного года;
- муниципальным управлениям образования организовать систему контроля достоверности показателей образовательных организаций по оценке функциональной грамотности обучающихся.
Развитие региональной системы формирования функциональной грамотности обучающихся является стратегическим приоритетным направлением обеспечения качества общего среднего образования в
Московской области. Межведомственное взаимодействие по реализуемым планам на основе аналитики статистических данных оценочных процедур и целесообразное их использование – ключевой ресурс эффективного развития региональной системы формирования функциональной грамотности обучающихся.
Список литературы
1. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования) [Электронный ресурс] // Тезисы, которые обсуждались на заседании Президиума РАО 27 июня
2018 года. URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/News/1806/Президиум_РАО_27_06_2018_
Ковалева_1.pdf (дата обращения: 25.05.2022).
2. Кравцов С. С., Музаев
А. А. Основные подходы к анализу результатов национальных исследований качества образования // Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 9-15.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2022). URL:


«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
43 https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/?ysclid=l8ngmx9n83235021432
(дата обращения: 29.09.2022).
4. Федеральный закон от 21.07.2014 №256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».
URL: https://www.zakonrf.info/doc-33034304/ (дата обращения: 23.09.2022).
References
Kovaleva G. S. Vozmozhnye napravleniya sovershenstvovaniya obshchego obrazovaniya dlya obespecheniya innovacionnogo razvitiya strany (po rezul'tatam mezhdunarodnyh issledovanij kachestva obshchego obrazovaniya) [Elektronnyj resurs] // Tezisy, kotorye obsuzhdalis' na zasedanii Prezidiuma RAO 27 iyunya 2018 goda.
URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/News/1806/Prezidium_RAO_27_06_2018_K
ovaleva_1.pdf (data obrashcheniya: 25.05.2022).
Kravcov S. S., Muzaev A. A. Osnovnye podhody k analizu rezul'tatov nacional'nyh issledovanij kachestva obrazovaniya // Pedagogicheskie izmereniya.
2018. № 1. S. 9-15.
Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj
Federacii» (s izm. i dop., vstupivshimi v silu s 01.09.2022). URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/?ysclid=l8ngmx9n83235021432
(data obrashcheniya: 29.09.2022).
Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 №256-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam provedeniya nezavisimoj ocenki kachestva okazaniya uslug organizaciyami v sfere kul'tury, social'nogo obsluzhivaniya, ohrany zdorov'ya i obrazovaniya».
URL: https://www.zakonrf.info/doc-33034304/ (data obrashcheniya: 23.09.2022).

Сборник научных трудов
44
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7
КЛАССОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Евдокимова Людмила Анатольевна, проректор по учебно-методической работе,
Калининградский институт развития образования,
236016, г. Калининград, ул. Томская, д. 19, e-mail: evdokimova012008@mail.ru
Зеленцова Вероника Александровна, кандидат химических наук, заведующий кафедрой общего образования,
Калининградский институт развития образования
236016, г. Калининград, ул. Томская, д. 19, e-mail: bepoinka@bk.ru
Колчина Татьяна Александровна, методист кафедры общего образования,
Калининградский институт развития образования,
236016, г. Калининград, ул. Томская, д. 19, e-mail: 31072002@mail.ru
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Аннотация. В статье подчеркивается необходимость изменений в образовательном процессе через повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации, инициатив, развитие функциональной грамотности обучающихся.
Показана необходимость обучения педагогов образовательных организаций основам формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся, введения в образовательный процесс заданий по функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, образование, развитие, результаты, повышение квалификации.
Введение
Педагог – ключевая «фигура» в педагогической системе. Именно педагог сначала пропускает через себя все изменения, обновления системы образования, а затем воспитывает, обучает, формирует мировоззрение подрастающего поколения, аккумулирует опыт и передает его своим ученикам, тем самым во многом определяя перспективы развития общества.
Дети ХХI века – это дети, родившиеся и живущие в новой информационной цифровой цивилизации, которая пришла на смену индустриальной эпохе [1]. Репродуктивное традиционное обучение, основанное

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
45 на знаниевом центрическом подходе, до сих пор можно увидеть на уроке, но оно уже не воспринимается современными «оцифрованными» школьниками. В то же время, если обернуться назад, то можно отметить, что еще в дореволюционной России было широко распространено метапредметное обучение.
На уроках использовались такие формы организации образовательного процесса, как уроки - споры, обсуждения, диспуты, семинары, беседы и др. Затем знаниевый компонент предмета вышел на первое место по значимости, но… из урока не исчезла полностью метапредметная составляющая. Метапредметные умения, а с ними и функциональная грамотность, не могут быть оторванными от предмета, это часть предмета, это
«надстройка» над предметом. Сегодня важно обеспечивать обучающихся предметными знаниями и способствовать развитию у них умений систематизировать, обобщать, анализировать информацию, применять свои знания для решения практических жизненных задач и рефлексировать свою деятельность. Эти умения являются составными элементами функциональной грамотности учащихся.
Как известно, основной характеристикой сформированности функциональной грамотности является овладение учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих школьникам эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе жизнедеятельности, в социуме [3].
Развитие функциональной грамотности – вектор совершенствования и обновления образования, но при этом полностью коррелирующий с системно- деятельностным подходом. А системно-деятельностный подход, в свою очередь, это методологическая основа ФГОС, который уже более 10 лет реализуется в образовательных организациях. Функциональная грамотность рассматривается как ключевая база для развития компетентности и каждый выпускник школы должен уметь решать профессионально практико- ориентированные задачи [5].
Функциональная грамотность – способность человека вступать во взаимодействие с окружающим миром и максимально быстро адаптироваться, синхронизироваться и функционировать в нем. В отличие от элементарной грамотности, которая прдставляе тсобой способность личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Основными направлениями функциональной грамотности являются: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальная компетентность и креативное мышление.


Сборник научных трудов
46
В 2021 году в Калининградской области было проведено диагностическое исследование сформированности функциональной грамотности у обучающихся
7 классов.
Исследование проводилось в рамках инновационного проекта
Министерства просвещения
Российской
Федерации
«Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся». В исследовании принимали участие 11 067 обучающихся 7 классов из 162 образовательных организаций г. Калининграда и Калининградской области.
Цель исследования – оценка уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 7 классов по основным направлениям.
Контрольно-измерительные материалы содержали задания, диагностирующие сформированность читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также таких направлений, как «глобальные компетенции» и «креативное мышление».
Отметим, что в регионе методистами Калининградского областного института развития образования ежемесячно проводятся мероприятия для педагогов региона (семинары, «круглые столы», встречи профессиональных сообществ), где обсуждаются актуальные вопросы образования, в том числе и функциональной грамотности. На сегодняшний день Институт развития образования реализует 5 программ повышения квалификации для педагогов, направленных на развитие функциональной грамотности. Три из них входят в
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования и направлены на развитие естественно-научной грамотности, финансовой грамотности и функциональной грамотности в целом
– «Формирование и оценка функциональной грамотности младших школьников» для учителей начальных классов. Программа «Способы формирования функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных организаций» была разработана для педагогов всех категорий.
Программы разработаны в 2021–2022 годах. Наиболее активно педагоги
Калининградской области прошли обучение по программам, направленным на развитие финансовой грамотности (437 педагогов), что несомненно принесло уже первые результаты: показатели мониторинга в части сформированности финансовой грамотности самые высокие.
Современные дети выросли в условиях уже изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми особенностями. Для современного человека актуальны: работа с большими объемами данных, быстрое освоение социального опыта и приобретение практико-ориентированных навыков, умение работать в условиях многозадачности [4].
Учитель находится в центре образовательного процесса. В образовании сегодня много новшеств, изменений и преобразований. Невозможно достичь желаемых преобразований образовательной практики без изменения и развития


«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
47 профессиональных и личностных компетенций учителя, без изменения характера взаимодействия педагога и учащегося [2].
Статистические данные, полученные в ходе проведенного регионального мониторинга в части развития функциональной грамотности, свидетельствуют о недостаточном уровне владения функциональной грамотностью обучающимися общеобразовательных организаций Калининградской области.
Средняя результативность по региону составила 37 % выполнения заданий от общего объема работы. Данные по сформированности читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальных компетенций и креативного мышления у обучающихся региона представлены в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1
Данные по сформированности читательской, математической,
естественно-научной, финансовой грамотности, глобальных компетенций
и креативного мышления
Успешность выполнения
диагностической работы
(средний балл в %
от максимального)
ФГ, % ЧГ, %
МГ,
%
ЕНГ,
%
ФНГ,
%
ГК,
%
КМ,
%
Калининградская область
37,0 45 23 28 59 31 32
Из данных, представленных в вышеуказанной таблице и на рисунке 1, видно, что обучающиеся Калининградской области показали наилучшую результативность выполнения заданий по двум направлениям функциональной грамотности: финансовой грамотности (59%
от максимального балла), читательской грамотности (45% от максимального балла).
Самые низкие результаты – по математической грамотности (23%
от максимального балла) и естественно-научной грамотности (28%
от максимального балла).
В целом, показатели результативности отражают невысокую успешность выполнения диагностической работы.
Становится очевидным, что в ходе уроков различных предметов и внеурочных занятиях задания по функциональной грамотности мало востребованы и недостаточно используются. Это вполне объяснимо.
Современные УМК по всем предметам, как бы это не было странным, критически мало содержат заданий по функциональной грамотности, а также заданий, коррелирующих с заданиями ГИА. Этот факт создает дополнительные трудозатраты при подготовке к уроку. Учитель вынужден дополнительно затрачивать время на поиск подходящих заданий в открытых источниках, либо разрабатывать задания самостоятельно.