Файл: Понятие и виды коммуникаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Понятие и виды коммуникаций


Коммуникация – это двустороннее взаимодействие, цель которого заключается в обмене информацией.

У людей для общения существует две формы коммуникации:

  • Вербальная. Вербальное общение – это общение с помощью слов, которые могут быть произнесены вслух, записаны в текстовом виде или переданы каким-либо набором знаков

  • Невербальная. Невербальное общение – это информационное взаимодействие любыми способами, отличными от вербальных (то есть, без использования слов). Это всевозможные сигналы (мимика, жесты, интонация, действия и прочее), которые могут дополнять или полностью менять смысл сказанного.

Виды коммуникации:

  1. Индивидуальная коммуникация

В такой форме взаимодействия есть только два участника

Примеры:
личное общение двух людей;
переписка в мессенджере или по электронной почте;
телефонный разговор.

  1. Коллективная коммуникация

Данная форма подразумевает наличие нескольких получателей передаваемой информации.

Примеры:
разговор в кругу приятелей;
выступление на конференции;
стрим на YouTube;
прямая трансляция на телевидении.

  1. Внутриличностная коммуникация

Если говорить простыми словами, это диалог с самим собой.

  1. Межличностная коммуникация

Это взаимодействие между несколькими индивидами.

Примеры:
общение преподавателя с группой студентов;
разговор двух людей;
выступление перед аудиторией.

  1. Внутригрупповая коммуникация

Здесь речь идёт об общении, происходящем внутри группы, состоящей из двух или более человек, на уровне отдельных индивидов.

Примеры:
разговоры в рабочем коллективе;
выступление одного из участников в клубе анонимных алкоголиков;
общение друзей во время праздничного застолья.

  1. Межгрупповая коммуникация

Данная форма подразумевает обмен информацией между разными группами или между представителями разных групп (то есть, взаимодействие может происходить как на индивидуальном уровне, так и на групповом).


Примеры:
дебаты между представителями разных партий;
переговоры между двумя делегациями.

  1. Массовая коммуникация

Данный формат подразумевает, что у информационного сообщения один отправитель и большое количество получателей.

Примеры:
стрим на YouTube или в другой социальной сети;
выступление в прямом эфире на телевидении;
публикация статьи в газете;
выступление со сцены перед большой аудиторией.
  1. Современные концепции коммуникации. Теории массовой коммуникации


Современные концепции коммуникации:

Во-первых, они разделяются на две группы: технократические и интеракционные. Такое разделение обусловлено существованием двух отличающихся парадигм самой коммуникации: механистической и деятельностной.

В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема ее (информации) получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия.

Технократические теории не могут объяснить весь спектр проявления коммуникативной деятельности. Преодоление этого недостатка связано с интеракционным подходом к исследованию коммуникации, в значительно большей степени учитывающим роль человека как субъекта коммуникации.

Отличительной особенностью интеракционного подхода является то, что он рассматривает коммуникацию как взаимодействие и является альтернативой не только технократизму, но и бихевиоризму.

Теории массовой коммуникации:

  • Теория пропаганды
    Масс-медиа рассматривались как средства манипулирования общественным сознанием

  • Теория магической пули
    Эффект воздействия СМИ на сознание средних людей аналогичен пуле. Сообщение проникает в мозг и трансформирует мысли и эмоции человека. Обычные люди не могут сопротивляться данному влиянию. В этом заключается магическая сила СМИ

  • Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла
    Власть пропаганды, по его мнению, связана не столько с содержанием сообщений, сколько с внутренним беспокойством людей. Если жизнь становится нестабильной, тревожной, то в этих условиях могут сработать даже грубые формы пропаганды

  • Теория формирования общественного мнения У. Липпманна
    Люди должны учиться защищать себя сами и помочь им в этом должно образование. СМИ должны также осуществлять функции обучения людей критическому мышлению, организуя публичные обсуждения разных вопросов

  • Теория социальной ответственности СМИ


  • Теория ограниченного влияния СМИ




  • Теория диффузии Э. Роджерса




  • теория усиления Д. Кпаппера




  • теорию полезности СМИ




  • теории зависимости М. Дефлера и С. Белл-Рокич




  1. Виды коммуникаций. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация

  2. Формы речевой коммуникации. Спор как разновидность речевой коммуникации. Устноречевая коммуникация. Письменноречевая коммуникация. Диалог. Монолог

  3. Уровни коммуникации. Межличностная коммуникация. Коммуникация в малых группах. Массовая коммуникация. Эффективность массовой коммуникации

  4. Коммуникации и власть. Коммуникации в демократической и тоталитарной системе

  5. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики; факторы и барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные. Понятие эффективности коммуникации

  6. Развитие коммуникаций. Этапы развития коммуникации в обществе. Техника и развитие коммуникации: массовая печать, радио, телевидение, Интернет. Современное общество как общество коммуникаций (концепция Н. Лумана)
  7. Формы публичной коммуникации. Жанры публичной коммуникации. Устная публичная коммуникация. Устная деловая публичная коммуникация. Публицистическая коммуникация

  8. Уровни межкультурной коммуникации. Формы межкультурной коммуникации. Типы восприятия межкультурных различий

  9. Манипуляция информацией. Основные теории манипуляции информацией: теория «культурной гегемонии» (А.Грамши), теория «закрытого знания», теория «психологической доктрины», теория «социодинамики культуры»
  10. Психоаналитическая концепция формирования массового сознания

  11. Паблик рилейшнз как средство маркетинговых коммуникаций

  12. Модели коммуникационного процесса в связях с общественностью, выделенные Грюнингом и Хантом

  13. Модель коммуникации в связях с общественностью Осгуда – Шрамма

  14. Модель коммуникации в связях с общественностью Шеннона – Уивера

  15. Модель коммуникации в связях с общественностью Дефлюера

  16. Модель коммуникации в связях с общественностью Лассуэла

  17. Модель коммуникации в связях с общественностью Романа Якобсона

  18. Модель коммуникации в связях с общественностью Лазарсфельда

  19. Интернет-коммуникация связей с общественностью

  20. Технологический и социальный уровни видоизменений коммуникации в связях с общественностью в XXI веке

  21. Характеристики коммуникации веб 1.0

  22. Характеристики коммуникации веб 2.0

  23. Связи с общественностью в интернете vs. PR 2.2=

  24. PR-агентства в системе средств массовой коммуникации

  25. Понятие медиакоммуникации

  26. Перформансные коммуникации в связях с общественностью

  27. Правила убеждения и внушения в PR-коммуникациях

  28. Возможности использования технологий НЛП в коммуникативном процессе в связях с общественностью