Файл: Что же такое философия Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос №38
1 Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков
а) Анатомические особенности как биологического вида:
– Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности
– Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции
– Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях
– Большой мозг и сложная нервная система
– Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка
– Длительная зависимость детей от родителей
– Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.
Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам
Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек)
Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка)
2 С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованьями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.
2 С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованьями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.
3 На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.
4 Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.
– Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке
– Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей
5 В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:
– Концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими (натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина
– Социологезаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)
Вопрос №39
Индивид – материальная основа личности.
Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:
1. Внешним человеческим обликом. Наиболее важное значение здесь имеют, прежде всего:
-
строение тела, его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей; -
прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.); -
особое строение гортани способной к членораздельной речи; -
отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры; -
высоко развитая центральная нервная система и мозг;
2. Способность к мышлению;
3. Способность к труду
Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими(личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. Понятие индивидуальность отражает неповторимость и уникальность качеств, свойств и способностей данной конкретной личности.
Индивидуальные качества выражают:
а) самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой, действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой, быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества).
б) целостность: это значит, что качества и свойства данной личности не делимы и не отделимы от нее, т.е. не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе
Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Личность – средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она – социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Неповторимость и индивидуальное своеобразие существования человека как личности означает: каждый человек неповторим, уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно – в умственных способностях, чувствах, в своем характере, общении, труде, не говоря уже о внешнем облике и поведении.
Единство социального и индивидуального, сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей – важнейшая сущностная характеристика всякой личности.
Основными элементами психической жизни личности являются побуждения, характер, способности, мировоззрение.
1. Побуждения. К побуждениям личности относят все то, что приводит ее в движение, выступает целью или мотивом человеческой деятельности. Человек обладает сознанием. Поэтому главными побудительными причинами поведения и деятельности личности выступают не бессознательные потребности, не слепой инстинкт жизни, а потребности осознанные, проявляющиеся как цели и мотивы. При этом, если иметь в виду различие природной или социокультурной основы всех человеческих побуждений, их классифицируют на:
-
побуждения естественные (биологические): потребности, влечения, инстинкты, склонности, предрасположения;
-
побуждения культурно-исторические или социальные: интересы, ценности, мотивы, цели, чувства, эмоции;
2. Характер – качества личности как социального существа, сформированные социальной средой, системой социальных отношений, социальным статусом и ролями.
Содержания характера составляют: иерархическая структура основных потребностей, мотивов деятельности, интересов, ценностей и целей жизни. Это то, что зависит от социальных условий жизни людей и их деятельности. Например, человек от природы обладает
способностью к членораздельной речи, к мышлению и труду. Но сами по себе эти способности, будучи заложены изначально в любом человеческом индивиде, развиваются в то, что они есть лишь в определенных условиях. Для человеческого индивида такими условиями, являются общение с другими людьми и обусловленные этим общением социальные отношения. Человек сам по себе, т.е. без других людей – не более чем животное, хотя и высокоразвитое. Личинка бабочки в возможности содержит все необходимое, чтобы развиться в бабочку. Но для того, чтобы это произошло, требуются определенные условия. Если бабочку бросить в воду или муравейник – она погибнет. Если человеческого индивида (ребенка) поместить в волчью стаю, то следствием этого будет нечто мало похожее на человеческую личность.
Форма характера определяется темпераментом, от которого зависят индивидуальные особенности протекания нервных процессов, их сила и скорость.
3. Способности. Различают: а) естественные (то, что заложено природой: глаз художника, ухо музыканта, рука скульптора и т.п.); б) наработанные самой личностью в процессе социализации и самовоспитания.
К основным способностям личности можно отнести:
-
внимание; -
память; -
интеллект (умственные способности); -
язык; -
мышление; -
воля.
4. Мировоззрение.
Мировоззрение – это определенная система знаний, убеждений и ценностей жизни данной личности и обусловленный им стиль мышления.
Личность, как ее определяют социологи, – это «целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения” (В.А. Ядов).
Изучение социальных качеств личности предполагает анализ трех основных аспектов ее взаимодействия с обществом.
1) Социальное положение (статус).
2) Общая направленность внутренней жизни личности: психический склад, характер, способности, мировоззрение.
3) Социальная деятельность и сознание (самосознание).
Основные факторы развития личности:
1) Биологическая наследственность;
2) Физическое окружение (природная среда);
3) Культура;
4) Групповой опыт;
5) Индивидуальный опыт.
Вопрос №40
Социальная среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. В их число входят:
1. Микросреда.
2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида.
3. Макросоциальные структуры — макросреда.
Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.
Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно — через родителей — с ребенком.
Макросреда — это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно — через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид. Конкретная социальная среда представляет собой в социально-психологическом плане совокупность отношений личности с группой.
Социальная среда – это люди, объединенные в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, побуждает, принуждает к определенной направленности социального поведения.
Вопрос №41