ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник научных трудов
48
Рис. 1. Результативность выполнения диагностической работы
Процентное распределение результативности выполнения диагностической работы обучающимися по уровням сформированности функциональной грамотности представлено на рисунке 2. Можно условно разделить количественные результаты выполнения работы на пять уровней: высокий, повышенный, средний, низкий и недостаточный, характеризующий минимальные неудовлетворительные результаты.
Около 15% обучающихся Калининградской области продемонстрировали недостаточный уровень владения функциональной грамотностью. Чуть больше трети (34%) обучающихся продемонстрировали низкий уровень, средний уровень – 40%, повышенный – 10%, высокий – 1%.
Рис. 2. Распределение результативности выполнения диагностической работы
обучающимися по уровням сформированности функциональной грамотности
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что практически половина (49%) обучающихся овладели функциональной грамотностью на неудовлетворительном и низком уровнях. Отметим, что учитель по-прежнему использует такие разновидности организации урока, как урок-экскурсия, урок- семинар, беседы. Никуда не исчезали парная и групповая работы на уроке и во внеурочной деятельности. В ходе уроков обучающиеся сталкиваются с решением творческих заданий, решением проблем, кейсов, квестов. Все это
45,0 23,0 28,0 59,0 31,0 32,0 0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0
Результативность выполнения диагностической работы
КМ
ГК
ФНГ
ЕНГ
МГ
ЧГ
15 34 40 10 1
Недостаточный
Низкий
Средний
Повышенный
Высокий
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
49 безусловно способствует развитию функциональной грамотности, но, как показывает результативность написания диагностической работы, в недостаточной степени.
Вторая половина обучающихся
(51%), продемонстрировали овладение функциональной грамотностью на среднем
(40%), повышенном (10%) и высоком (1%) уровнях. При формировании как предметных знаний, так и функциональной грамотности требуется системность. Функциональная грамотность должна стать неотделимой составляющей урока, частью урока. Это позволит достигнуть более высоких результатов, отражающих качественно сфомированность метапредметных умений.
Результативность выполнения заданий функциональной грамотности в разрезе различных категорий образовательных организаций, принимавших участие в мониторинге, представлена на рисунке 3.
Традиционно считается, что обучающиеся из больших городов в среднем стабильно демонстрируют результаты выше, чем школьники из поселковых школ или школ городов с малочисленным населением. Действительно, нализируемая статистика подтверждает данное мнение. Причинами тому могут быть кадровые проблемы, удаленность школы от административного центра, отсутствие адресной поддержки со стороны администрации и методических служб муниципалитета, отсутствие финансовых и материальных благ для обеспечения образовательного процесса на качественно высоком уровне.
Рис. 3. Результативность выполнения заданий функциональной грамотности по
уровням
По всем уровням результативности выполнения заданий функциональной грамотности результаты поселковых школ несколько ниже, чем результаты школ малых городов. В свою очередь, результаты школ малых городов по всем уровням ниже, чем результаты школ административного центра
Калининградской области
– г.
Калининграда.
Отметим, что в общеобразовательных организациях города
Калининграда показатели сформированности функциональной грамотности на среднем, повышенном и высоких уровнях выше средних региональных показателей.
15,0 14,0 15,4 17,4 34,0 32,4 35,1 37,9 40,0 41,3 39,9 37,7 10,0 11,2 8,9 6,9 1,0 1,1 0,7 0,2
-60,0
-40,0
-20,0 0,0 20,0 40,0 60,0
Регион
Город Калининград
Малые города
Поселковые школы
Распределение результативности выполнения заданий функциональной грамотности по уровням
Недостаточный %
Низкий %
Средний %
Повышенный %
Высокий %
Сборник научных трудов
50
Ниже представлены результаты, выводы и рекомендации по отдельным направлениям функциональной грамотности.
Читательская грамотность. Оценка читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности сосредоточена на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, осмысление содержания и формы текста. Уровень читательской грамотности обучающегося представляется через выполнение заданий, включающих несколько характеристик: содержание (типы текстов), проверяемые виды деятельности и ситуации, в которых читаются письменные тексты за пределами общеобразовательной организации.
Распределение результативности выполнения заданий читательской грамотности представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Результативность выполнения заданий читательской грамотности
Статистические данные на рисунке 4 демонстрируют наиболее высокие показатели сформированности читательской грамотности у обучающихся образовательных организаций города Калининграда. Да, действительно, этот показатель выше регионального. Однако, если обратить внимание на количество обучающихся, продемонстрировавших решение заданий на читательскую грамотность на качественно хорошем уровне, то можно сделать вывод о недостаточном овладении даже школьниками г. Калининграда читательской грамотностью. Наибольший показатель характеризует долю обучающихся в 46% и это говорит о том, что и половина обучающихся административного центра региона не в полной мере справляются с заданиями читательской грамотности.
Математическая грамотность. Структура задач для исследования математической грамотности включает три элемента: мыслительная и аналитическая деятельность, необходимая для того, чтобы выяснить причинно- следственную связь контекста с математическим содержанием, требуемым для её решения; предметное содержание математического образования; контекст, в
37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Регион
Город Калининград
Малые города
Поселковые школы
Читательская грамотность, %
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
51 котором представлена проблема. Все задания по функциональной грамотности имеют жизненный аспект, практическую применимость в жизненных ситуациях, в быту. Математические задания – не исключение. Контекст заданий связан с ситуациями, отражающими разнообразные аспекты окружающей жизни человека и требующими математических знаний и / или непосредственно математических вычислений. Выделены и используются 4 категории контекстов, близкие обучающимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование / профессиональная деятельность и научная деятельность.
Результативность выполнения заданий математической грамотности в разрезе различных категорий образовательных организаций, принимавших участие в мониторинге, представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Результативность выполнения заданий математической грамотности
Графическая визуализация статистических данных, изображенных на диаграмме 5, показывает, что владение математической грамотностью на критически низком уровне характеризует результаты обучающихся поселковых школ, что опять же может указывать на образовательное неравенство условий обучения и подтверждать некоторое неравенство возможностей обучающихся.
Но, с другой стороны, все обучающиеся региона выполнили правильно менее
25% объема предложенных заданий, что сигнализирует о наличии проблемы не только в поселковых школах, но и школах региона в целом.
Естественно-научная грамотность. Результативность выполнения заданий естественно-научной грамотности в разрезе различных категорий образовательных организаций, принимавших участие в мониторинге, представлена на рисунке 6.
23,00 23,00 23,00 21,00 20,00 20,50 21,00 21,50 22,00 22,50 23,00 23,50
Регион
Город Калининград
Малые города
Поселковые школы
Математическая грамотность, %
Сборник научных трудов
52
Рис. 6. Результативность выполнения заданий естественно-научной грамотности
Группу образовательных организаций г. Калининграда характеризуют наибольшие показатели результативности выполнения заданий естественно- научной грамотности по региону.
Отметим, что в 2021 году методистами Калининградского областного института развития образования разработана программа повышения квалификации для учителей химии и биологии «Решение задач PISA в содержании естественно-научных предметов». Данная программа входит в
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования. Обучение по данной программе прошли в течение двух лет преимущественно учителя химии и / или биологии г. Калининграда.
В небольших областных школах в течение нескольких лет открываются образовательные центры естественно-научного направления «Точка роста».
Работа центров направлена на подготовку школьников по естественно- научному профилю. Их открытие предусмотрено федеральным проектом
«Современная школа», входящим в национальный проект «Образование».
Обучающиеся данных школ имеют возможность повысить уровень знаний по программам основного общего и дополнительного образования естественно- научной направленности с использованием современного оборудования.
Интенсивная, продуктивная работа обучающихся в центрах должна поспособствовать увеличению результативности выполнения заданий естественно-научной грамотности, обеспечив более качественное освоение обучающимся содержания школьного курса естественно-научных предметов и базовых основ функциональной грамотности в целом.
Финансовая грамотность. Финансовая грамотность – это единственное направление функциональной грамотности, результативность выполнения заданий которого в регионе выше 50%. Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминалогии, понятий и финансовых рисков, а также навыки, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
24,00 24,50 25,00 25,50 26,00 26,50 27,00 27,50 28,00 28,50
Регион
Город Калининград
Малые города
Поселковые школы
Естественно-научная грамотность %
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
53 финансового благосостояния личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Результативность выполнения заданий финансовой грамотности в разрезе различных категорий образовательных организаций, принимавших участие в мониторинге, представлена в таблице 2 и диаграмме 7.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28
Таблица 2
Результативность выполнения заданий финансовой грамотности в
разрезе различных категорий образовательных организаций,
принимавших участие в мониторинге
Рис. 7. Результативность выполнения заданий финансовой грамотности
По четырем направлениям функциональной грамотности в общеобразовательных организациях города
Калининграда показатель сформированности умений и освоения базовых знаний по функциональной грамотности выше регионального. При этом показатель по финансовой грамотности самый высокий из шести направлений функциональной грамотности.
В последнее десятилетие финансовая грамотность подрастающего поколения признана жизненно важной составляющей стандартов XXI века, позволяющей принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, адаптироваться и использовать новые постоянно усложняющиеся финансовые системы, грамотно преодолевать возникающие экономические и финансовые проблемы, влияющие на личную жизнь человека. Начиная с первого класса, уже в школьном буфете или столовой, ученику просто необходимо применять знания финансовой грамотности и математической.
52,00 53,00 54,00 55,00 56,00 57,00 58,00 59,00 60,00 61,00
Регион
Город Калининград
Малые города
Поселковые школы
Финансовая грамотность %
Финансовая грамотность (%)
Город Калининград
60,70
Регион
59,00
Малые города
58,94
Поселковые школы
55,66
Сборник научных трудов
54
Отметим, что ГАУ КО ДПО «Институт развития образования» реализует для педагогов две программы повышения квалификации, направленные на развитие финансовой грамотности.
В рамках повышения финансовой грамотности педагогических кадров в
2021 году сотрудниками кафедры общего образования Калининградского областного института развития образования была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся общеобразовательных организаций в контексте международного исследования PISA», которая предназначена для педагогических работников, реализующих образовательную деятельность на уровне школьного образования и внедряющих в практику образовательные программы в области повышения финансовой грамотности обучающихся.
Данная программа входит в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования. По программе ДПП
ПК «Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся общеобразовательных организаций в контексте международного исследования
PISA» (16 часов) в 2021 году обучено 137 учителей общеобразовательных организаций Калининградской области.
По программе «Эффективные приемы и методы формирования финансовой грамотности у студентов ПОО в контексте международного исследования PISA» в 2021 году было обучено 300 преподавателей средних профессиональных образовательных организаций.
Очевидно, что большая масштабность обучения педагогов финансовой грамотности позволила достичь по данному направлению высоких показателей.
Обучение финансовой грамотности детей начинается с дошкольных образовательных организаций, что также поспособствовало получению обучающимися хороших результатов по данному направлению функциональной грамотности, обеспечив преемственность.
Глобальные компетенции. Существуют отличительные особенности формирования заданий на проверку сформированности глобальных компетенций: у обучающихся: наличие опоры на предметное содержание, но отсутствие единственного предмета как основы формирования и оценки глобальных компетенций; отсутствие однозначного единственно правильного ответа в ряде заданий; наличие проблем, связанных с «измерением» поведенческих элементов глобальной компетентности и ценностной направленности. Они рефлексируются школьниками при выполнении заданий, но не оцениваются в привычной системе.
Результативность выполнения заданий, проверяющих сформированность глобальных компетенций в разрезе различных категорий образовательных организаций, принимавших участие в мониторинге, представлена в таблице 3 и на рисунке 8.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
55
Таблица 3
Результативность выполнения заданий, проверяющих
сформированность глобальных компетенций
Рис. 8. Результативность выполнения заданий, проверяющих сформированность
глобальных компетенций
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что обучающиеся
Калининградской области хорошо умеют отличать глобальные компетенции от других. Познавательные умения, заложенные в содержательную рамку основания глобальных компетенций, требуют дальнейшего развития, осмысления, анализа.
Креативное мышление. Креативное мышление – проблемная тема для обучающихся. Креативное мышление отличает способность создавать что-то новое, отходя от привычных шаблонов и алгоритмов, обсуждение идеи с разных позиций; предложение оригинального или нестандартного решения, развитие и модернизация идеи. В школах есть учителя-предметники, но нет учителей критического мышления. Поэтому развитие креативного мышления – это общая задача для всех: и для педагогов, и для обучающихся.
Как показывает практика, большинство учеников с удовольствием решит лучше десять классических заданий предметного содержания, чем одно задание по функциональной грамотности. Современные школьники при выполнении индивидуального проекта все чаще не могут конкретизировать и сформулировать цель исследования, не понимают взаимосвязь этапов, часто просто ждут от учителя
«нарезки» задач, малоинициативны и
25,00 26,00 27,00 28,00 29,00 30,00 31,00 32,00 33,00
Регион
Город Калининград
Малые города
Поселковые школы
Глобальные компетенции, %
Глобальные компетенции (%)
Город Калининград
32,32
Регион
31,00
Малые города
30,00
Поселковые школы
28,05
Сборник научных трудов
56
не самостоятельны. Без особых проблем они решают конкретные задачи, в которых необходимо действовать по шаблону, заданной схеме. Но с большим трудом они создают свою схему, интеллект-карту, свой шаблон, так как это требует активной когнитивной мозговой деятельности.
В таблице 4 и на рисунке 9 представлены данные по сформированности креативного мышления в разрезе различных категорий образовательных организаций (город Калининград – малые города региона – поселковые школы региона) в сравнении со средними региональными показателями.
Таблица 4
Данные по сформированности креативного мышления в разрезе
различных категорий образовательных организаций
Рис. 9. Данные по сформированности креативного мышления
Как видно из данных, представленных в таблице 4 и на рисунке 9, ни в одной общеобразовательной организации города Калининграда, малых городов
Калининградской области и поселковых общеобразовательных организациях уровень овладения креативным мышлением не превысил региональный показатель. Это отдельное направление функциональной грамотности, на которое следует обратить особое внимание.
Выводы
Результаты выполнения диагностической работы, показанные обучающимися седьмых классов, дают возможность удовлетворительно оценить процесс формирования функциональной грамотности в регионе. В свою очередь, эти результаты позволили также выработать дополнительные меры по созданию условий для развития функциональной грамотности у обучающихся.
29,50 30,00 30,50 31,00 31,50 32,00 32,50
Регион
Город Калининград
Малые города
Поселковые школы
Креативное мышление %
Креативное мышление (%)
Регион
32,00
Город Калининград
31,76
Малые города
31,40
Поселковые школы
30,62