Файл: Что же такое философия Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здесь можно указать на творчество Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Гоголя, Достоевского, Толстого. Обычной формой русского философского творчества является свободное литературное произведение, которое лишь изредка посвящено определенной философской проблеме. Как правило, речь идет о конкретных вопросах исторической, политической или литературной жизни, но попутно освещаются глубочайшие мировоззренческие вопросы. Именно такими являются произведения славянофилов, П.Я. Чаадаева, К. Леонтьева, Вл. Соловьева. Можно назвать роман “Братья Карамазовы” Ф. Достоевского, где в главе “Pro et contra” братья Иван и Алеша в трактире обсуждают антиномии человеческой свободы
Вопрос №13
Современная философия, элементом которой является и отечественная философия, - это особый ее исторический тип, характеризующийся многообразием форм и сложным содержанием. Зарубежная философия имеет сегодня два ярко выраженных региона развития: западный и восточный. Направления развития мировой философской мысли условно можно представить в следующем виде.
Зарубежная философия сегодня - это большое разнообразие школ, направлений, концепций, в которых сосредоточен духовный потенциал нынешней эпохи. В европейской философии получили известность позитивизм и «философия жизни», неокритицизм и немецкий историцизм, прагматизм и инструментализм, философия культуры, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, философия языка, спиритуализм, персонализм, новая теология (неотомизм), неомарксизм, психоанализ, структурализм, критический рационализм, эпистемология, семиотика и др.
Проблематика философских исследований в современной России в какой-то мере определяется и теми подходами, которые были достигнуты в предшествующий период и шли вразрез с догматическими тенденциями официального марксизма. Эвристический потенциал этих достижений сочетается с новым, более углубленным осмыслением и переосмыслением творческого наследия русской философии и зарубежных мыслителей.
Важную роль в философской жизни страны играют Институт философии Российской академии наук, философский факультет МГУ, философские центры в ряде городов. Расширению научных связей российских философов с зарубежными коллегами способствовало проведение в 1993 г. в Москве XIX всемирного философского конгресса
Вопрос №14
|
Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование мира, окружающего человека, и самого человека с его сознанием. Тем самым мир предстает не просто как мир вещей, а единство природного и общественного (человеческого). Эта категория дает представление о миропорядке, то есть о социальных и природных связях, центр которых – человек. Поэтому бытие характеризует, прежде всего, как человеческий мир, действительность, в которой и посредством которой осуществляется человеческая жизнедеятельность. Следовательно, содержание и границы бытия расширяются по мере освоения человеком природы и усложнения связей с ней
1. Бытие вещей и состояние природы.
Этот вид бытия делится на следующие:
а) первая природа, возникшая без вмешательства человека;
б) вторая природа – создана трудом человека.
2. Бытие человека.
Различают следующие:
а) биологическое бытие человека (природное существование человека)
б) духовное существование человека
3. Бытие духовного.
Этот вид бытия делится на следующие:
а) индивидуализированное духовное бытие, включает в себя духовную жизнь отдельной личности
б) социальное духовное, включает духовную жизнь общества.
4. Бытие социального, общественного.
Этот вид бытия делиться на следующие:
а) бытие семьи
б) трудового коллектива
в) государства
г) союза государств
д) землян
Вопрос № 15
Основой многих онтологических, прежде всего концепций выступает понятие «материя» (от лат. materia – вещество).
Первый этап – наглядно-чувственные представления о материи. Он охватывает множество философских учений древности, утверждавших, что материальной основой вещей являются определенные природные стихии (вода у Фалеса, огонь у Гераклита и т. д.).
Второй этап – атомистические представления о материи. Материя здесь отождествлялась с веществом, с атомами, обладавшими комплексом свойств (массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью).
Третий этап – гносеологическое понимание материи. Из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т. е. не зависеть от сознания человека.
Четвертый этап – субстанционально-аксиологические представления о материи. Он возник в середине XX века как реакция на сведение понятия материи только к одному ее свойству – объективной реальности, и утверждает, что у материи много атрибутов (несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время и др).
Вопрос №16
Структурные уровни организации материи. В современном естествознании эта структурированность материи оформилась в научно обоснованную концепцию системной организации мира. Структурные уровни материи образованы из какого-либо вида и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критериями для выделения различных структурных уровней служат следующие признаки:
1) пространственно-временные масштабы;
2) совокупность важнейших свойств и законов изменения
3) степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.
Деление материи на структурные уровни носит относительный характер. В доступных пространственно-временных масштабах структурность материи проявляется в ее системной организации, существовании в виде множества иерархически взаимодействующих систем от элементарных частиц до Метагалактики.
Проявлениями структурной бесконечности материи выступают:
1) неисчерпаемость объектов и процессов микромира.
2) бесконечность пространства и времени.
3) бесконечность изменений и развития процессов.
Вопрос №17
Пространство_есть'>Пространство есть форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время— форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.
Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуалъное (психологическое) и концептуальное пространство и время
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:
1. Субстанциальная концепциярассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще
Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепциярассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).
Вопрос №18
Вопрос №19
Вопрос №20
Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.
Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.
Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.
Сознание можно с некоторой степенью условности поделить на 3 части: разум, чувства и волю.
Разум – главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум – есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности.
Чувства – это условие и следствие избирательного отношения человека к миру. Все, что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Богатство чувств и эмоций проявляется в лексике языка. Есть несколько сотен слов, содержанием которых являются чувства и эмоции. Бедность индивидуального словаря человека говорит и о его эмоциональной бедности его сознания, а следовательно, и личности.
Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.
Вопрос №21
Проблемы сознания и языка, соотношения мысли и слова интересовали философов с самого начало возникновения философии. Полагают, что сами философские проблемы, как они были сформулированы у первых философов (Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля), сама форма их постановки, в значительной мере были обусловлены именно возможностями языка выражать и формулировать мысли. Сама мысль, мышления понималось уже в Древней Греции неразрывно связанным с языком (это нашло выражение в понятии логоса, термине, обозначающем одновременно мысль и слово в их единстве). Полагают также, что анализ поставленных проблем, например, представлении о строении вещей, предметов, самого вещества из простейших элементов, далее неделимых атомов было выведено из наблюдения над грамматическим строением предложения и самого слова (предложение совокупность связанных слов, слово состоит из простейших элементов - букв; даже философское понятие "элемент" было образовано от последовательности букв в латинском языке - L - M - N)
Вопрос №22
Предмет диалектики как теории — всеобщие. объективные законы развития материального мира. А так как объективная диалектика составляет содержание субъективной, то ее основные законы являются одновременно и законами бытия, и законами мышления, и законами познания человеком мира. Они пронизывают все в мире, представляя собой систему всеобщих связей, в которых воплощается единство мира
Важнейшее место в структуре диалектики как теории развития и методологии занимают ее законы и категории, в которых конкретизируются изложенные выше принципы. Прежде чем перейти к рассмотрению основных законов диалектики следует уяснить, какой смысл вкладывается в философии и в науке в понятие «закон».