Файл: Кодирование информации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Боос Татьяна Сергеевна

учитель информатики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Кызал-Озек


Предмет: Информатика и ИКТ.
Класс: 5 класс общеобразовательной школы.
Место урока в учебном плане. Урок на тему «Кодирование информации» с творческим названием «В мире кодов» является 5 в разделе «Информация и информационные процессы» в 5 классе. Учащиеся уже знакомы с понятием «информация» и информационными процессами: хранение и передача.
Программа: Л.Л. Босова. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной школы.
Модуль: Теоретическая информатика.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Тема: Кодирование информации.
Дидактическая цель урока: выявить многообразие окружающих человека кодов и способы кодирования информации.
Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представление о понятиях: кодирование информации, код, различные способы кодирования.

  2. Отработать различные способы кодирования информации.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование действий контроля и оценки.

  2. Продолжить формирование навыка учебного сотрудничества (групповые формы взаимодействия детей).

Воспитательные:

    1. Воспитывать усидчивость, терпеливость, уважение к мнению товарища.


Формы организации работы учащихся:

  • общегрупповая (коллективная) работа;

  • работа в группах;

  • индивидуальная самостоятельная работа с использованием персональных компьютеров.


Используемое оборудование:

  • компьютеры с установленной операционной системой Windows XP и программной средой Stratum 2000;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска Sitronics.


Программное обеспечение:

  • ресурсы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, по теме «Кодирование информации» (http://school-collection.edu.ru/);

  • презентация «Кодирование информации», созданная средствами Microsoft Office PowerPoint;

  • программная среда «Stratum 2000».



Ход урока.

Первый час (40 минут)

1. Мотивация. (3 мин.)

Цель этапа: Повторить действия с информацией. Актуализировать известный учащимся способ кодирования и декодирования информации – ребусы. Создание ситуации успеха.

- Ребята! У нас с вами сегодня несколько необычный урок. В наше отсутствие в кабинете произошли странные события - всю информацию, которую я вам подготовила, кто-то исказил. Нам нужно восстановить информацию

2. Интеллектуальная разминка (общегрупповая, коллективная работа). (4 мин.)

      1. Отгадать ребусы











(Ответы к ребусам: информация, создание, обработка, хранение, передача)

- Ребята, вы правильно отгадали все ребусы. С какими действиями связаны эти ребусы? (все ответы на ребусы означают действия с информацией).

- На предыдущем уроке мы с вами говорили о том, как люди обмениваются информацией. Приведите пример обмена информацией между людьми. Как происходит передача информации? (от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов)

- Что может являться сигналом или знаком? Приведите примеры (сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака).

- Верно.

3. Мотивация. (4 мин)

Для того, чтобы вы смогли оценить свои знания о действии, связанном с передачей информации, выполним следующие задания:

  1. Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал:

…шлет с письмом она гонца,

Чтоб порадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого… (ответы учащихся)

2. Какие источники информации использовали следующие персонажи А.С.Пушкина:



  • Царь Дадон, чтобы узнать о набегах врагов?

  • Царевич Гвидон, чтобы узнать о диковинках;

  • Царь Салтан, чтобы узнать о дальних странах;

  • Злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации;

  • Царевич Елисей, искавший свою невесту? (ответы учащихся)

4. Компьютерная интеллектуальная поддержка. Работа с интерактивной доской. (4 мин)

- Все ответили верно. А сейчас заполним схему передачи информации



5. Содержательная часть. (25 мин)

5.1. Постановка проблемы. (5 мин)

Цель этапа: Обнаружить недостаточность известных детям способов кодирования информации. Через аналогию с жизненным опытом поставить учебную задачу.

- Итак, для того, чтобы передать информацию, необходим источник, приемник и информационного канал. Ребята, а как вы думаете, достаточно ли наличия источника информации, приемника и информационного канала для полноценного обмена информацией? (ответы учащихся могут быть различными, поэтому учителю необходимо проанализировать каждый ответ. Если учащиеся сразу ответили, что недостаточно, то далее учитель как-бы подтверждает этот вывод тем, что не может прочитать поступившее сообщение. Если же учащиеся отвечали, что для передачи информации достаточно источника, приемника и информационного канала, тогда учитель ставит проблему: а как же нам прочитать сообщение?)

- Сегодня мне на электронную почту пришло сообщение, но я ничего не смогла в нем прочитать. Как вы думаете, сможете ли вы мне помочь?




У К О У Д И У Р О У В А У Н И У Е У И Н У Ф О У Р М У А Ц У И И

(нет, так как мы не знаем шифра, с помощью которого написано это письмо)

Учитель: А может быть, вы сможете разгадать, о чем говорится здесь?



(нет, так как мы не понимаем значение этих рисунков).

5.2. Выдвижение гипотез и планирование действий по их проверке. (5 мин)


Цель этапа: выявить правило обмена и передачи информации.

- Следовательно, что необходимо знать приемнику информации, для того, чтобы понимать ее смысл? (надо знать шифр, с помощью которого можно ее разгадать, нужно заранее договориться о значении знаков, с помощью которых она зашифрована).

- Итак, сформулируем открытие:

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

5.3. Проверка гипотез. Поиск недостающего способа действий. (15 мин)

Цель этапа: вывести учащихся на понятия: «условный знак», «код», «кодирование информации». Сформулировать определение «код», «кодирование информации».

- На доске записаны слова, которые означают действия с информацией (шифрование, обработка, удаление, создание, кодирование, передача, замена, копирование, разрушение). Попробуйте выбрать среди них слово, которое означает действие, связанное с шифрованием информации. (если учащиеся произнесли слово «кодирование», учитель переходит к следующему этапу. Если нет, то необходимо задать несколько наводящих вопросов и добиться того, чтобы этот термин был найден).

- Молодцы! А теперь давайте попробуем сформулировать, что же такое кодирование?

(Учащиеся дают всевозможные ответы, из которых необходимо обратить внимание на те, смысл которых сводится к следующему:

1. Это запись информации с помощью каких – то условных знаков.

2. Это представление информации с помощью некоторого шифра.)

- Верно! А каким еще словом можно заменить слово «знак»? (анализируя различные гипотезы учащихся, учителю необходимо вывести их на понятие «код»)

- Молодцы! Давайте вместе с вами попробуем сформулировать, что же является кодом? Какое действие называется кодированием? (выводит учащихся на определение « код» и «кодирование»)

- Запишем в тетрадь:

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.

- Какие примеры вы знаете из жизни
, в которых информация представлена с помощью кода. (ответы учащихся).

- Правильно, вы все поняли. Я лишь немного дополню (дополнительный материал взят из презентации, представленной в УМК Л.Л.Босовой «В мире кодов»).
Второй час (40 мин)

6. Интеллектуальная разминка. Работа в группах. (10 мин)

- А теперь предлагаю закодировать различными способами слово Весна

Учитель: Внимание, вспомним правила работы в группах.

  1. Работаем тихо.

  2. Работаем дружно.

  3. Внимательно выслушиваем мнение каждого.

  4. Оцениваем ответы в группе.

  5. Сигналим о завершении работы.

По истечению времени работа завершается, на доску вывешиваются групповые работы. Учащиеся защищают работу своей группы. Класс оценивает работу каждой группы, задает вопросы.

Анализ групповых работ. (5 мин)

- Посмотрите на все эти работы и скажите, что вы увидели в них общего? (во всех группах была информация закодирована)

- Чем отличаются все эти работы? (в некоторых группах получились разные способы кодирования)

- Можно объединить все способы в группы? В какие? (Учитель вывешивает листы с ответами учащихся на доску, объединяя в группы: рисунки, числа, символы)

7. Компьютерная интеллектуальная поддержка Работа с интерактивной доской. (5)

- Давайте попробуем обобщить все сказанное вами в схеме (вместе с учащимися заполняют схему)



- Итак, сформулируем открытие (совместно с учащимися):

Способы кодирования информации делятся на:

Графический – с помощью рисунков или знаков;

Числовой – с помощью чисел;

Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
8. Содержательная часть. (20 мин)

8.1. Компьютерная интеллектуальная поддержка. Апробация нового способа. (15 мин)

Цель этапа: апробировать выведенные способы кодирования информации. Закрепить понятие кодирования информации.