ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Анатомия центральной нервной системы
Группа 21П178в
Студент
И.О. Фамилия
Никитина Д.В.
МОСКВА 2022
Практическое задание № 1
Тема 1. Строение нервной ткани.
Нервная система.
Задание № 1. Напишите небольшое эссе на одну из тем по выбору
Классификация, свойства и функции нейронов.
Нейрон (нервная клетка) – структурно-функциональная единица нервной системы.
Именно от функций и свойств нейронов зависит способность к образованию навыков.
Основные свойства нейронов:
1. Раздражимость — способность нервной клетки воспринимать и отвечать на различные раздражения. Раздражимость присуща всем клеткам, и особенно нервным, связанным с чувствительным восприятием запаховых, звуковых, световых и других раздражителей. Раздражимость — пусковой механизм проявления другого свойства — возбудимости.
2. Возбудимость — способность отдельных частей нервной клетки генерировать электрохимические импульсы, т. е. отвечать на раздражение возбуждением. Для перехода нервной клетки в состояние возбуждения необходимо, чтобы сила действующего раздражителя достигла критического предела — пороговой величины. Величина возбуждения нейрона зависит от силы раздражителя.
3. Проводимость — способность нейрона проводить импульсы возбуждения с определенной скоростью, в неизменном ритме и силе. Возбуждение по нервному волокну может распространяться в обе стороны от раздражаемого участка.
4. Лабильность (подвижность) — способность нервной клетки принимать и передавать максимальное число импульсов за единицу времени без искажения. Лабильность обеспечивает направленное распределение и проведение импульсов возбуждения нужной частоты по определенным нервным путям. В процессе роста и развития организма, а также при систематической тренировке, лабильность увеличивается и обеспечивает динамичность нервной системы. Иными словами: лабильность – это скорость работы нейрона.
5. Торможение — процесс, обратный возбуждению. Заключается в ослаблении, остановке или предупреждении возникновения возбуждения. Торможение — активный процесс, распространяясь по нервным клеткам, он обеспечивает согласованную работу отдельных органов и всего организма в целом.
Основные функции нейронов:
1. Рецепторная функция обеспечивает восприятие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды организма. Рецепторные клетки — это видоизмененные нейроны, воспринимающие определенный вид энергии, поступающей из внешней или внутренней среды.
Сенсорная функция чувствительных нейронов обеспечивает анализ воспринятых раздражений, формирование определенных ощущений и четкую дифференцировку многочисленных раздражителей, воздействующих из внешней и внутренней среды.
Информационная функция промежуточных нейронов обеспечивает накопление, сохранение и выдачу информации, поступившей из внешней и внутренней среды. Информация в нейронах кодируется как память и в нужных случаях выдается в виде слабых импульсов возбуждения.
2. Моторная функция двигательных нейронов обеспечивает формирование и передачу импульсов возбуждения определенной силы и частоты к соответствующим органам движения или другим исполнительным органам и тканям.
Нейроны состоят из дендридов и аксонов. Дендриты отвечают за восприятие возбуждения, а аксоны за его передачу. Дендриты имеют множество отростков, посредствам которых нейроны соединяются между собой, создавая синапсические связи (то есть связи между нейронами). В синапсах вырабатывается медиатор (вещество, являющаяся катализатором, то есть ускорителем, процессов, протекающих в клетке).
Практическое задание № 2
Тема 6. Общее строение мозжечка
Задание № 3. Напишите небольшие исторические сведения о данных авторах, их вклад в развитие анатомии ЦНС
1. Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.)
Гиппократ впервые отметил, что ранения головы часто ведут к нарушению мышления, памяти и поведения. Он отмечал, что повреждения головного мозга вызывают паралич в противоположных конечностях или судорожные подергивания в них, изучал инсульт, энцефалит, полиомиелит, эпилепсию. Однако он не сделал из этих фактов соответствующих выводов о ведущей роли головного мозга в психической жизни человека.
2.Платон (427 – 347 гг. до н. э.)
Платон считал, что организм человека управляется тремя видами «души», или «пневмы», помещающимися в трех главнейших органах тела — мозге, сердце и печени (треножник Платона). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга.
3.Аристотель (384 – 323 гг. до н. э.)
По мнению Аристотеля, сама по себе нервная система – один из главных компонентов, как, впрочем, и все в живом организме. Ее ответвления достигают любой точки тела, а также уходят глубоко внутрь, давая мозгу сигналы о работе органов, мышц и костей. В свою очередь мозг сообщает нервным окончаниям о своих решениях. Каждый отдельный нерв представлялся ему «сухим и растяжимым».
В своих трудах Аристотель пытался дать объяснение многим органам, в том числе и мозгу. Он считал, что головной мозг – «самая холодная часть тела», и противопоставлял его спинному (позвоночному), который наделял «горячими» свойствами. Согласно его описанию, головной мозг плавно переходит в позвоночный, что позволяет им слиться в единую систему. С одной стороны, он был в чем-то прав, так как головной мозг, действительно, соединен с позвоночником, как у животных, так и у людей. Однако он видит в этом переходе единое соединение, в то время как, на самом деле, все происходит с помощью той самой нервной системы.
«Холодность» головного мозга Аристотель объясняет тем, что он создан как противовес «горячего» сердца. Если материя тела (жизни) – кровь, а ее источником является сердце, то «холодный» мозг вполне логично возник после сердца, а точнее почти одновременно, но с небольшим опозданием. При этом Аристотель упоминает и то, что головной мозг «с самого начала объемист и влажен». Аристотель не остановился на изучении только головного и спинного мозга, он исследовал и мозговые оболочки: наружную и внутреннюю, которые соответствуют коре головного мозга и тонкой пленке с паутиной кровеносных сосудов.
возникновении животных» он пишет: «животное отличается от растения наличием ощущения». Он был одним из первых ученых, кто пытался разобраться в устройстве восприятия живым организмом окружающего мира. Первым, кто воспринял их в качестве «анализаторов». Все органы чувств напрямую связаны с мозгом, поэтому с их помощью, животные способны ориентироваться в пространстве и воспринимать мир вокруг. Запахи, звуки, вкус, ощущения и видеоряд позволяют выжить. У многих животные эти «способности» развиты не равномерно. Это необходимо для
лучшего приспосабливания к среде, в которой они обитают. В идеале у человека все органы чувств должны работать одинаково. Но человек, как и любое животное, приспосабливается к окружающему миру. Однако именно «человек из всех животных обладает самыми тонкими ощущениями».
4.Клавдий Гален (130 – 201 гг. н. э.)
Римский врач Клавдий Гален в экспериментах на животных впервые показал, что разру¬шение спинного мозга приводит к развитию параличей, опи¬сал четверохолмие и семь пар черепных нервов, в том числе блуждающий, предложил делить все параличи на церебраль¬ные и спинальные, высказал мысль о том, что «душевные способности» человека локализуются в головном мозге. Он ввел в науку метод вивисекции животных и написал классический трактат «О частях человеческого тела», в котором впервые дал анатомо-физиологическое описание целостного организма. Однако анатомические концепции этого ученого были не лишены недостатков. Например, Гален большую часть своих научных изысканий проводил на свиньях, организм которых, хотя и близок к человеческому, но все же имеет ряд существенных отличий от него.
5.Везалий Андре (1511-1564).
В одной из своих книг по анатомии Везалий Андреас излагал сведения по анатомии периферических нервов и спинного мозга. Некоторая небрежность в рассуждениях свидетельствует о равнодушии автора к этому вопросу, потому он невольно повторил ошибки Галена. Описав 7 пар черепно-мозговых и 30 пар спинно-мозговых нервов, Везалий не учел седьмого шейного спинно-мозгового нерва. Очевидно, он не понимал различий между корешками спинномозговых нервов. В свою очередь, нервный ствол рассмотрен как сплошное образование, преимущественно как полая трубка, по которой циркулирует «животный дух».
Экспериментальные сведения по анатомии периферических нервов, нервных сплетений, спинного мозга в книге изложены классически, но они не оригинальны и местами ошибочны. Все же периферические нервы туловища, верхней и нижней конечностей описаны правильно. Несомненно, что каждый из крупных периферических нервов исследован им лично на трупах.
6.Гук Роберт (1635 – 1703 гг.)
Английский физик Роберт Гук заложил основы для развития нейрогистологии. Демонстрируя на заседании научного общества достоинства изготовленных им оптических линз, он показал срез пробкового дерева, в котором впервые были выявлены ячейки, названные ими клетками. Именно с этого момента ученые начали говорить о клеточном строении живых организмов и растений.
7.Биша (1771 – 1802 гг.)
Доктор Биша описал морфологические признаки и физиологические свойства ряда тканей человека. По его мнению, каждому типу тканей принадлежит своеобразная элементарная функция: так, нервной ткани свойственна чувствительность. Общую характеристику и классификацию жизненных процессов впервые обосновал Биша. Всю физиологию он разделил на две группы: анимальную (животную) и вегетативную (органическую). Соответственно этому классифицируется им и нервная система: анимальная, которая управляет отношением животного к внешнему миру, и вегетативная нервная система, которая регулирует физиологические функции внутренней жизни организма (кровообращение, дыхание, пищеварение, выделение и процессы обмена веществ).
8.Гольджи Камилло (1844 – 1926 гг.)
Было известно, что чтобы заниматься тканевой микроскопией, в первую очередь нужны окрашенные срезы. После обработки бихроматом калия ткань затвердевала и ее можно было резать. Гольджи установил, что, если опустить готовый срез нервной ткани в слабый раствор нитрата серебра, оно окрасит нейроны в черный цвет, делая их хорошо видимыми на общем оранжевом фоне, обусловленном бихроматом калия. Первые рисунки новой окраски «по Гольджи» были опубликованы в 1875 году в его работе, посвященной зрительным колбочкам, а полностью метод был обстоятельно описан в монографии по анатомии нервной системы в 1886 году. Именно выход этой монографии с новой силой запустил дебаты о природе нервной ткани.
Микроскоп позволял видеть длинные клетки, как бы переходящие одна в другую. Возникли две теории: нейронная и ретикулярная. Ретикулярную теорию строения нервной системы предложил немецкий гистолог и анатом Йозеф фон Герлах. Главный ее постулат — нервные клетки не имеют индивидуальности, соединяются анастомозно (незаметно переходят одна в другую, не имея четких границ). Этой теории придерживался и Гольджи. Нейронную теорию, созданную в 1838–1839 годах ботаником Матиасом Якобом Шлейденом и физиологом Теодором Шванном (оба они вместе с Рудольфом Вирховом еще и основатели клеточной теории, а Шванн дал имя и шванновским клеткам в нейронах), особенно рьяно представлял испанский гистолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль, о котором мы уже писали. Согласно этой теории, нервная ткань состоит из индивидуальных нейронов, границу между которыми можно обнаружить.
Продолжая изучать нервную ткань, Камилло Гольджи в 1898 году обнаружил внутри нейронов тонкую сеть переплетенных линий. Ее наблюдали и позже, но в 40-е годы XX века после изобретения электронного микроскопа почему-то стали считать, что аппарат Гольджи — это артефакт, возникающий при окрашивании клеток. И только более поздние исследования более совершенной техникой показали, что комплекс Гольджи — или просто «гольджи», как сейчас пишут все чаще, — действительно существует и служит для выведения веществ, синтезированных в эндоплазматической сети.