Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общая психология



Группа 21П178в
Студент
И.О. Фамилия

Никитина Д.В.


МОСКВА 2022

Семинарско-практическое занятие № 5 по темам «Ощущение и восприятие»

II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):

  1. Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.

Ответ: Слуховые ощущения

Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны и различаются по высоте, силе (интенсивности) и тембру.

Высота звука в основном определяется количеством колебаний в секунду. Сила слуховых ощущений называется субъективной громкостью (от 0 до 140 дБ). Громкость связана с интенсивностью звука, зависит и от высоты.

Тембр звука (набор гармоник) – это его специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга.

Человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой от 20 до 2000 Гц. Колебания с частотой ниже 16-20 Гц называются инфразвуком, с частотой свыше 2000 – ультразвуком.

В пределах зоны ощущений частота колебаний определяет прежде всего высоту воспринимаемого звука: чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый звук. На высоту звука влияет также и интенсивность раздражения.

Некоторые авторы выделяют еще две характеристики звука: фазу (субъективная длительность) и пространственность (локализация звука в пространстве). Отмечаются и такие характеристики звука, как объемность, плотность и яркость, которые можно считать следствием определенного взаимодействия оценок уже названных его параметров.


  1. Дайте краткую характеристику одного из видов восприятия (по формам существования материи): восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.

Ответ: Восприятие пространства - это отражение в сознании человека объективно существующего пространства, формы, величины и взаимного расположения объектов, их удаленности и направления, в котором он находится.

Восприятие пространства и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом.

При восприятии пространства участвуют все органы чувств человека, однако наибольшую информацию о пространстве человеку дает зрение. Так же существенное участие принимают анализаторы: зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный.

Механизмы восприятия пространства более поздние филогенетически по сравнению с механизмами восприятия зрительного. Они интегрируют соответствующую информацию о пространстве, полученную так же от слуховой, вестибулярной и кожно-мышечной сенсорных систем.

В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит за счет обретаемого в ходе жизни опыта практических действий с предметами и практического передвижения в пространстве.

В восприятии пространства различают:

- восприятие величины;

- восприятие формы;

- восприятие объемности;

- восприятие глубины или удаленности предметов;

- восприятие линейной и воздушной перспективы.

III. Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):

  1. Закон Стивенса.

Ответ: Густав Фехнер в XIX в. разработал психофизическую шкалу ощущений, основанную на дифференциальном пороге и константе Вебера. Спустя примерно сто лет в период 40—60 гг. XX в. американский психолог Стэнли С. Стивенс разработал другую психофизическую шкалу, основанную па иных допущениях. Стивенс не согласился с Фехнером, что человек не может непосредственно оценивать силу своих ощущений. Стивенс предполагал, что человек может определять свои ощущения либо присваивая им какое-то число либо на основании расстояний или отношений между ощущениями. В силу этого психофизику Фехнера называют объективной и косвенной, а психофизику Стивенса — субъективной и прямой.



Таким образом, Стивенс утверждал, что возможна непосредственная оценка ощущений, для этого нужно лишь использовать определенные методы, позволяющие наблюдателям «переводить» свои ощущения на язык чисел. Стивенс пересмотрел основу закона Фехнера и разработал четыре метода, при помощи которых можно напрямую оценивать ощущения:

1) метод оценки отношений, испытуемому предъявляются два стимула, его задача состоит в том, чтобы оценить, во сколько раз один стимул больше или меньше другого;
2) метод установления отношений, испытуемому предъявляется стимул и предоставляется набор стандартных стимулов разной интенсивности (по какому-то одному сенсорному качеству, например, по весу), задача испытуемого состоит в том, чтобы из предоставленного набора выбрать такой стимул, чтобы он вызывал ощущение в несколько раз слабее или сильнее, чем то, которое вызвал первый стимул;

3) метод оценки величины: испытуемому предъявляется стимул, его задача оцепить величину ощущения в единицах эталона;
4) метод установления величины, испытуемому предлагается подобрать стимул, который бы вызывал ощущение определенной, указанной экспериментатором, силы.

IV. Практические задания.

  1. Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.



Ощущение

Восприятие

Сходство

  1. Познавательные психические процессы.

  2. Образуют чувственную ступень познания.

  3.  Условия возникновения ощущения и восприятия (непосредственное воздействие окружающих предметов на органы чувств)

  1. Познавательные психические процессы.

  2. Образуют чувственную ступень познания.

  3.  Условия возникновения ощущения и восприятия (непосредственное воздействие окружающих предметов на органы чувств)




Отличия

1. В процессе ощущения отражаются отдельные свойства предметов.
2. В результате ощущений возникает более или менее смутное чувство (сладости, яркости, громкости и т.п.).
3. Ощущения привязаны к конкретному анализатору, к конкретной сенсорной системе.

1. При восприятии предмет отражается целиком, во всем многообразии свойств.
2. В результате восприятия складывается целостный образ предмета. Восприятие включает в себя комплекс разнообразных ощущений, но восприятие не сводится к сумме ощущений, т.к. в образе восприятия достраиваются с участием воображения те качества предмета, которые в данный момент могут не ощущаться.
3. Восприятие связано с комплексной работой анализаторов. Может быть выделена лишь модальность преобладающего объема переработанной в процессе восприятия сенсорной системой информации. Построение образа происходит на основе синтеза ощущений от разных модальностей.




  1. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.

Ответ: Адаптация.

б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла)

наблюдается обострение слуховой чувствительности.

Ответ: Синестезия.

в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение

чувствительности к различению тона.

Ответ: Сенсибилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности.

г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в

комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.

Ответ: Компенсаторная сенсибилизация.

  1. Представьте в таблице.

Свойство восприятия

Краткая характеристика

В чем проявляется

Предметность

Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Возникновение и совершенствование этого свойства происходит

в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности.

Целостность

Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями.
Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Структурность

Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета.

Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания. 

Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью.

Константность

Это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.
Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире.

Осмысленность

Это свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных.

Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления.