Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурнооздоровительной деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 2.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности)
Дисциплина: Психология
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Белкина Арина Андреевна
Преподаватель:
Беликова Татьяна Валентиновна
Задание 1. Напишите основные критерии сформированности личности. Дайте рекомендации педагогам для эффективной работы с воспитанниками и обучающимися.
Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися:
-
Для мобилизации внутренних сил, обучающихся использовать похвалу, поддержку. -
Использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы. -
Применять индивидуализацию и дифференциацию заданий для самостоятельной работы, вариативность и обеспечение возможности выбора заданий. -
Стимулировать познавательный интерес. -
Применять групповые формы обучения: взаимообучение, взаимоконтроль. -
Содействуйте формированию положительного образа «Я». Обучающийся должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом о недостатках. -
Помогите обучающемуся почувствовать свою значимость через освоение самостоятельности. Особое внимание уделяйте возлагаемой на него ответственности за самостоятельные действия. -
Помогайте понимать обучающую роль ошибок. Важно осмыслить тот позитивный опыт, который был получен: «Поражение - прекрасная возможность научиться чему-то новому», «Благодари каждое препятствие в твоей жизни. Неудачи - это великие учителя, ведущие тебя к успеху!»
Задание 2. Разработайте рекомендации для проведения досуговых мероприятий с детьми дошкольного возраста с упором на их возрастно-индивидуальные особенности.
Организуя досуг у детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности и интересы детей. При проведении досугов важно создать условия, вызывающие у детей хорошее настроение, веселье. Этому способствуют удачно оформленное помещение, красочные костюмы персонажей, игры, яркие игрушки, пособия. Большое значение имеет хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Много радости доставляют детям забавные небольшие сценки, разыгранные взрослыми в кукольном театре или в костюмах сказочных персонажей. Особенно этим характерны утренники, приуроченные какому-либо празднику. Например, Новый год, где перед детьми появляется всеми любимые персонажи, такие как Дед Мороз и Снегурочка, а также и ребята сами могут выступать в разных ролях. Отмечая день 8 Марта, дети слушают песни о маме, бабушке, сами исполняют песни «Очень любим маму» Ю. Слонова, «Пирожки» А. Филиппенко. Несложные знакомые пляски они танцуют вместе с мамами, участвуют в веселых играх, читают стихи. Здесь царит особенно теплая, ласковая, непринужденная атмосфера.
Организуя досуги, педагоги позволяют создать положительное эмоциональное настроение у дошкольников, объединить их на основе общих интересных зрелищ и игр. В организации досуга используется огромное множество игр, которые способствуют активизации процесса творческого развития формирующейся личности:
Хороводные игры — это коллективные игры или игры, развивающие такое понятие, как «коллективизм», так как в них дети вместе соучаствуют, помогают, радуются.
Хороводная игра — это прямой контакт: руки об руки друг друга, рукой за руку друга, руки на плечи друг другу.
Хороводная игра — это развитие коллективного мышления, коллективного взаимодействия, взаимной поддержки, «чувства локтя».
Хороводной игрой могут быть и «змейки», и «круги», и «паровозики», и «ручейки», и т. п.
Игры в кругу — четкое и точное геометрическое определение: в кругу. Как правило, они рассчитаны на личное, индивидуальное участие каждого человека.
Таким образом, организация досуга является составной частью — воспитательно-образовательный процесса и одной из форм организации свободного времени детей. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задание 3. Дети (7-8 лет), занимаясь в театральном кружке, повздорили по поводу того, кто какую роль будет играть. Напишите действия педагога, опираясь на возрастно-психологические особенности данного возраста.
В данном случае педагог должен провести беседу с детьми, направленную на объяснение важности роли каждого героя. Убедить детей как режиссер, раскрыть свой потенциал в той или иной роли.
Задание 4. В третьем классе на занятии по ритмике назревает конфликт между педагогом и учеником - ученик отказывается выполнять задания педагога по ритмике. Напишите действия педагога в решении проблемы.
В данной ситуации необходимо соблюдать спокойствие и не реагировать негативно на поведение ученика. Провести индивидуальную беседу и выяснить причину такого поведения, а также замотивировать ученика на выполнения заданий по данному предмету.
Задание 6. Напишите основные индивидуально-типологические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Напишите рекомендации педагогам для решения профессиональных задач с учетом индивидуально-типологических различий.
Каждый учитель уделяет внимание различиям, которые существуют между мальчиками и девочками. Эти различия стоит рассматривать на пяти уровнях: генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и на уровне коммуникаций.
Различия на генетическом уровне.
У мальчиков доминирует правое полушарие. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, абстрактное мышление. Преобладает также оперативная память и фантазирование. У девочек более развито левое полушарие. Оно отвечает за регуляцию речи, письма и счёта, интуитивную ориентацию в пространстве, развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Доминирует долговременная память.
Различия на физическом уровне.
У мальчиков большая масса тела и большая физическая села, они быстрее развивают моторику. У девочек меньшая масса, но большая грация, гибкость и подвижность. Девочки быстро развивают точность координацию движений
, аккуратны и осторожны, у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Необходимо отметить, что мальчики поступают в начальную школу физиологически менее зрелыми, чем девочки.
Различия на когнитивном уровне.
На успех в школе определённое влияние оказывает пол учащихся. Превосходство девочек над мальчиками в вербальных навыках, тогда как мальчики достигают больших результатов в вычислениях и оперировании пространственными представлениями.
У мальчиков доминирует качественный подход к изучению учебного материала, склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Наблюдается тяга к спорам, дискуссиям, азартность. Высокая скорость концентрация внимания. У девочек доминирует количественный подход к изучению учебного материала, им свойственна чёткость анализа, склонны к алгоритму, шаблону, им также присуща интуиция и предусмотрительность, аналитический подход, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе. Скорость концентрации, в отличие от мальчиков, ниже.
Различия на психологическом уровне.
На поведение детей влияют разные социальные ожидания в отношении мальчиков и девочек. Девочки, которые в период среднего детства отличаются уравновешенностью в себе и обладают сильным чувством личностной идентичности, в отрочестве и юности сталкиваются с серьёзными препятствиями в своём интеллектуальном развитии. У мальчиков быстрая реакция на воздействие окружающей среды, лёгкая адаптация к ней. Они с трудом переносят стресс. У девочек же адаптация к среде проходит через переживание, эмоциональный срыв. Но они легче переносят стрессовые ситуации через переключение на другие эмоции или слёзы. Полагаются больше на интуицию. Обладают хорошим объёмом кратковременной памяти и хорошим словарным запасом. Внимание развито достаточно хорошо.
Коммуникативный компонент.
Мальчики агрессивны, часто проявляют твёрдость и суровость, постоянны в дружбе, более решительны в своих действиях, любят риск; наблюдается резкое чередование активности и пассивности. Для поведения мальчиков младшего школьного возраста характерны более сложные отношения с окружающими их людьми, в школе и дома. Девочки сострадательны, часто проявляют нежность и заботу. Склонны к переменам и разнообразию в общении. Мальчики позднее начинают ориентироваться в сфере человеческих отношений.
С учителем отношения у мальчиков бывают напряжённые уже в начальной школе: их чаще ругают, наказывают - применяют такие педагогические воздействия, которые вызывают отрицательные эмоциональные реакции.
Более быстрое развитие правого полушария вызывает у мальчиков проявление непроизвольных интуитивных реакций, повышенную агрессивность в поведении. Это способствует нарушению эмоционально-доверительного контакта мальчиков с учителями уже в первые годы учёбы в школе, накладывает отпечаток и на последующие.
Таким образом, каждый учитель уделяет внимание таким различиям на таких уровнях как: генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и на уровне-общения.
Рекомендации по организации учебного и воспитательного процесса с учетом гендерных особенностей детей
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, a мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.
Рекомендации учителю по организации процесса обучения для мальчиков:
Старайтесь давать задания мальчикам в школе и в быту, включая в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Ругая мальчика, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, потому что он не может удерживать эмоциональное напряжение.
Мальчики медленнее включаются в работу на уроке, пик активности приходится на середину урока.
Мальчики мало реагируют на эмоциональную окраску, для них необходима спокойная деловая обстановка в классе.
Важно, чтобы тематика материала урока соответствовала мужскому архетипу, необходимо использовать гендерноориентировaнные тексты.
Мальчикам более характерна высокая активность умственной работы, поэтому учитель должен иметь запас дополнительных разноуровневых заданий по изучаемой теме; необходимо тщательнее продумывать хронометраж урока.
Для мальчиков необходима работа на уроке в режиме поисковой активности, обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации, они быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные; хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов.